УДК 341.456

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 166-168 

 

А.И. ЯСТРЕБОВА,

соискатель кафедры конституционного и административного права Российского государственного социального университета

 

Рассматриваются особенности взаимодействия органов полиции и различных организаций в США, в частности, общественных формирований типа «Соседский надзор» и «Остановим преступность», добровольной полиции, бригад безопасности и др.; изучается опыт правового регулирования деятельности общественных организаций США в части их взаимодействия с органами полиции.

Ключевые слова: общественные организации, общественный порядок, субъекты правоохранительной деятельности, формы взаимодействия, взаимодействие органов полиции и общественных организаций, зарубежный опыт.

 

Cooperation between the police authorities and public organizations in the field of public order protection in the USA

 

Yastrebova A.

 

Features of interaction of bodies of police and the various organizations in the USA are considered, in particular, public formations of type “neighbor’s supervision” and “we will stop criminality”, voluntary police, brigades of safety, etc.; experience of legal regulation of activity of public organizations of the USA regarding their interaction with police bodies is studied.

Keywords: public organizations, public order, subjects of law enforcement, forms of cooperation, cooperation between the police authorities and public organizations, international experience.

 

Ряд задач, стоящих перед современным российским обществом, например, охрана общественного порядка, могут быть решены лишь при активном сотрудничестве государства и общества. Вопросам участия общественности в охране общественного порядка и взаимодействия с органами полиции в зарубежных странах посвящено несколько научных трудов отечественных ученых: Д.Д. Шалягина, А.В. Губанова, Г.П. Ермоловича, Д.В. Васильева и др.[1]

В своих исследованиях большинство авторов приходят к выводу, что применение только принудительных мер, принятие жестких законов, увеличение числа полицейских не позволят достигнуть желаемого результата[2]. Данный тезис находит свое подтверждение в научных трудах американских, британских и австралийских ученых[3]. Среди прочих возможностей повышения эффективности такой деятельности называются вовлечение в данный процесс общественности, активное сотрудничество государственных и общественных субъектов в профилактике правонарушений и охране общественного порядка[4].

Нередко отчужденность государственных правоохранительных органов от потребностей общественности приводит к недоверию в силы государства со стороны граждан, враждебному отношению общества к представителям государства, неверию в справедливость и законность. Поэтому во многих зарубежных странах получила распространение такая модель охраны общественного порядка, которая предполагает активное сотрудничество правоохранительных органов и общественных организаций, в числе которых планирование и проведение совместных мероприятий, взаимное информирование, оказание методической и практической помощи представителям общественности со стороны органов полиции.

Особенно активно взаимодействие органов полиции и общественности в сфере охраны общественного порядка осуществляется в некоторых зарубежных странах, в частности в США, где наряду с традиционной системой организации органов полиции свое развитие получила концепция коммунальной полиции, предусматривающая сотрудничество государственных и общественных субъектов, оказание помощи населению по различным вопросам — своеобразная многофункциональная социальная служба[5]. Особенностью такого подхода является то обстоятельство, что граждане олицетворяют органы коммунальной полиции с партнером, совместно с которым осуществляют борьбу с правонарушениями[6].

Положительный результат работы коммунальной полиции достигается поддержкой ее деятельности со стороны не только департамента полиции, но и институтов гражданского общества и представителей органов власти, в том числе гражданами, общественными организациями, СМИ, социальными агентствами, педагогами, специалистами по здравоохранению, местными органами власти[7], усилия которых направлены не только на уменьшение количества правонарушений, но и на устранение самих причин их совершения.

Для достижения наибольшей эффективности в вопросах взаимодействия органов полиции с населением в США согласно Закону о борьбе с насильственной преступностью 1994 года федеральным правительством были учреждены должности сотрудников полиции, к задачам которых относилось «стимулирование и организационное оформление активности граждан в рамках типовых программ»[8]. Среди таких программ можно выделить создание общественных организаций «Соседский надзор», «Остановим преступность», а также бригад безопасности и др.

Некоторые из таких объединений отличаются наибольшей эффективностью, в частности, соседские организации, создаваемые в рамках программы «Соседский надзор», формирующиеся по месту жительства граждан из соседей по многоквартирному дому. Основная задача таких организаций — осуществление надзора за состоянием общественного порядка на вверенных им территориях. Члены объединений сами определяют, «кто будет координировать их действия; кто будет контактировать с полицией; кто будет получать общую информацию о состоянии местной преступности и доводить до жителей; в какой форме и т. д.»[9] Основной формой их деятельности является патрулирование, осуществляемое во взаимодействии с органами полиции. Участники данной программы информируют полицию о нарушениях общественного порядка, антиобщественных событиях. Оказание методической и практической

помощи со стороны органов полиции представителям общественности, выражающейся в передаче печатных материалов, содержащих информацию о предупреждении нарушений правовых норм и общественно опасных событий, направлено на повышение уровня знаний граждан о методах и способах профилактики правонарушений. Сотрудничество государственных и общественных субъектов в рамках программы «Соседский надзор» способствует уменьшению количества правонарушений, обеспечению порядка, спокойствия на улицах, что сближает представителей государства и общества для осуществления совместной деятельности.

Бригады безопасности формируются на добровольных началах по месту проживания участников, т. е. по районному принципу[10]. Основным способом участия данных организаций в охране общественного порядка является проведение профилактических бесед, патрулирование, дежурства, которые осуществляются только на известных участникам бригад улицах. Формы взаимодействия бригад безопасности с представителями государства различны: сообщение органам полиции о правонарушениях и общественно опасных событиях, проведение совместных мероприятий, патрулирование территорий, оказание содействия в решении совместных задач, обобщение положительного опыта, выработка общих направлений и определение перспектив.

В США, а также в некоторых странах Западной Европы широкое распространение получило сотрудничество государственных органов и общественности, направленное на защиту свидетелей, предполагающее выплату им материального вознаграждения, реализуемое в рамках программы «Остановим преступность»[11]. Данная программа предусматривает информирование граждан о совершенных правонарушениях различными способами, в том числе с помощью печатных изданий, радио, телевидения, электронных средств массовой информации. Участникам программы «Остановим преступность» гарантируется конфиденциальность личных данных, а за предоставление информации, способствующей расследованию и раскрытию правонарушения, выплачивается материальное вознаграждение. Вместе с тем не только получение денежного вознаграждения способствует привлечению населения к такой деятельности. Как показали исследования зарубежных ученых, многие участники таких программ считают информирование полиции «исполнением своего гражданского долга»[12].

В числе различных общественных организаций, активно взаимодействующих с органами полиции в сфере охраны общественного порядка, можно выделить добровольные полицейские организации. Добровольная полиция США формируется из лиц, прошедших курс начальной подготовки в гражданских полицейских академиях и предварительный отбор[13]. Предназначение гражданских полицейских академий состоит не столько в обучении добровольных полицейских, сколько в вовлечении общественности в процесс охраны общественного порядка, налаживании сотрудничества между государственными и общественными субъектами[14]; проходить обучение в академии может любой желающий (не обязательно будущий сотрудник добровольной полиции). К основным формам взаимодействия добровольных полицейских организаций и органов полиции в сфере охраны общественного порядка можно отнести: планирование и проведение совместных мероприятий (патрулирование территории, поддержание порядка во время массовых мероприятий (например, во время футбольных матчей, ярмарок), обеспечение безопасности дорожного движения), взаимное информирование, содействие в решении совместных задач, обобщение положительного опыта.

Наиболее эффективной и вследствие этого распространенной формой взаимодействия общественности и органов полиции является проведение совместных мероприятий, рейдов. Так, в США добровольцы-автолюбители оказывают помощь полиции в патрулировании территории. Содействуя органам полиции, гражданские патрули могут информировать полицию о значимых событиях, например, о брошенных и подозрительных автомобилях, о нарушениях общественного порядка. Не менее эффективно пешее патрулирование, осуществляемое органами полиции с привлечением общественности в рамках различных программ[15]. За каждым полицейским во время несения им дежурства закрепляется определенная территория, на которой патрулирование улиц проводится во взаимодействии с гражданами. Одним из результатов данной программы явилось то, что «граждане стали чаще сообщать в полицию о совершенных преступлениях, чем было до эксперимента»[16].

Кроме вышеперечисленных организаций, свое распространение в США получили добровольные общественные организации, деятельность которых направлена на профилактику правонарушений не только среди граждан, но и среди самих сотрудников полиции. В качестве примера можно привести такие организации, как «Коалиция борьбы против полицейских злоупотреблений», а также совещательные комитеты граждан, создаваемые при полицейских департаментах, в задачи которых входит осуществление «общественного контроля над функционированием полицейских сил»[17].

Таким образом, взаимодействие органов полиции и общественных организаций в сфере охраны общественного порядка в США происходит в самых различных формах, в том числе предполагающих взаимное информирование, планирование и проведение совместных мероприятий, содействие в решении совместных задач, оказание методической и практической помощи представителям общественности, обобщение положительного опыта. Одними из главных задач такого взаимодействия могут являться: своевременное информирование органов полиции о правонарушениях и общественно опасных событиях, уменьшение количества правонарушений, повышение уровня доверия между полицией и общественностью; решение этих задач необходимо для достижения общих целей — надлежащего состояния порядка в общественных местах, спокойствия и благополучия граждан.

 

Библиография

1 См.: Шалягин Д.Д. Полиция США — организационные и правовые основы деятельности: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 1998; Губанов А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1997; Ермолович Г.П. Добровольные организации в США по борьбе с преступностью (историко-правовой анализ): Дис. д-ра юрид. наук. — СПб., 2001; Васильев Д.В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике (по материалам США и некоторых стран Западной Европы): Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005.

2 См.: Шалягин Д.Д. Указ. раб. С. 4.

3 Там же.

4 См.: Васильев Д.В. Указ. раб. С. 12.

5 См.: Ермолович Г.П. Указ. раб. С. 126.

6 Там же. С. 12, 45.

7 Там же. С. 133—134.

8 Петрова О.С. Опыт участия общественных представителей в деятельности полиций зарубежных государств // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 2(14). — М., 2010.

9 Ермолович Г.П. Указ. раб. С. 166.

10 Там же. С. 168.

11 См.: Васильев Д.В. Указ. раб. С. 136.

12 См.: Larson R. The new crime stoppers // Journal of criminal law and criminology. — Baltimore, 2001. Vol. 75. № 1. P. 234—249. Цит. по: Васильев Д.В. Указ. раб. С. 137.

13 Там же. С. 138.

14 См.: Ермолович Г.П. Указ. раб. С. 214.

15 Например, «Программа пешего патрулирования для поддержания правопорядка с привлечением граждан общества». См.: Ермолович Г.П. Указ. раб. С. 43.

16 Там же. С. 101.

17 См.: Губанов А.В., Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. — М., 1999. С. 146. Цит. по: Ермолович Г.П. Указ. раб. С. 162.