УДК 342.9:344.44
 
В.Д. СИМУХИН,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Волжского института экономики, педагогики и права
 
Четкое разграничение административных правонарушений имеет важное научное и практическое значение, так как способствует правильной квалификации юрисдикционными органами деяния по субъектам административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, профилактике правонарушений, повышает общую правовую культуру населения.
Ключевые слова: административное наказание, административная ответственность, постановление о назначении административного наказания. 
 
An important scientific and practical value has the clear differentiating of administrative offences, because instrumental in correct qualification of act on the subjects of administrative responsibility, effective application of administrative punishments, prophylaxis of offences, jurisdiction organs, promotes the general legal culture of population.
Keywords: administrative punishment, administrative responsibility, decision about setting of administrative punishment.
 
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Важно, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):
— предупреждение;
— административный штраф;
— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— конфискация орудия совершения, или предмета административного правонарушения;
— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
— административный арест;
— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
— дисквалификация;
— административное приостановление деятельности.
В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1—4, 9 ч. 1 ст. 3.2. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3—9 ч. 1 ст. 3.2, устанавливаются только КоАП РФ.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении России и ее субъектов находятся административное и административно-процессуальное законодательство. Как показывает практика, субъекты Федерации принимают законы, где устанавливают два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф.
Административное наказание подчеркивает юридический факт административной ответственности, так как без административного наказания будет отсутствовать и сама административная ответственность.
Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает пять видов основных административных наказаний (предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация; административное приостановление деятельности) и три вида административных наказаний (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительною административного наказания)). За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административные наказания из числа указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
В КоАП РФ установлена последовательность рассмотрения видов административного наказания.
Предупреждение (ст. 3.4) — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и, безусловно, имеет существенные правовые последствия: лица, подвергшиеся данному административному наказанию, считаются таковыми в течение одного года со дня исполнения постановления (ст. 4.6).
Предупреждение относится к основным мерам административной ответственности и может применятся в сочетании с дополнительными видами административного наказания.
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, или его законному представителю, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Административный штраф (ст. 3.5) является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:
— стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
— сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счет в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
— сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке
которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Следует отметить, что в КоАП РФ данный вид административного наказания был введен, как и остальные виды, с 1 июля 2002 года (до этого использовалось понятие «штраф», и некоторые административисты предлагали ввести в юридический оборот более точное и обоснованное наименование — административный штраф[1]).
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6) является принудительным изъятием и последующей реализацией с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.
Возмездное изъятие применяется и регулируется ч. 2 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ. Следует учесть, что только эти статьи из всего перечня глав Особенной части предусматривают изъятие. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этими статьями, рассматриваются судьями в тех случаях, если орган, должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
(ст. 3.7) — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискацию характеризуют два правовых элемента: принудительность и безвозмездность.
Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
— подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению законному собственнику;
— изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.
Конфискацию предусматривают, например нормы статей 5.19, 6.13, ч. 1 ст. 7.12, ст. 8.17 КоАП РФ.
Статья 32.4 предусматривает исполнение постановления судьи о возмездном изъятии или конфискации вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.
Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12, подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе.
Статья 3.8 предусматривает лишение специального права физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему права за грубое или систематическое нарушения порядка использования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Решение о лишении специального права выносится судьей.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи инвалидностью (за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27, т. е. управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставление указанным лицом в нарушение определенных правил места ДТП, участником которого он являлся).
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
КоАП РФ предусматривает несколько видов лишения специального права, предоставленного физическому лицу, за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Так, в ч. 1 ст. 8.37 указывается на нарушение правил охоты, и гражданин лишается права охоты на срок до двух лет. Статья 9.3 за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования предусматривает лишение права управления транспортным средством на срок от трех до шести месяцев. За нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5) предусматривается для граждан и должностных лиц лишение права управления воздушным судном на срок до одного года, а за управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9), на срок от одного года до двух лет.
В главе 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ за определенные виды нарушений применяется такая мера, как лишение права управления транспортным средствами.
Кроме этого дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеперечисленными статьями КоАП РФ, рассматриваются судьями в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает дело на рассмотрение судье.
В ст. 32.5 КоАП РФ перечислены органы, исполняющие постановления о лишении специального права:
1) постановление судьи о лишении специального права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняются должностными лицами органов внутренних дел;
2) постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной и другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники;
3) постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники;
4) постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью;
5) постановление судьи о лишении права охоты исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.
Порядок исполнения постановления о лишении специального права регулируется в ст. 32.6 КоАП РФ:
— исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств судов (в том числе маломерных) и другой техники;
— исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета;
— по истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежит возврату.
Порядок исчисления срока лишения специального права установлен в ст. 32.7 КоАП РФ:
— срок лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу по-
становления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права;
— документы, предусмотренные частями 2 и 3 ст. 32.6, должны быть сданы лицом, лишенным специального права, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права;
— в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо
изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов;
— срок лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.
Административный арест установлен в ст. 3.9 КоАП РФ и выражается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Исполнения постановления об административном аресте регулируется ст. 32.8 КоАП РФ. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел.
При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутому административному аресту. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (далее — административное выдворение) состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом выезде иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 3.10). Административное выдворение в качестве меры административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами. Субъектами административного выдворения являются только иностранные граждане и лица без гражданства.
Глава 18 КоАП РФ содержит 17 статей за административные правонарушения, касающиеся Государственной границы РФ и режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории страны.
Постановление об административном выдворении исполняется:
1) пограничными органами — при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4;
2) органами внутренних дел — при совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.8, 18.10, 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях по ст. 18.8, рассматривают дела и применяют соответствующие санкции. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 23.1, статьями 18.10, 18.11.
Процедура исполнения постановления об административном выдворении производится путем официальной передачи представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы России.
Об административном выдворении из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором России с указанным государством.
Если передача лица, подлежащего административному выдворению, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение осуществляется в месте, определяемом пограничными органами[2].
Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административного выдворения иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных ст. 27.6 КоАП РФ.
Дисквалификация (ст. 3.11) заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности: в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
— ч. 2 ст. 5.27 — за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
— частями 1 и 2 ст. 14.12 — за фиктивное или преднамеренное банкротство;
— частями 1—3 ст. 4.13 — за неправильные действия при банкротстве;
— ст. 14.21 — за ненадлежащее управление юридическим лицом;
— ст. 14.22 — за совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий;
— частями 1 и 2 ст. 14.25 — за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими такую регистрацию.
Процедура исполнения постановления о дисквалификации регламентируется ст. 32.11 КоАП РФ и должна быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.
Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Формирование и ведение такого реестра осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ.
Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из реестра в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. Порядок формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц, а также размер платы за предоставление информации из реестра определяется Правительством РФ.
Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.
Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ только судьи рассматривают дела об административных правонарушениях. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями по этому виду дисквалификации (статьи 14.12, 14.13, 14.21), и применяют такую меру в девяти составах административных правонарушений данного вида.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области ограничений, установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического липа, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
КоАП РФ предусматривает данный вид административного наказания в статьях 6.6, 6.13, 6.15, 8.3, 8.21, 9.4, 10.6 и др. Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Административное приостановление деятельности было введено до принятия указанного вида наказания. В юридической науке прошла дискуссия о признании административного приостановления деятельности в виде приостановления работ, производимых с нарушением правил техники безопасности и производства, соответствующим видом административного взыскания. Данная мера применялась за определенные правонарушения, так как была мерой административной ответственности[3].
При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания. При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. Судья в обязательном порядке запрашивает заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания. Заключение не является обязательным для судьи и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивировано.
Ходатайство рассматривается судьей в пятидневный срок со дня поступления в суд в порядке, предусмотренном главой 29 КоАП РФ, с учетом соответствующих особенностей. При этом на судебное заседание вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы.
После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.
В постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности указываются сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, а также дата возобновления деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Судьи, органы и должностные лица, применяющие меры административной ответственности в соответствии с Конституцией РФ и КоАП РФ, укрепляют и защищают конституционные права человека и гражданина[4].
 
Библиография
 
1 См.: Саввин М.Я. Административный штраф. — М., 1984; Симухин В.Д. Административная ответственность в области охраны природы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 1988.
2 См.: Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства // Российская газета. 20 февр. 2009. С. 11.
3 См.: Симухин В.Д. Указ. раб. С. 15.
4 См.: Административная ответственность в Российской Федерации: Учеб.-практ. пособие / Авт.-сост. В.Д. Симухин, А.В. Симухин; под ред. В.В. Денисенко, А.Э. Ушамирского. — Волгоград, 2007.