Н.Н. ТУПИКИН,

аспирант МГЮА, заместитель Главы городского округа Щербинка Московской области

 

В статье рассматриваются и анализируются классификационные особенности торгов в эволюционном контексте формирования их видов и форм  и с учетом современных изменений законодательства. Различные классификации торгов позволяют точнее выявлять сущность  торгов, что дает законодателю возможность осуществлять нормативное закрепление гибкой системы организации и проведения торгов.

Ключевые слова: торги, конкурсы, аукционы,  открытые (публичные) торги, закрытые торги, торги с ограниченным числом участников, первичные торги, повторные торги, обязательные торги, переговоры.

 

 

Классификация торгов важна для правильной правовой и практической оценки места того или иного вида торгов, выбор формы торгов позволяет четко определить особенности порядка проведения торгов и оформления их результатов. Научные изыскания в области классификации торгов дают возможность выявить эффективность нормативного регулирования в данной сфере.

Обращаясь к истории торгов, можно отметить, что еще в середине XIX века торги проводились несколькими способами. В частности, например, проводились обыкновенные торги (изустные). Обыкновенные торги, в которых принимали участие рабочий класс и мелкие промышленники, применялись при мелких подрядах, при реализации арестованного имущества и в некоторых других случаях. Согласно статье 1494 Свода законов гражданских имущество оставалось за тем, кто дал наивыгоднейшую цену[1].

Кроме того, имело место проведение торгов посредством запечатанных объявлений. Этот способ употреблялся по усмотрению начальства в тех случаях, когда подряды или иные объекты торгов предусматривали значительные суммы. Иногда в таких торгах могли участвовать только благонадежные люди[2].

Еще одним способом был так называемый смешанный способ торгов. Он включал в себя как обычный (изустный) способ, так и по запечатанным объявлениям.

Интересен также способ торгов на право пользования недрами. В этом случае торги проводились в двух формах: как аукцион и как соревнование (конкурс) в открытой форме, а также посредством подачи запечатанных объявлений. Преимущественное право на получение недр в пользование имели благонадежные заводчики, а также лица, получившие у государства на это специальное разрешение.

Следовательно, русское дореволюционное законодательство, а также цивилистическая наука закрепляли и рассматривали различные виды и формы торгов[3].

В настоящий момент происходит развитие законодательства о торгах, в частности изменяются положения, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, например, ст. 447[4], что не может не сказаться на реализации различных видов и форм торгов. Представляется актуальным рассматривать классификационные особенности торгов не только в эволюционном контексте формирования их видов и форм, но и с учетом современных изменений законодательства в этой области правового регулирования.

Для классификации торгов могут быть использованы различные критерии. Важно, чтобы основания деления системы на элементы позволяли, не нарушая структуру системы в целом, провести разграничение, выделение внутри нее тех компонентов, которые можно исследовать как в отдельности, так и в совокупности с другими ее частями.

Как отмечается в литературе, в наибольшей степени особенности торгов проявляются в их видах. Так, М.И. Брагинский пишет, что в ст. 448 ГК РФ в качестве разновидностей торгов выделены два их вида, отличающихся своими целями. Наиболее распространены конкурсы (торги), направленные на заключение договора. Именно заключение договора с победителем конкурса признается завершением конкурса. Конкурсы второго вида считаются завершенными с момента признания за победителем права на заключение договора. Именно этот вид предусмотрен Положением о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности (утв. распоряжением Мингосимущества РФ от 28 июля 1998 г. № 774-р)[5].

Данное Положение разработано в соответствии со статьями 447—449 ГК РФ и определяет порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), находящихся в федеральной собственности, а также права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении торгов. Уклонение сторон от реализации такого права влечет за собой применение предусмотренных конкурсом неблагоприятных для них последствий.

Очень интересен для изучения и обобщения правовой материал, касающийся данного вида торгов, который содержится в ряде нижеследующих документов. Постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. № 255-ПП «О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов»[6]утверждены: Положение о проведении конкурсов на право инвестирования строительства и реконструкции объектов, Положение о проведении аукционов на право инвестирования строительства и реконструкции объектов, формы инвестиционного контракта и инвестиционного контракта (договора). Предметом и аукционов, и конкурсов выступает право на заключение инвестиционного контракта (инвестиционного контракта (договора)) или договора долгосрочной аренды земельного участка. Анализ положений постановления показывает, что заключение инвестиционного контракта (договора) предполагается по результатам аукциона, а инвестиционного контракта — по результатам конкурса или на основании правового акта Правительства Москвы.

Активность в применении законодателем правовой конструкции торгов, предметом которых является право на заключение договора, усматривается, в частности, из принятого совсем недавно Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии».

Так, в статье 4 данного закона закреплено, что передача прав на единые технологии осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров об отчуждении прав на единые технологии либо по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения лицензионных договоров о предоставлении прав на использование единых технологий (договоры о передаче прав на единые технологии).

Важно отметить, что законодатель отдельно установил случаи проведения закрытого конкурса или аукциона. Соответственно, по общему правилу передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения открытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии. Однако передача права на единую технологию по результатам проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии осуществляется в случае, если сведения о единой технологии составляют государственную тайну. Передача права на единую технологию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Заслуживающей внимания в контексте настоящего исследования является норма, которая касается права на заключение лицензионного договора. В частности, передача права на единую технологию может осуществляться по результатам проведения конкурса на право заключения лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии в случае, если единая технология связана непосредственно с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации и необходимость сохранения этих прав за Российской Федерацией не утрачена. В случае невозможности передачи права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием такого конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения лицензионного договора на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии.

В этой связи еще большую актуальность приобретают исследования В.П. Мозолина о расширении области использования виртуализируемых субъективных гражданских прав в качестве объектов гражданских правоотношений в рамках торгов[7]. Если здесь провести некую аналогию относительно права, как предмета торгов, то под понятием виртуализируемые, можно понимать что-то такое, что содержит в себе нематериальную (виртуальную) основу. Тогда напрашивается вывод, что мы имеем дело с чем-то абстрактным, которое нельзя ощущать, но оно все же есть и мало того оно уже является предметом гражданских правоотношений.

В главе 57 ГК РФ содержатся нормы, регулирующие способ заключения торгов, представляющий собой третий, не охваченный, по мнению М.И. Брагинского, понятием «торги» вид конкурсов, в дополнение к тем двум, о которых идет речь в ст. 477—490 ГК. Публичный конкурс весьма близок к тому, который был предусмотрен главой 28 ГК 1964 г. («Конкурс»). В ст. 1057 ГК РФ публичный конкурс определяется как публичное объявление лицом о выплате им денежного вознаграждения или выдачи иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Обусловленная награда выдается тому, кто по результатам конкурса признан его победителем. И все же главным, конститутивным, признаком «публичного конкурса», по мнению М.И. Б