Реклама
Статья

Вопросы квалификации преступлений, причиняющих вред здоровью, совершаемых военнослужащими (по законодательству Азербайджанской Республики)

Рассматриваются признаки совершаемых военнослужащими умышленных преступлений, причиняющих вред здоровью, предусмотренные нормами главы 35 «Преступления против военной службы» Уголовного кодекса Азербайджанской Республики.

УДК 344.13(479.24)

Страницы в журнале: 152-156 

 

С.А. Керимов,

диссертант отдела уголовного права и уголовного процесса Института философии и права Национальной Академии наук Азербайджана, Азербайджан, Баку veliev.i@rambler.ru

 

Рассматриваются признаки совершаемых военнослужащими умышленных преступлений, причиняющих вред здоровью, предусмотренные нормами главы 35 «Преступления против военной службы» Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. Проводится сравнительный анализ этих норм и положений главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против военной службы, имеющих аналогичную общественную опасность. Анализируются вопросы квалификации указанных преступлений.

Ключевые слова: квалификация преступления, преступление против военной службы, специальный субъект, умысел, санкция, здоровье, причинение вреда здоровью.

 

В  уголовном законодательстве Азербайджанской Республики отсутствует понятие «военное преступление», но используется термин «преступление против военной службы». В соответствии со ст. 327.1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики 1999 года (далее — УК АР) преступлениями против военной службы признаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Азербайджанской Республики, других войсках и воинских формированиях Азербайджанской Республики, иными лицами, имеющими на законных основаниях статус военнослужащих, а также военнообязанными, привлеченными на учебные или проверочные сборы.

На основании вышеизложенного, для правильной квалификации преступлений против военной службы особое значение имеют следующие два признака:

1) объектом рассматриваемых преступлений является установленный порядок прохождения военной службы в Вооруженных Силах Азербайджанской Республики, других войсках и воинских формированиях;

2) круг субъектов рассматриваемых преступлений специфичен: к ним относятся военнослужащие, иные лица, имеющие на законных основаниях статус военнослужащих, а также военнообязанные, привлеченные на учебные или поверочные сборы.

Указанные положения имеют важное значение для исследования вопросов квалификации умышленного причинения вреда здоровью, совершенного военнослужащим (гл. 35 «Преступления против военной службы» УК АР). В ряде статей, предусмотренных в данной главе, говорится о применении насилия, а также о причинении в какой-либо форме вреда здоровью различной тяжести. В ст. 31 Конституции Азербайджанской Республики 1995 года закреплено право каждого человека на жизнь и охрану здоровья, безопасное проживание, которое считается высшей целью светского, демократического и правового государства.

Для правильной квалификации совершаемых военнослужащими конкретных преступлений в виде умышленного причинения вреда здоровью необходимо иметь ясное представление об объекте и объективной стороне, субъекте и субъективной стороне рассматриваемых преступлений. Родовым (специальным) объектом преступлений против военной службы выступают отношения, регламентирующие порядок прохождения военной службы в Вооруженных Силах Азербайджанской Республики. Порядок прохождения военной службы (военный правопорядок) состоит из совокупности общественных отношений, образованных в процессе военной и боевой (караульной) деятельности армии, войск, закрепленных в законах Азербайджанской Республики, в военной присяге, воинских уставах, правилах прохождения воинской службы различными категориями военнослужащих и в других военных законодательных актах. Определение непосредственного объекта рассматриваемых преступлений позволяет не только отличать их друг от друга, но и классифицировать по различным группам.

Что касается объективной стороны, преступления против военной службы совершаются в форме действия или бездействия, связанного с нарушениями воинской дисциплины и военного правопорядка. В качестве факультативных признаков этих преступлений выступают такие, как время, место и обстановка совершения преступления. Данные признаки влияют не только на степень общественной опасности преступлений против военной службы, но и на признание соответствующего деяния в качестве преступления в целом.

При решении вопроса о квалификации преступления необходимо учитывать, что, согласно ст. 327.1 УК АР, к субъектам преступлений против военной службы отнесены следующие лица:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту;

2) иные лица, имеющие на законных основаниях статус военнослужащих;

3) военнообязанные, привлеченные на учебные или поверочные сборы.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Азербайджанской Республики от 25.12.1991 № 36 «О статусе военнослужащих», военнослужащие находятся при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их фактического выполнения, в том числе во время участия в боевых действиях, нахождения на учениях, боевом дежурстве, боевой службе и гарнизонном наряде, на сборах, в командировках, при следовании к месту службы и со службы и в других случаях. Согласно ч. 3 данной статьи, в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики военнослужащие при выполнении властных полномочий по военной службе по отношению к гражданам считаются представителями власти.

Следовательно, под военнослужащими подразумеваются граждане Азербайджанской Республики, проходящие действительную военную службу в Вооруженных Силах Азербайджанской Республики, других войсковых соединениях и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики. Находящиеся в запасе военнообязанные могут быть субъектами преступлений против военной службы только в период нахождения на учебных или проверочных сборах. Факт изменения правового положения лица, находящегося на военной службе, оформляется приказом [7, с. 74].

Преступлениями, умышленно причиняющими вред здоровью, можно считать следующие общественно опасные деяния, предусмотренные в гл. 35 «Преступления против военной службы» УК АР: сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (ст. 329), насильственные действия в отношении начальника (ст. 330), оскорбление, нанесение побоев или истязание военнослужащего (ст. 331), нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 332), преступные действия военнослужащего, находящегося в плену (ст. 346). Эти преступления среди преступлений против военной службы наиболее распространены  и отличаются высокой степенью общественной опасности.

Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 329 УК АР, выражается в действиях по ограничению функций командиров (начальников) или военнослужащих, в некоторых случаях делающих реализацию возложенных на них функций невозможной, а также в нанесении серьезного вреда авторитету командиров (начальников).

Объектом преступления, согласно ст. 329.1 УК АР, считается порядок воинской подчиненности, обеспечивающий нормальную служебную деятельность начальников и других лиц, исполняющих возложенные на них обязанности военной службы, а также жизнь и здоровье указанных лиц.

В юридической литературе указывается, что при оказании сопротивления умысел виновного направлен на воспрепятствование начальнику в исполнении возложенных на него служебных обязанностей. Во время принуждения это действие направлено на то, чтобы с помощью незаконных методов вопреки интересам службы лишить начальника возможности исполнять возложенные на него обязанности [6, с. 80]. Умысел в сопротивлении начальнику или принуждении его к нарушению служебных обязанностей в основном направлен против жизни и здоровья лиц, исполняющих возложенные на них обязанности военной службы. Виновный, оказывая сопротивление начальнику или применяя меры принуждения, заставляет того нарушить возложенные на него служебные обязанности. Поскольку виновный пытается достичь своей цели незаконным путем, сделать это без сопротивления бывает невозможно [8, с. 11].

В соответствии со ст. 127 УК АР под умышленным причинением менее тяжкого вреда здоровью подразумевается вред здоровью, не повлекший последствий, указанных в ст. 126 УК АР, но вызвавший длительное расстройство здоровья и значительную утрату общей трудоспособности менее чем на 1/3. По смыслу данного положения под тяжкими последствиями  подразумевается нанесение в результате сопротивления начальнику или принуждения его к нарушениям служебных обязанностей значительного вреда интересам Вооруженных Сил Азербайджанской Республики (например, срыв выполнения боевого задания, нанесение большого материального урона) или личности начальника либо другого лица, исполняющего обязанности военной службы. В ст. 329.3 УК АР предусмотрены особо отягчающие обстоятельства данного преступления.

Объективную сторону деяния, предусмотренного в ст. 330.1 УК АР, составляет причинение легкого вреда здоровью начальника либо нанесение ему побоев. Субъектом рассматриваемого преступления может быть военнослужащий, который по службе или по воинскому званию постоянно или временно подчинен данному начальнику. В статьях 330.2 и 330.2 УК АР предусмотрены отягчающие и особо отягчающие ответственность обстоятельства за насильственные действия в отношении начальника.

Общественная опасность преступления в виде оскорбления, нанесения побоев или истязания военнослужащего, предусмотренного ст. 331 УК АР, возрастает вследствие того, что, наряду с нарушением правил воинской дисциплины, совершение подобных деяний сопряжено с посягательством на честь и достоинство военнослужащих, а также их здоровье.

По мнению Н.И. Кузнецова, объективная сторона оскорбления, нанесения побоев или истязания военнослужащего характеризуются следующими важными признаками:

1) нанесение начальником побоев находящемуся в его подчинении военнослужащему в связи с исполнением обязанностей по военной службе;

2) истязание начальником находящегося в его подчинении военнослужащего в связи с исполнением обязанностей по военной службе [5, с. 83].

Под побоями подразумевается нанесение потерпевшему многократных ударов. Нанесение более трех ударов оценивается в качестве многократного нанесения ударов. Под истязанием подразумевается причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или применения других насильственных действий.

В ст. 332 УК АР предусмотрена ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Объектами таких преступлений являются уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, а также личность, здоровье, честь и достоинство потерпевшего.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 332.1 УК АР, выражается в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, при котором один военнослужащий унижает честь и достоинство другого с применением насилия против него. Под нарушением уставных правил взаимоотношений подразумевается осуществление различных видов насилия одним военнослужащим против другого военнослужащего, его оскорбление, т. е. унижение чести и достоинства.

В юридической литературе совершенно справедливо отмечается, что такие действия, как правило, совершаются с целью создания более благоприятного условия службы для виновного, достижения привилегированного положения в коллективе, стремления утвердить свое превосходство перед другими военнослужащими, с которыми он проходит совместную службу, в том числе из хулиганских побуждений [4, с. 44]. В статьях 332.2 и 332.3 УК АР предусмотрены квалифицирующие признаки нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

Рецидивы среди военнослужащих, совершивших преступления против военной службы, встречаются редко. Основная причина этого — краткосрочность воинской службы. Неоднократность в смысле, предусмотренном статьей 332.2.1 УК АР, подразумевает совершение нарушений уставных правил взаимоотношений два или более раза.

Рассмотрим практический пример. 9 февраля 2006 г. А., придя в палату к И., находящемуся на лечении в медицинском пункте воинской части № 242, под угрозой насилия над личностью потребовал от него загрузить на его мобильный телефон контуры на сумму 20000 старых азербайджанских манатов. Испугавшись побоев, И. позвонил своему отцу и выполнил указанное требование. 14февраля 2006 г.  около 17:00 тот же военнослужащий вновь пришел в палату к И. и под угрозой насилия потребовал загрузить на свой мобильный телефон контуры на сумму 50000 старых азербайджанских манатов. При получении отказа, в нарушение требований пунктов 1, 5, 38 и 138 Устава внутренней службы Азербайджанской Республики и пунктов 1 и 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Азербайджанской Республики, нанес И. четыре пощечины и два удара в область живота, после чего сумел добиться выполнения своего требования. После этого, 15 февраля 2006 г. А., придя в палату, в которой лежал командир 2-го орудия 2-го взвода 7-й батареи военной части № 929 младший сержант Е., под угрозой насилия потребовал загрузить на свой мобильный телефон контуры на сумму 10 000 старых азербайджанских манатов, когда последний не выполнил требование, нанес ему многократные пощечины и удары кулаком. По приговору суда А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 332.2.2 УК АР [1].

В юридической литературе справедливо указано, что, если виновный ранее был освобожден от уголовной ответственности или с него была снята судимость либо он уже понес наказание за нарушение уставных правил взаимоотношений, повторное совершение такого поступка не считается неоднократным [2, с. 87]. В этом случае преступление может оцениваться как совершенное в отношении двух или более лиц (ст. 332.2.2 УК АР), если оно совершено в нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства, либо с применением насилия в отношении двух или более лиц.

Статья 332.3 УК АР предусматривает квалифицирующие обстоятельства в виде наступления тяжких последствий для рассматриваемого преступления. К тяжким последствиям, наступающим в результате нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, относятся:

1) убийство потерпевшего лица военнослужащим;

2) причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему;

3) самоубийство или покушение на него потерпевшего.

Умышленное убийство потерпевшего или умышленное причинение ему тяжкого вреда здоровью дополнительно квалифицируются по соответствующим статьям УК АР, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими может сопровождаться изъятием личных вещей у потерпевшего. В таких случаях действия виновного, наряду со ст. 332 УК АР, могут квалифицироваться по соответствующим статьям УК АР, предусматривающим ответственность за преступления против собственности [3, с. 909].

Для правильной квалификации рассматриваемых преступлений необходимо сопоставление их санкций с санкциями, предусмотренными нормами УК АР об ответственности за преступления против личности. В ст. 329.2.3 УК АР за такое же деяние с причинением тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью, а равно повлекшие иные тяжкие последствия, предусмотрена санкция в виде лишения свободы от трех до восьми лет. Следует отметить, что такая же санкция предусмотрена в аналогичной по содержанию ч. 2 ст. 333 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года (далее — УК РФ). В ст. 330.2.3 УК АР за насильственные действия в отношении начальника в связи с исполнением им обязанностей по военной службе с причинением тяжкого или менее тяжкого вреда его здоровью, а равно повлекшие иные тяжкие последствия, предусмотрено лишение свободы на срок от трех до пяти лет, а в аналогичной по содержанию ч. 2 ст. 334 УК РФ — до восьми лет.

Согласно статьям 332.2.5 и 332.3 УК АР, за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности с причинением менее тяжкого вреда здоровью потерпевшему предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, а за деяния, повлекшие тяжкие последствия, — от пяти до десяти лет. В п. «д» ч. 2 ст. 335 УК РФ за причинение вреда здоровью средней тяжести предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет, а за деяния, повлекшие тяжкие последствия (ч. 3 ст. 335 УК РФ), — до десяти лет.

В ст. 126.2.2 УК АР за умышленное причинение потерпевшему  тяжкого вреда здоровью в связи с осуществлением им служебной деятельности установлено наказание в виде лишения свободы на срок от шести до одиннадцати лет. Санкция за умышленное причинение менее тяжкого вреда здоровью, согласно ст. 127.1 УК АР, предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, либо ограничение свободы на тот же срок, либо лишение свободы на срок до двух лет, а в отношении потерпевшего, осуществляющего служебную деятельность (ст. 127.2.1 УК АР), — лишение свободы на срок до пяти лет.

Сравнение диспозиций и санкций статей 329, 330, 331, 346, а также 126 и 127 УК АР позволяет утверждать, что в случаях нанесения вреда здоровью потерпевшему, указанных в статьях 329, 330, 331 и 346 УК АР, нет необходимости дополнительно квалифицировать эти деяния по статьям 126 и 127 УК АР. В то же время, умышленное убийство или убийство по неосторожности потерпевшего не охватываются указанными статьями и дополнительно квалифицируются по иным статьям УК АР, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Подводя итоги анализа вопросов квалификации преступлений в виде умышленного причинения вреда здоровью, совершаемых военнослужащими, можно сделать следующие выводы:

1) преступления в виде умышленного причинения вреда здоровью, совершаемые военнослужащими, сопровождаются нарушением воинской дисциплины в Вооруженных Силах Азербайджанской Республики и посягают на уставные правила подчиненности;

2) подобные действия снижают авторитет командиров (начальников), руководящих армейскими и войсковыми частями, ослабляют взаимоотношения между личным составом Вооруженных Сил Азербайджанской Республики, наносят удар морально-духовным ценностям;

3) эти преступления наносят вред воинскому правопорядку, обеспечению постоянной боевой готовности личного состава армии и военно-морского флота, создают опасность для выполнению обязанностей, стоящих перед Вооруженными Силами Азербайджанской Республики.

 

Список литературы

 

1. Архив Военного суда Азербайджанской Республики по делам о тяжких преступлениях. Дело № 1-79/2006.

2. Загорский Г.И. Судебное разбирательство по уголовному делу. — М., 1991.

3. Комментарий к Уголовному Кодексу Азербайджанской Республики / под ред. Ф.Ю. Самандарова. — Баку, 2012.

4. Кузнецов Н.И. Основания и порядок привлечения военнослужащих к уголовной ответственности // Военное законодательство и правовое воспитание воинов. — М., 2003.

5. Кузнецов Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих // Основы уголовного права. — М., 1999.

6. Павлов Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих по уголовному праву. — М., 2001.

7. Певень Л.В. Контрактная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 1996. № 2.

 

8. Стрекозов В.Г. Законы об обороне и статусе военнослужащих — правовая основа социальной политики государства в Вооруженных Силах // Военная мысль. 2001. № 3.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье отражены проблемы квалификации действий лица, незаконно подключившегося к газовым сетям и потреблявшего газ в коммунально-бытовых нуждах.
Добавлено: 04.06.2023
В статье прослеживается развитие в российском уголовном законодательстве ответственности за незаконное потребление электроэнергии.
Добавлено: 02.08.2022
Статья посвящена вопросам организации деятельности государств в сфере обеспечения прав человека на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду
Добавлено: 06.04.2022
Одним из традиционных межотраслевых институтов в российском праве является институт конфискации — безвозмездного принудительного изъятия имущества в пользу государства.
Добавлено: 03.06.2021
Рассматриваются особенности функционирования государственных корпораций в Российской Федерации, анализируются отдельные положения федерального законодательства и подзаконных актов о государственных корпорациях.
Добавлено: 30.11.2020