Е.С. ПАНФИЛОВА,

аспирант Российского государственного института интеллектуальной собственности

 

Как в российском, так и в международном праве идут постоянные поиски эффективной охраны интеллектуальной собственности. Законодательство о промышленных образцах также изменяется в процессе его усовершенствования и унификации. Франция, обладающая значительным опытом в области охраны промышленных образцов, отразила в своем законодательстве общие мировые тенденции.

Франция — одна из первых стран, давшая возможность авторам промышленных образцов получить охрану на свои произведения. В Законе о художественном творчестве 1793 года была предоставлена охрана любым творениям «авторов письменных произведений во всех жанрах, композиторам, художникам и авторам рисунков». В 1806 году в интересах лионских производителей шелка был принят специальный закон, относящийся к промышленным образцам, который затрагивал сначала лишь рисунки для тканей, а затем распространился на рисунки и модели во всех областях промышленности. Закон 1902 года, которым был изменен Закон о художественном творчестве 1793 года, внес некоторую ясность в применение двух предшествующих законов. Затем охрана промышленных образцов регулировалась нормами Закона 1909 года. Одновременно существовала охрана короткоживущих промышленных образцов: Закон 1952 года устанавливал особый режим охраны для сезонных промышленных изделий, относящихся к сезонной одежде и украшениям.

В 1992 году законодательство Франции по промышленной собственности было реформировано. Вместо законов, посвященных охране отдельных объектов, был принят Кодекс интеллектуальной собственности (далее — Кодекс ИС), включивший в себя Закон 1909 года и Ордонанс 2001 года. В Кодекс ИС помимо норм об авторском праве вошли нормы законодательства об охране промышленных образцов (книга 5), изобретений, технических знаний, новых сортов растений, товарных знаков, знаков обслуживания и других отличительных обозначений. Кодекс ИС принят в соответствии с общеевропейским процессом гармонизации национального законодательства стран—членов Европейского союза в области охраны промышленных образцов.

Процесс гармонизации национального законодательства стран—членов Европейского союза в области охраны промышленных образцов получил закрепление в Директиве Европейского союза 98/71/СЕ по промышленным образцам (далее — Директива). Принятию Директивы предшествовала восьмилетняя подготовительная работа по унификации 15 разнообразных правовых систем. В результате, не ломая целостности права о промышленных образцах, гармонизация направлена на общие положения, в частности, условия предоставления охраны, объем и продолжительность охраны. Гармонизация не затрагивает других аспектов предоставления охраны промышленным образцам, т. е. положений, касающихся процедуры получения охраны и решения споров в отношении промышленных образцов. Страны—участницы Директивы вправе самостоятельно решать вопросы порядка и структуры регистрации, размера пошлины, а также типа проводимой экспертизы (положения 5 и 6 Директивы).

Поскольку Директива в какой-то степени является инструментом «мягкой гармонизации», на страны-участницы не возлагается обязанность воспроизводить ее содержание дословно; достаточно только, чтобы суть норм национальных законов выражала смысл соответствующих положений Директивы. Франция оставляет в своем законодательстве, посвященном условиям охраноспособности промышленного образца, привычный для ее граждан термин «собственный характер» (в Директиве — «индивидуальный характер»); при экспертизе промышленного образца используется понятие «опытный пользователь» (в Директиве — «опытный наблюдатель»). Французский законодатель бережно относится к собственной правовой традиции, формировавшейся веками, и не допускает возникновения ненужного сумбура, который мог бы быть следствием изменения исторически сложившихся формулировок, следуя принципу «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

В отношении определения промышленного образца Франция позволила полное заимствование формулировки, предложенной Европейским союзом: «внешний вид товара или его части, складывающийся из ряда черт, в частности из линий, контуров, цветов, формы, текстуры и/или материалов самого товара и/или его орнамента». Ранее во Франции промышленным образцом считалось само изделие, имевшее какие-либо оригинальные характеристики; в настоящее время в качестве промышленного образца защищается не изделие определенного внешнего вида, а сам внешний вид изделия. Такое определение позволяет защитить оригинальное оформление не одного какого-либо товара, а ряда различных товаров.

Франция, известная в мировой правовой практике как страна, опирающаяся в законодательстве об интеллектуальной собственности на принцип единства искусства (иначе — доктрина единства художественного творчества), выражающийся в возможности как авторско-правовой, так и патентной охраны промышленных образцов, не лишила такого выбора заявителей, испрашивающих охраны промышленных образцов. В ст. L.513-2 Кодекса ИС закреплено следующее: регистрация промышленного образца предоставляет ее правообладателю право собственности независимо от права, вытекающего из применения иных норм закона, в частности книг 1 и 3 (касающихся права автора). Статья 17 Директивы начинается с утверждения, что «промышленный образец, регистрируемый в одной из стран-участниц, получает в равной степени охрану, предоставляемую законом об авторском праве данной страны, начиная с даты его создания или воплощения в какой-либо форме», но содержит следующую оговорку: «порядок и условия получения такой охраны, включая необходимую степень оригинальности, определяются каждой страной-участницей». Франция воспользовалась этой нормой, тем самым вновь показав свою последовательную позицию в сохранении правовой традиции.

Срок охраны промышленного образца в Европейском союзе — 5 лет, с возможностью 4-кратного продления регистрации на 5 лет, но максимальный срок действия регистрации промышленного образца с момента подачи заявки не должен превышать 25 лет. Такой же срок предоставляет и Франция (ст. L.513-1 Кодекса ИС), сократив его наполовину после вступления в силу Директивы. Однако в соответствии с авторским правом такой срок увеличивается до 70 лет (ст. L.123-3 книги 1 Кодекса ИС).

Цель гармонизации законодательства стран Европейского союза заключается в том, чтобы появилась возможность защитить промышленный образец во всех странах союза одновременно по единой процедуре, установленной одним актом, при этом сохранить национальные системы регистрации в каждом государстве союза. Было принято Положение Европейского союза о промышленных образцах от 05.01.2002 № 6/2002 (далее — Положение ЕС), базирующееся на нормах Директивы.

В рамках Положения ЕС предложен механизм охраны для тех промышленных образцов, которые, как правило, пользуются спросом ограниченный период. Такими промышленными образцами являются изделия, быстро устаревающие морально, коммерческая жизнь которых коротка. Прохождение длительных по времени и требующих финансовых затрат формальностей, связанных с процедурой регистрации этих промышленных образцов, нецелесообразно, однако их защита хотя бы на небольшой период дает значительные преимущества их обладателям. С этой целью незарегистрированным промышленным образцам, которые стали общедоступными на территории Европейского союза, предоставляется правовая охрана без выполнения каких-либо формальностей, а также без уплаты пошлин на территории всех стран Европейского союза. Правовая охрана действует в течение 3 лет, начиная с того дня, когда промышленный образец стал общедоступным. Первое раскрытие информации о промышленном образце должно произойти в пределах территории Европейского союза (ст. 11).

Французские законодатели не предоставили охрану незарегистрированным промышленным образцам в пределах национального права, но установили специальные нормы упрощенной регистрации товаров из сферы высокой моды. В таком режиме промышленный образец охраняется в течение 3 лет посредством отсрочки его публикации в официальном бюллетене промышленной собственности (ст. L.512-2 Кодекса ИС). Если заявитель желает получить полную общепринятую охрану, он сообщает о своем желании опубликования за 6 месяцев до истечения 3-летнего срока. В этом случае он направляет письменную заявку в Национальный институт интеллектуальной собственности Франции. При этом публикация может быть выполнена как в полной форме, так и в части, однако заявитель должен привести все документы заявки в соответствие с требованиями, предъявляемыми при полной, традиционной охране промышленного образца.

Преимущество упрощенной формы охраны состоит в том, что заявитель имеет время для того, чтобы решить, нужна ли ему последующая правовая защита, экономит на размере пошлины, поскольку имеет право воздержаться от дальнейшей охраны, а следовательно, от доплаты пошлины. Простота такой формы испрашивания охраны выражается и в том, что требования к изображению промышленного образца ограничиваются одним экземпляром размером 21    29,7 см. Не существует и особой формы бланка: используется единый бланк для всех промышленных образцов, в котором указывается желаемый способ охраны.

Отсрочка публикации согласно Директиве может быть проведена до конца года с даты подачи заявки на регистрацию промышленного образца. Во французском законодательстве публикация может быть осуществлена до истечения 3 лет с даты подачи заявки, что предоставляет значительную свободу заявителю.

Практически невозможно определить, какая форма охраны сезонных промышленных образцов наиболее совершенна. Очевидно, что французская система, которая формировалась годами (первый закон был принят еще в 1952 году), являет собой отработанный механизм. Только время выявит возможные недостатки механизма, предложенного Директивой.

Критерий мировой новизны, применяемый к промышленному образцу, и в Директиве, и

во французском законодательстве одинаков — 12 месяцев. Обстоятельство, в силу которого промышленный образец стал общедоступным, не будет порочить его новизну, если заявка на регистрацию промышленного образца была подана до истечения 12-месячного срока с момента его обнародования на территории той же юрисдикции.

Согласно Директиве разрешается подача единой заявки на неограниченное количество промышленных образцов, если в соответствии с Локарнским соглашением 1968 года, устанавливающим международную классификацию промышленных образцов, они относятся к одному классу (например, класс 17 называется «Музыкальные инструменты»). Если в качестве промышленного образца регистрируется украшение, заявка может включать неограниченное количество классов. Кодекс ИС ограничивает количество промышленных образцов, включаемых в одну заявку, до 100 образцов. Причины такого ограничения, возможно, связаны с усложнением и затягиванием процедуры рассмотрения заявки в случае нелимитированного количества образцов.

Французское законодательство до принятия Директивы защищало промышленные образцы от копирования и сходных до невозможности отличить. В настоящее время защита предоставляется любому промышленному образцу, который не производит впечатления иного образца на опытного пользователя (или опытного наблюдателя). Объем охраны расширен, поскольку копирование и сходство до невозможности отличить фактически понимаются как детальное, очень близкое к оригиналу воспроизведение, в то время как промышленный образец может иметь сходство, не повторяя до минимальных подробностей иной образец.

Несмотря на то что Директива восприняла правовые системы 15 стран Европы, разработана на анализе достоинств и недостатков каждой системы и в какой-то степени включила в себя правовую практику Франции, французские законодатели постарались сохранить национальный опыт, выработанный годами и выражающий национальные и культурные традиции государства, отразив при этом последние тенденции Европы в сфере охраны промышленных образцов.

Опыт Франции по унификации законодательства представляет особый интерес. Россия связана с Европейским сообществом Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994 года. Наша страна обязуется гармонизировать свое законодательство об интеллектуальной собственности в соответствии с документами Европейского союза в данной сфере (ст. 54).