О. САМАТОВ,

докторант Института государства и права РАН

 

После терактов в США 11 сентября 2001 г. в рамках Организации Объединенных Наций были приняты срочные антитеррористические меры. Генеральная Ассамблея рассмотрела вопрос об этих трагических событиях уже на следующий день после нападения и приняла резолюцию, в которой настоятельно призвала к международному сотрудничеству с целью предотвращения актов терроризма[1].

Совет Безопасности также принял резолюцию (1368), осудив террористические нападения, и заявил, что считает такие действия угрозой для международного мира и безопасности, а также призвал международное сообщество расширить сотрудничество во всех аспектах. Председатель Совета коллективной безопасности буквально через день после трагических событий в Нью-Йорке выступил от имени участников Организации договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ) со специальным заявлением, в котором призвал обеспечить эффективное противодействие международному терроризму путем коллективных действий, подтвердив готовность к этому государств — членов ОДКБ.

Вскоре после этого состоялось заседание Комитета начальников штабов ОДКБ, где был принят ряд важных решений по укреплению безопасности на южных рубежах СНГ, оперативному обеспечению деятельности коллективных сил быстрого развертывания. Уже в октябре 2001 года были проведены основные учения на местности (Баткенская область Республики Кыргызстан) подразделения КСБР с боевыми стрельбами.

Затем состоялось внеочередное заседание Комитета секретарей Совета безопасности государств — членов ОДКБ с участием других стран СНГ. В заявлении от 09.10.2001 по итогам заседания вновь была подчеркнута готовность государств — участников СНГ и ОДКБ активно содействовать усилиям международного сообщества по формированию глобального антитеррористического фронта, по разработке всеобщей конвенции по борьбе с международным терроризмом.

Была поддержана идея создания под эгидой ООН широкого международного фонда для финансирования конкретных контртеррористических операций. Признано необходимым осуществление государствами ОДКБ широкого международного сотрудничества по пресечению финансирования террористической деятельности. Участники заседания предупредили о недопустимости отождествления миллионов верующих мусульман с фанатиками-террористами. Касаясь взаимодействия государств — членов СНГ с США и их ближайшими союзниками, участники заседания отметили важность соблюдения согласованной политической линии своих стран в отношении проведения антитеррористической операции в Афганистане. Следует отметить, что заявление по предложению государств — участников ОДКБ было распространено в качестве официального документа Совета Безопасности ООН.

Новым и основополагающим этапом военно-политического сотрудничества государств в этой области стал Договор о коллективной безопасности (далее — Договор), который к 1999 году объединял 9 государств — членов СНГ1[2]. В следующем пятилетнем периоде участвуют 6 государств СНГ: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан[3]. Причины для неучастия в Договоре у каждого государства свои. Следует сказать о том, что оговорки к Уставу ОДКБ не допускаются (ст. 27)[4]. Во исполнение Договора главы государств СНГ 7 октября 2002 г. приняли Соглашение о правовом статусе ОДКБ[5].

Основной целью ОДКБ является борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, с организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств — членов ОДКБ. Важными составляющими являются межгосударственные органы ОДКБ: Совет коллективной безопасности; Совет министров иностранных дел; Совет министров обороны; Комитет секретарей Совета безопасности. Постоянно действующим рабочим органом ОДКБ является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем этой международной организации.

Необходимым инструментом сдерживания внешних потенциальных и реальных угроз является подписанный в рамках СНГ Договор. Хотя интеграционные процессы за несколько прошедших лет, ведущие к созданию в СНГ стройной системы коллективной безопасности, по ряду причин пока не получили динамичного развития, этот документ ОДКБ полностью сохраняет свою актуальность, значимость как системообразующая основа, определяющий фактор военно-политического сотрудничества.

Актуальность Договора применительно к странам Центральной Азии особенно очевидна на фоне новой неустойчивой и взрывоопасной ситуации и мире, а также на этапе становления молодых независимых государств, формирования внешних условий, необходимых им для проведения реформ.

Одна из отличительных черт современного терроризма — динамика его проявлений и методы, к которым прибегают террористы для достижения своих целей. Соответственно, не имеют застывших форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма. Многие из них находятся в процессе становления.

Центральным положением всех договоров о борьбе с терроризмом, многочисленных решений СНГ, ОДКБ и других международных организаций является принцип международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Долг каждого государства — вносить свой вклад в дело ликвидации коренных причин этого явления. Кыргызская Республика демонстрирует на практике приверженность приоритету укрепления системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе развития и укрепления ОДКБ. Законодательство Кыргызстана приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию.

 

Библиография

1 См. Резолюцию ООН 56/1, принятую Генеральной Ассамблеей 12.09.2001.

2 Договор подписан 15.05.1992. Не присоединились Молдова, Туркменистан и Украина.

3 См. Протокол о пролонгации Договора о коллективной безопасности // Бюллетень международных договоров. 2000. № 12. С. 9.

4 См. Бюллетень международных договоров. 2004. № 3. С. 9.

5 См. там же. С. 10—17.