Т.В. МЕЛЬНИК,

соискатель сектора международно-правовых исследований Института государства и права РАН

 

В статье приводятся основные меры, принимаемые  ООН для борьбы с финансированием терроризма; для реализаци этих  мер автор предлагает внести определенные изменения в  национальное  законодательство.

 

The article presents the main measures taken by the UN to combat terrorism financing, for the implementation of these measures, the author proposes some changes in national legislation.

 

Большое внимание проблеме борьбы с фи-нансированием терроризма уделяется в до-кументах Генеральной Ассамблеи и Совета Бе-зопасности ООН. Данное направление работы особенно активизировалось после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. Совет Безопасности ООН в Резолюции 1368 (2001) от 12 сентября 2001 г.[1] призвал государства предпринять совместные усилия для того, чтобы предать правосудию исполнителей, организаторов и спонсоров террористических актов. Аналогичный призыв содержался и в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН А/56/L1 от 18 сентября 2001 г.

В Резолюции Совета Безопасности ООН 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г. о борьбе с международным терроризмом[2], принятой на основании главы VII Устава ООН, предусмотрен ши-рокий круг мер на национальном, региональном и универсальном уровнях, включающий, в том числе:

· запрет на финансирование террористических действий, предотвращение и пресечение финансирования террористических актов;

· объявление преступной любой деятельности, связанной со сбором средств на территории любого государства с целью поддержки терроризма;

· обмен информацией и сотрудничество между всеми государствами по вопросам координации борьбы с терроризмом;

· безотлагательное блокирование средств и других финансовых активов или экономических ресурсов лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или участвуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению; организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, а также и лиц, и организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц и организаций, включая средства, полученные или приобретенные с помощью собственности, прямо или косвенно находящейся во владении или под контролем таких лиц и связанных с ними лиц и организаций;

· скорейшее присоединение всех государств к действующим международным конвенциям и протоколам ООН по борьбе с терроризмом, в том числе к Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. и их полное осуществление[3].

В соответствии со ст. 25 Устава ООН положения резолюции Совета Безопасности ООН 1373 носят обязательный характер для всех государств — членов ООН. Этот феномен еще не оценен должным образом наукой международного права, однако он заслуживает одобрения[4]. Контроль за выполнением Резолюции 1373 осуществляет созданный Советом Безопасности ООН Контртеррористический комитет[5]. Не-обходимо отметить, что Контртеррористический комитет принимает активное участие в работе ФАТФ в качестве наблюдателя.

В Резолюции 56/88 от 12 декабря 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН вновь призвала государства воздерживаться от финансирования, поощрения, обучения или оказания какой-либо иной поддержки террористической деятельности, а также стать участниками Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.

Резолюцией Совета Безопасности ООН 1456 (2003) от 20 января 2003 г. принята Декларация по вопросу о борьбе с терроризмом[6]. В преамбуле к Декларации отмечена необходимость усиления борьбы с финансированием терроризма, а также предотвращения использования террористами иной преступной деятельности, в том числе «отмывания» денег. В Декларации государства призываются привлечь к судебной ответственности лиц, финансирующих акты терроризма.

В соответствии с Резолюцией 1267 был создан Комитет Совета Безопасности ООН, состоящий из всех членов Совета, к компетенции которого относится, наряду с другими вопросами, составление перечня лиц, групп и организаций, средства и другие финансовые активы которых должны быть заморожены. Под руководством Комитета действует Группа по наблюдению, функции которой определены в приложении I к Резолюции СБ ООН 1617 (2005).

Серьезные сложности в практике государств вызывает идентификация лиц, входящих в перечень, в связи с отсутствием всех необходимых для идентификации персональных данных. В п. 4 Резолюции Совета Безопасности ООН 1455 (2003) была отмечена необходимость представления Комитету имен и идентифицирующих данных в отношении членов «Аль-Каиды» и движения «Талибан», связанных с ними лиц, групп и организаций.

В Резолюции СБ ООН 1617 (2005) от 29 ию-ля 2005 г. подчеркнута необходимость уточнения перечня с учетом вновь поступающей информации о лицах, группах и организациях, входящих в «Аль-Каиду».

Действуя на основании Главы VII Устава ООН, Совет Безопасности ООН определил критерии для установления связи лица, группы, предприятия или организации с Усамой бен Ладеном, сетью «Аль Каида» и движением «Та-либан» и, соответственно, включения их в перечень. Это:

· участие в финансировании, планировании, содействии, подготовке или совершении актов или деятельности в связи с Усамой бен Ладеном, сетью «Аль Каида» и движением «Талибан» или любой ячейкой, филиалом, отколовшейся от них группой или их ответвлением, под их именем, от их имени или в их поддержку;

· поставка, продажа или передача оружия и связанных с ним материальных средств «Аль Каиде», Усаме бен Ладену или движению «Талибан» или любой ячейке, филиалу, отколовшейся от них группе или ответвлению;

· вербовка для «Аль Каиды», Усамы бен Ладена, движения «Талибан» или любой ячейки, филиала, отколовшейся от них группы или ответвления;

· поддержка в иной форме актов или деятельности «Аль Каиды», Усамы бен Ладена или движения «Талибан» либо  любой ячейки, филиала, отколовшейся от них группы или ответвления.

Включению в перечень также подлежат предприятия и организации, находящиеся в собственности или под контролем, прямо или косвенно, лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с Усамой бен Ладеном, сетью «Аль Каида» и движением «Талибан» или иным образом поддерживающие их.

В соответствии с подп. а п. 1 Резолюции СБ ООН 1617 государства обязаны незамедлительно заморозить денежные средства и иные финансовые активы или экономические ресурсы этих лиц, групп, предприятий и организаций, включая денежные средства, полученные от имущества, находящегося в собственности или под контролем — прямо или косвенно — их или лиц, действующих от их имени или по их указанию, и обеспечить, чтобы ни эти денежные средства, ни любые другие денежные средства, финансовые активы или экономические ресурсы не предоставлялись — прямо или косвенно — в интересах таких лиц своими гражданами или любыми лицами, находящимися на их территории.

В Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» справедливо отмечено, что сегодня санкции, вводимые Советом Безопасности ООН, затрагивают лишь небольшую группу известных деятелей «Аль-Каиды».

Вместе с тем, из положений резолюций 1267 (1999), 1333 (2000), 1390 (2002) и 1617 (2005) следует, что государства обязаны установить любые возможные взаимосвязи указанных лиц, предприятий и организаций: финансовые, хозяйственные, учредительские и иные. Де-нежные средства и иные активы всех установленных лиц должны быть заморожены.

В этой связи при реализации государствами положений указанных резолюций СБ ООН возникает ряд серьезных юридических проблем: отсутствие в законодательстве ряда государств положений, позволяющих замораживать активы в административном порядке вне рамок уголовного процесса; определение возможных форм контроля и доказывание осуществления неформального контроля за деятельностью организации со стороны террористов.

Таким образом, можно выделить следующие меры по противодействию финансированию терроризма, выработанные на уровне ООН: признание финансирования терроризма в любых формах преступлением; закрепление в национальном законодательстве государств обязанностей финансовых учреждений и отдельных профессий по противодействию финансированию терроризму, аналогичных обязанностям в сфере борьбы с отмыванием денег: идентификации клиентов, хранения документов, установления истины, создания системы внутреннего контроля, сообщения о подозрительных операциях, подготовки персонала; создание перечней лиц, групп и организаций, финансовые активы которых должны быть заморожены; замораживание государствами активов и счетов лиц, групп и организаций, включенных в перечни; развитие информационного обмена между уполномоченными органами государств.

Для реализации данных мер государствами представляется необходимым: закрепить в национальном законодательстве административный порядок замораживания в сжатые сроки любых активов лиц, включенных в соответствующие перечни СБ ООН; закрепить меры ответственности должностных лиц государственных органов и финансовых учреждений за непринятие или несвоевременное принятие мер по замораживанию активов; определить правовые основания и процедуру отнесения организаций к числу находящихся под контролем лиц или организаций, включенных в перечни СБ ООН.

Возможно, было бы полезным разработать на уровне ООН рекомендательное типовое положение о порядке реализации государствами санкций в отношении лиц и организаций, включенных в перечни СБ ООН.

 

Библиография

1 См.: Дипломатический вестник. 2001. № 10.

2 Там же.

3 См.: Резолюция 1373 СБ ООН о борьбе с международным терроризмом // Дипломатический вестник. 2001. № 10. С.88.

4 См.: Моисеев Е.Г. Страны СНГ в борьбе с международным терроризмом. // Российский ежегодник международного пра-ва. — СПб.:  «Россия-Нева», 2002. С. 266.

5 См.: Хлестов О.Н. Международно-правовые аспекты борьбы с терроризмом. // Российский ежегодник международного права. — СПб.:  «Россия-Нева», 2002. С. 308.

6 См.: Отмывание денег и финансирование терроризма: ответные меры, принятые Организацией Объединенных Наций. Управление ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности. — Нью-Йорк, 2003.