Реклама
Статья

Законодательные основы применения медиации в странах СНГ и ближнего зарубежья

Приводятся результаты исследования законодательства стран СНГ и ближнего зарубежья, регулирующего применение медиации. Сделанные выводы основаны на анализе публикаций российских и зарубежных экспертов, а также нормативных правовых актов исследуемых стран.

УДК 347.9:347.469.1(474)(477)(479.2)(57)

Страницы в журнале: 147-158

 

С.Л. Тюльканов,

младший научный сотрудник Федерального института медиации, преподаватель кафедры медиации в социальной сфере Московского городского психолого-педагогического университета Россия, Москва s.tyulkanov@fedim.ru

К.В. Геворкова,

младший научный сотрудник Федерального института медиации Россия, Москва k.gevorkova@fedim.ru

 

Приводятся результаты исследования законодательства стран СНГ и ближнего зарубежья, регулирующего применение медиации. Сделанные выводы основаны на анализе публикаций российских и зарубежных экспертов, а также нормативных правовых актов исследуемых стран. Выявлено значительное разнообразие способов законодательного регулирования медиации, а также схожих с ней иных способов разрешения споров.

Ключевые слова: медиация, альтернативное разрешение споров, АРС, законодательство о медиации, досудебные и внесудебные способы разрешения споров, примирительные процедуры, мировое соглашение, сравнительное правоведение, зарубежное законодательство, СНГ, ближнее зарубежье.

 

Введение. Институт медиации на рубеже XX—XXI веков получил широкое распространение во многих странах мира. При этом если в начале становления медиации как способа разрешения споров можно было  говорить о преимущественном ее развитии в странах англосаксонского права, то в конце XX — начале XXI века распространение медиации наблюдается в странах континентального права, прежде всего в государствах — членах Европейского союза. Отличительной чертой современного этапа развития этого альтернативного способа урегулирования споров является его законодательная институционализация. Отмечается, что, несмотря на в целом похожее понимание сути медиации, ее преимуществ и сфер возможного применения, в каждой стране присутствуют свои особенности данного института, что, в частности, приводит к тому, что государства по-разному подходят к правовому регулированию медиации [30; 104; 105; 110]. В связи с этим для российской практики представляет особый интерес изучение опыта законодательного регулирования медиации в странах ближнего зарубежья, имеющих схожие правовые и культурные традиции, а также находящихся на схожих этапах экономико-социального развития.

Предметом настоящего исследования являются нормы, регулирующие применение или возможность применения медиации как способа разрешения споров (в случае отсутствия указанных норм учитывались нормы, регулирующие иные схожие с медиацией способы альтернативного урегулирования споров, такие как примирение (примирительные процедуры), посредничество, согласительные процедуры и т. д.) в следующих странах СНГ и ближнего зарубежья: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Латвия, Литва, Эстония.

В настоящей статье дается обзор применимых законодательных актов и/или отдельных положений законодательных актов без анализа их содержания. В связи с этим в тех странах, где существует специальное законодательство о медиации, даны указания на применимые акты и положения. В странах, где законодательство о медиации отсутствует, приводится информация о возможных для применения законодательных актах и положениях актов, на основании которых медиация как способ урегулирования споров в принципе может быть использована.

В результате исследования нами было выявлено, что национальное законодательство стран ближнего зарубежья в значительной степени различается по уровню законодательного регулирования процедуры медиации как способа разрешения споров.

1. Можно выделить страны, где существует отдельное законодательство о медиации, а также нормы о медиации присутствуют в иных нормативных правовых актах — Беларусь, Казахстан, Молдова, Латвия, Литва, Эстония.

Беларусь. Особенностью белорусского законодательства является наличие законодательного регулирования сразу нескольких альтернативных способов разрешения споров: судебного примирения и медиации.

В 2008 году вступили в силу изменения в Хозяйственном процессуальном кодексе РБ, в соответствии с которыми была введена в действие глава 17 ХПК РБ «Урегулирование спора в порядке посредничества» и установлена возможность урегулирования спора вне судебного заседания при содействии нейтрального посредника, которым выступало должностное лицо суда. Затем, в 2011 году, термин «судебное посредничество» был заменен на «судебное примирение», а в качестве примирителей получили право выступать также и медиаторы на договорной основе. В настоящее время судебное примирение регулируется главой 17 (статьи 153—158) и иными отдельными нормами ХПК РБ [98], которые определяют цели и задачи, принципы примирительной процедуры, полномочия и порядок назначения примирителя, права и обязанности сторон, сроки и результаты процедуры и деятельность суда в связи применением примирительной процедуры. Необходимо отметить, что ХПК РБ также использует термин «медиация» при определении судебного примирения.

В Беларуси также принят специальный Закон от 12.07.2013 № 58-З «О медиации» [36]. В целях унификации и гармонизации белорусского и российского законодательств в рамках создания Союзного государства, что определено одним из приоритетов Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 № 205, в белорусском законе используется терминология, сходная с той, что определена российским Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Белорусский закон о медиации учитывает положения Типового закона ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 года и Директивы 2008/52 ЕС Европейского Парламента и Совета от 21.05.2008 относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах.

Законом регулируются сфера применения медиации, принципы медиации, требования к медиаторам, их выбор и назначение, конфиденциальность медиации, вознаграждение медиатора, правовые последствия медиации (влияние на сроки исковой давности, возможность обращения в суд, последствия заключения соглашения об урегулировании спора и вопросы его исполнимости), организация деятельности медиаторов, государственная регистрация организаций, обеспечивающих проведение медиации, реестр медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации.

На основании указанного закона Советом Министров, Министерством юстиции принят ряд подзаконных актов [7]:

— постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 1150 «Об утверждении Правил проведения медиации»;

— постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1184 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О медиации” (вместе с “Положением о квалификационной комиссии по вопросам медиации”, “Инструкцией о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора”, “Типовыми правилами деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации”)»;

— постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.01.2014 № 12 «О некоторых вопросах подготовки в сфере медиации»;

— постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.01.2014 № 13 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения Реестра медиаторов и Реестра организаций, обеспечивающих проведение медиации»;

— постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.01.2014 № 14 «Об установлении форм документов в сфере медиации»;

— постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.01.2014 № 15 «Об утверждении Правил этики медиатора».

Применение медиации также регулируется процессуальным законодательством, в частности, ст. 40.1 ХПК РБ. Вопросам применения медиации и судебного примирения также посвящены постановления и разъяснения судов, в том числе Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь [1].

Помимо процедуры медиации в гражданской сфере и судебного примирения в настоящее время в Беларуси обсуждается возможность законодательного закрепления медиации в уголовных делах [54]. Сейчас в законодательстве Беларуси существуют институты примирения преступника с потерпевшим и заглаживания вреда (ст. 89 Уголовного кодекса РБ [88], п. 5 ч. 1 ст. 29, п. 2 ч. 1 ст. 30 и части 4 и 5 ст. 427 Уголовно-процессуального кодекса РБ [78]).

Казахстан. Интеграция института медиации в законодательство Казахстана была проведена на основе Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010—2020 годы (утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 № 858) [35], указа Президента Республики Казахстан от 17.08.2010 № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» [38], в соответствии с которыми было запланировано развитие различных способов и методов достижения компромисса между сторонами, в том числе в сфере трудовых и частноправовых конфликтов как в судебном, так и во внесудебном порядке.

В 2011 году в Казахстане было принято специальное законодательство о медиации: Закон от 28.01.2011 № 401-IV «О медиации» (далее — Закон № 401-IV) [14], Закон  от 28.01.2011 № 402-IV ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации» (далее — Закон № 402-IV ЗРК) [32].

На основании Закона № 401-IV постановлением Правительства Республики Казахстан от 03.07.2011 № 770 утверждены Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов.

Законом № 401-IV регулируется сфера применения медиации, принципы и правила процедуры, статус и требования к медиаторам, их права и обязанности, права и обязанности сторон, особенности организации медиаторов, ведения реестров медиаторов, установлены особенности регулирования медиации в сфере гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений и в сфере уголовного производства, медиации, проводимой членами местного сообщества, особенности регулирования соглашения, заключаемого в результате медиации.

Законом № 402-IV ЗPK институт медиации интегрирован в ряд законодательных актов Казахстана: в Уголовный кодекс (в настоящее время введен в действие новый УК РК от 03.07.2014 № 226-V [89] — ч. 2 ст. 68, статьи 251, 421), Уголовно-процессуальный кодекс (в настоящее время введен в действие новый УПК РК от 04.07.2014 № 231-V [79]— ч. 9 ст. 23, ст. 85, п. 5 ч. 1, ч. 5 ст. 170), Гражданский процессуальный кодекс (статьи 25, 49, 53, 55, 56, 61, 79, 106, 113, 153, 170, 185, 192, 193, 240, 242, 244, 247, 342, 383-11), Гражданский кодекс (п. 1 ст. 183), Кодекс РК об административных правонарушениях (статьи 87-5, 521, 636), Закон РК от 23.01.2001 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (ст. 35).

Налогообложение в отношении профессиональных медиаторов, а также особенности уплаты госпошлины в случае применения медиации регулируются Налоговым кодексом (ст. 42, ст. 181, подпункты 1 и 2 ст. 548).

Институт медиации также интегрирован в Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье» (ст. 18, ч. 3 ст. 37, ч. 2,3 ст. 73, ч. 1 ст. 183).

В УК РК существует институт примирения преступника с потерпевшим и институт заглаживания вреда (ст. 68, ч. 1 ст. 53).

Необходимо отметить, что в настоящее время в Казахстане находится в процессе принятия Парламентом новый Гражданский процессуальный кодекс, предусматривающий широкое использование альтернативных способов разрешения споров, в том числе медиации.

Латвия. В Латвии законодательство о медиации развивалось под влиянием права Европейского союза. Постановлением Кабинета министров от 18.09.2009 № 121 была утверждена Концепция интеграции медиации в урегулирование гражданских споров [25], а также  План действий по реализации указанной концепции.

Двадцать второго мая 2014 г. был принят Закон о медиации [14], который вступил в силу 18 июня 2014 г. Данный закон институционализировал медиацию как особый способ урегулирования споров. Также внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс [6] (ч. 1 ст. 23, ч. 7 ст. 37, ч. 5 ст. 74, п. 6 ч. 1 ст. 84, п. 5 ст. 106, п. 5.1 ч. 2 ст. 128, п. 3.1 ч. 1 ст. 132, п. 1.3 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 148, части 2, 4.1, 7—10 ст. 149, ч. 1 ст. 149.1, ч. 3 ст. 151, ст. 164, п. 8 ст. 209, ч. 2.1 ст. 211, п. 6 ч. 1 ст. 219). Закон регулирует такие вопросы, как сфера применения медиации, принципы процедуры, некоторые вопросы организации медиации, такие как выбор и рекомендация кандидатуры медиатора, соглашения, заключаемые для проведения и в процессе медиации, сертификация и требования к медиаторам, права и обязанности медиаторов, влияние медиации на сроки исковой давности, действия суда по рекомендации медиации в рамках гражданского процесса, а также процессуальные последствия применения медиации, деятельность Совета по медиации. На основе закона Кабинетом министров были утверждены Правила сертификации медиаторов и порядок аттестации от 05.08.2014 № 433 [56].

Институт примирения и примирительные процедуры установлены ст. 1881 Гражданского кодекса, ст. 25 Трудового кодекса, ст. 25 Закона о защите прав потребителей, Гражданским процессуальным кодексом [108].

В отношении уголовных дел медиация используется государственной Службой пробации в рамках института примирения потерпевшего с правонарушителем (статьи 381, 536—538 Уголовного процессуального кодекса [77]). Деятельность службы пробации регулируется Законом о пробации (который также регулирует применение медиации в уголовных делах) и различными подзаконными актами, такими как Правила Кабинета министров от 04.12.2007 № 825 (прот. № 68 15.§) «Порядок организации процедуры урегулирования с участием медиатора Государственной службы» [55], Правила Кабинета министров от 20.11.2007 № 782 «Процедура сертификации сотрудников пробации-волонтеров, выступающих медиаторами в процедуре урегулирования» [57], Кодексом этики медиатора в процедуре урегулирования Государственной службы пробации. Применение медиации также возможно в соответствии с положениями Закона об обязательных коррекционных мерах [107]. Сам институт примирения в уголовном процессе закреплен в ст. 379 Уголовного процессуального кодекса.

В Уголовном кодексе Латвии [87] в ст. 35 заложены основы восстановительного правосудия (цели уголовного права и наказания — восстановление справедливости и реабилитация осужденных).

Литва. В 2008 году в Литве был принят Закон о согласительной медиации в гражданских спорах [11]. В 2011 году в него были внесены изменения в целях приведения в соответствие с отдельными положениями Европейской директивы по медиации, а также процессуальными нормами о медиации при суде, которые уже с 2005 года были приняты Судебным Советом (ранее назывался Советом судей), — Правилами судебной медиации [104]. Таким образом, проведение медиации регулируется не только законом о медиации, но и специализированными правилами суда. Сама процедура альтернативного урегулирования споров носит название «согласительная медиация» (taikinamasis tarpininkavimas). Закон регулирует такие вопросы, как сфера применения медиации, соглашение о проведении медиации, выбор и назначение медиатора, принципы медиации, профессиональная деятельность и ответственность медиатора, отдельные вопросы организации процесса медиации, соглашение об урегулировании спора, течение сроков исковой давности, прекращение процедуры медиации, проведение медиации при суде, поддержка медиации государством.

Положения о медиации, а также о мировом соглашении/примирении содержатся и в ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 228, статьях 231, 231(1), 384 Гражданского процессуального кодекса [7], который в целом предусматривает процедуру судебного примирения на этапе подготовки к делу [114].

Гражданский кодекс Литвы [3] содержит нормы, поощряющие применение АРС, в частности заключение мировых соглашений (статьи 1.71, 3.33, 3.54, 3.57. 3.64, 3.75, 6.985). Статьей 39 Уголовного кодекса, ст. 212 Уголовно-процессуального кодекса закреплен институт примирения потерпевшего с правонарушителем.

Институт примирения и примирительных процедур при урегулировании коллективных трудовых споров также закреплен в Трудовом кодексе [72] (п. 10 ч. 1 ст. 2, статьи 39, 40, 70—74). Нормы о примирении содержатся и в ч. 4 ст. 25 Закона о защите прав потребителей [12].

Молдова. В Молдове принято специальное законодательство о медиации — Закон Республики Молдова от 14.06.2007 № 134-XVI «О медиации», вступивший в силу с 1 июля 2008 г. Указанный закон регулирует принципы медиации, сферу применения медиации, права, обязанности и ответственность участников процесса медиации, получение и прекращение статуса медиатора, деятельность Совета по медиации, некоторые вопросы проведения процедуры медиации, в том числе положения, касающиеся особенностей медиации по таким категориям споров, как гражданские, семейные, уголовные дела, гарантии государства относительно медиации, соглашений, заключаемых для проведения медиации, в результате медиации, вопросы течения сроков исковой давности.

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ЦЕЛИКОМ

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Цель данного исследования — выявление перспектив и стратегических направлений развития институтов гражданского общества в России. Применялись аналитический и другие методы исследования. С учетом взглядов современных ученых сформулировано актуальное определение понятия «гражданское общество».
Добавлено: 06.04.2024
Рассматривается социальное и правовое назначение участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Раскрыты атрибутивные признаки безопасности личности, общественной и государственной безопасности и роль граждан в их обеспечении. Обоснована взаимодетерминированность интересов личности, общества и государства в обеспечении обороны страны и безопасности государства.
Добавлено: 06.04.2024
В государстве созидающем одной из важнейших задач ближайшего будущего (в случае адекватного восприятия нами феномена цифровизации и «прорыва в новый технологический уклад») является адаптация социально-экономической и правовой системы к новой геополитической реальности.
Добавлено: 06.04.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
В работе анализируется соотношение общих и специальных случаев дачи заключения органом власти в арбитражном процессе. Если возможность дачи заключения органом власти в арбитражном процессе возникла относительно недавно в связи с соответствующим разъяснением Пленума Верховного Суда РФ в порядке межотраслевой аналогии
Добавлено: 04.03.2024