Имущественная безопасность и информационная безопасность: взаимодействие и взаимосвязь понятий

 

А.З. ДЫШЕКОВ,

старший юрисконсульт отдела вневедомственной охраны при МВД России по Карачаево-Черкесской Республике, соискатель Воронежского института МВД России

 

За последние годы обеспечение национальной безопасности России прочно закрепилось как одно из приоритетных направлений осуществления государственной политики, успешная реализация которой влияет на процессы стабильного функционирования и дальнейшего развития нашего государства.

Национальную безопасность можно разделить на следующие виды: экономическую, экологическую, информационную, химическую, биологическую, транспортную, радиационную, имущественную и др. Все разновидности национальной безопасности взаимосвязаны и взаимообусловлены, пронизывают все сферы человеческой жизни.

В целях обеспечения национальной безопасности России приняты законодательные акты, призванные защитить интересы личности, общества и государства от возможной реализации соответствующих угроз. Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (см. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности»).

Л.И. Абалкин под экономической безопасностью понимает состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи. При этом государство имеет возможность выработать и проводить в жизнь независимую экономическую политику[1].

Экологическая безопасность — состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (см. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно Федеральному закону от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность населения — это состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Безопасность гидротехнических сооружений означает свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни и здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов (см. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Транспортную безопасность законодатель предлагает понимать как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (см. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»). Пожарная безопасность — это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (см. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной

безопасности»); безопасность дорожного движения — состояние процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (см. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Во всех определениях используется понятие «состояние защищенности». В.Г. Вишняков справедливо отмечает, что при обеспечении государственной безопасности использование понятия «состояние» неудачно. Состояние означает «быть», «находиться». Государство же должно активно действовать, принимать меры и т. д., а не пассивно наблюдать за «состоянием защищенности». Конституция РФ применяет другие, более значимые понятия — конкретный субъект государственной власти «принимает меры», «защищает», «гарантирует», «обеспечивает», «осуществляет», «привлекает к ответственности» и др. [2]

Вопросы обеспечения имущественной безопасности не урегулированы специальным законодательным актом, в отличие от видов национальной безопасности. Вместе с тем в России сохраняется тенденция, когда количество преступных посягательств на чужое имущество (в частности, кражи, грабежи и разбои) составляет более половины всех регистрируемых преступлений. Так, по данным Главного информационно-аналитического центра МВД России число зарегистрированных за последние годы краж составило: в 2003 году — 1160,7 тыс., в 2004 — 1276,8 тыс., в 2005 — 1573 тыс., в 2006 году — 1677 тыс. Кроме того, по различным причинам собственники имущества не всегда сообщают в правоохранительные органы о случаях посягательств на принадлежащее им имущество. Эти обстоятельства подтверждают необходимость принятия соответствующих мер по обеспечению имущественной безопасности специальными правовыми нормами.

Дефиниция «имущественная безопасность» введена в научный оборот доктором юридических наук В.У. Хатуаевым и определена им как состояние защищенности имущества правовыми, организационными, специальными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и другими мерами от противоправных посягательств[3]. Обеспечение имущественной безопасности предполагает нейтрализацию угроз правового режима имущества по его владению, пользованию и распоряжению. Государство гарантирует защиту от противоправных посягательств в отношении имущества, находящегося в собственности или на ином правовом основании у граждан и организаций. Милиция — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств (ст. 1 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»).

Имущественная безопасность — это совокупность правовых, организационных, технических, специальных и других мер, обеспечивающих защиту имущества от противоправных посягательств.

В России признается возрастающая роль информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений (см. Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895).

С принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — Закон об информации) утратил силу Федеральный закон от 04.07.1996 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», в котором информационная безопасность понималась как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. В Законе об информации понятие «информационная безопасность» нормативно не закреплено в связи с тем, что в российской юридической терминологии это понятие не является устоявшимся по причине отсутствия единого методологического основания, на базе которого могут быть определены его сущность, степень необходимости использования и границы применения[4].

Среди субъектов, обеспечивающих имущественную безопасность, важнейшую роль играет МВД России, в частности подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (далее — вневедомственная охрана). Под защитой подразделений вневедомственной охраны находится множество объектов, квартир (частных домовладений) и другого личного имущества граждан, обеспечивается ежегодный прирост количества охраняемых объектов. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. подразделениями вневедомственной охраны охранялось 470 315 объектов различных форм собственности, 1 350 309 квартир граждан, 241 800 других мест хранения личного имущества граждан[5]. Степень защищенности имущества зависит от соблюдения в таких отношениях конфиденциальности информации об имуществе.

Информационная безопасность охраняемого имущества — это совокупность организационных, правовых и технических средств, обеспечивающих конфиденциальность информации об охраняемом имуществе от несанкционированного воздействия, приводящего к потере, изменению, разглашению такой информации либо наносящего вред этой информации иным образом.

Обеспечение информационной безопасности охраняемого имущества направлено на решение следующих основных задач:

· выявление и нейтрализация угроз имущественной безопасности (основные угрозы имущественной безопасности — хищение, противоправное уничтожение, иное незаконное владение[6]);

· выработка комплекса мер по организации защиты имущества в зависимости от категории объекта (классификация объектов осуществляется в зависимости от масштаба вреда негативных последствий, которые могут наступить в результате посягательств);

· защита от разглашения информации об охраняемом имуществе третьим лицам;

· создание условий, когда вероятность реализации угроз целостности имущества сводится к минимуму;

· установление соответствующих прав и обязанностей субъектов имущественной безопасности: государственных и негосударственных организаций, созданных для решения задач по обеспечению имущественной безопасности, и содействующих в решении этих задач организаций и граждан;

· защита субъектов имущественной безопасности;

· выработка оптимального варианта соотношения затрат на обеспечение имущественной безопасности и ценности защищаемого имущества.

Социально-экономические изменения в обществе влекут за собой совершенствование правового регулирования имущественной безопасности и принятие различных организационных и других мер, обеспечивающих имущественную безопасность и информационную безопасность — виды национальной безопасности России.

 

Библиография

1  См.: Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

2 См.: Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 31.

3 См.: Хатуаев В.У. Система имущественной безопасности в России. — Воронеж, 2000. С. 17.

4 См.: Городов О.А. Информационное право: Учеб. — М., 2007. С. 209.

5 См.: Основные результаты служебной деятельности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации за 2006 год // Всероссийский семинар-совещание руководителей подразделений вневедомственной охраны и филиалов ФГУП «Охрана» МВД России по субъектам Российской Федерации (Казань, 1—2 февраля 2007 г.). — Казань, 2007. С. 8.

6  См.: Хатуаев В.У. Указ. соч. С. 13.