Реклама
Статья

Институт хозяйственных систем как предмет изучения экономической и юридической наук

Н.В. ФРОЛОВА, кандидат юридических наук, доцент Нижневартовского экономико-правового института Вопрос о правовой природе института хозяйственных систем давно является предметом изучения различных отраслей наук. При этом в разных науках используются неодинаковые подходы к изучению этой категории, что, в свою очередь, обусловливает разнообразие существующих концепций.

Н.В. ФРОЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент Нижневартовского экономико-правового института

 

Вопрос о правовой природе института хозяйственных систем давно является предметом изучения различных отраслей наук. При этом в разных науках используются неодинаковые подходы к изучению этой категории, что, в свою очередь, обусловливает разнообразие существующих концепций.

С точки зрения экономической науки экономика как целое представляет собой хозяйственную систему, состоящую из различных уровней: мегауровень — мировое хозяйство как единое целое; макроуровень — хозяйство отдельной страны; мезоуровень — экономика отраслей и регионов; микроуровень — экономика отдельных субъектов хозяйственных отношений; субмикроуровень — внутрихозяйственные отношения отдельного субъекта[1].

В экономической науке становление хозяйственной системы обычно связывается с немецкой исторической школой, видными представителями которой являются В. Ромер, Б. Гильдебранд, К. Кинс. В качестве центральной идеи они выдвигали национальные особенности исторического развития отдельных стран. Позднее появилась новая историческая школа в лице таких ученых, как Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Зомбарт и др., которые делали упор на изучение государственного управления как фундаментального хозяйства. Особое место среди немецких создателей теории хозяйственной системы занимает В. Ойкен, ключевой проблемой концепции которого является положение об экономических порядках, вошедшее в экономическую науку в качестве теории хозяйственного порядка[2]. Анализ научных взглядов на рассматриваемую категорию позволяет сделать вывод о том, что хозяйственная система может приобретать в зависимости от контекста исследования достаточно конкретное (узкое) либо широкое толкование.

В самом широком смысле под хозяйственной системой принято понимать систему производственно-экономических отношений, которая определяет порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, установленных законодательством конкретного государства.

Основными элементами такой системы являются: социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой хозяйственной системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т. е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами. Обобщив различные варианты трактовки понятия «хозяйственная система», В.И. Кушлин выделяет следующие главные признаки хозяйственной системы:

1) наличие общей цели для входящих в нее субъектов, точнее, системы целей (речь идет о целях социально-экономических, замыкающихся на потребностях людей);

2) устойчивость (хозяйственные системы — это относительно устойчивые системы, способные к воспроизводству);

3) территориальная привязка (определенность территориального пространства действий хозяйственных систем);

4) комплексность (системы более или менее комплексного типа, охватывающие большинство фаз расширенного воспроизводства);

5) инновационность (системы, ориентированные на новые технологии, настроенные на интенсивный тип развития, т. е. на «созидательное разрушение»)[3].

В зависимости от того, как государство управляет экономическими отношениями и каков характер распределения и обмена производимых экономических продуктов, выделяют различные типы экономических систем:

· административно-командная система, или централизованно-плановая. Эта система функционировала в советский период;

· рыночная хозяйственная система, которая характеризуется разнообразием и равноправием форм собственности, использованием экономических методов воздействия на экономические отношения, свободой предпринимательской деятельности и наличием конкуренции на товарном рынке;

· смешанная хозяйственная система, т. е. сочетающая в себе черты и рыночной, и централизованной экономики (присутствуют и централизованное распределение, и рыночный обмен товара).

Юридическая наука уделяла проблеме понимания института хозяйственных систем также большое внимание, но как правовой категории. К началу 1990-х годов в науке хозяйственного права сформировалось несколько ярко выраженных мнений на определение понятия и сущности хозяйственной системы. Все их можно свести к пяти основным позициям:

1. Хозяйственной системой признается организационно оформленный, возглавляемый самостоятельным (с правами юридического лица) органом управления единый производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из предприятий, производственных объединений, иных самостоятельных подразделений либо включающий в свой состав другие производственно-хозяйственные комплексы, которые на базе обособленного и отраженного на сводном балансе имущества осуществляют в общественном производстве определенную планом хозяйственную деятельность[4]. К числу основных признаков хозяйственной системы В.С. Якушев относит: совокупность (комплексность) товаропроизводителей с правами юридических лиц; производственно-техническую однородность их деятельности; наличие положения, организационно закрепляющего структуру системы; наличие обособленного органа управления во главе комплекса; существование обособленного имущества[5].

В своих работах В.С. Якушев не признает гражданскую правосубъектность у хозяйственной системы и считает ее субъектом только административных и финансовых правоотношений. Этой же позиции придерживаются  Н.И. Клейн, В.Ф. Яковлева, А.А. Собчак, А.И. Потеряйко, Д.Н. Бахрах.

2. Понятие «хозяйственная система» подменяет понятие «система министерства» на том основании, что «оно вводится с определенной целью — обосновать наличие категории хозяйственных органов и не имеет под собой научных оснований для противопоставления его понятию системы министерства, сформулированному в Общем положении о министерствах СССР»[6]. Такой позиции придерживаются А.П. Алехин, Ю.М. Козлов и другие представители административного права, определяя хозяйственную систему только как систему органов государственного управления народным хозяйством.

3. Признавая за хозяйственными системами статус юридического лица, т. е. определяя их как субъекты права, Н.И. Коняев под хозяйственной системой понимает совокупность (производственно-хозяйственный комплекс) предприятий (иных хозяйственных организаций или производственных единиц либо производственно-хозяйственный комплекс во главе с органом хозяйственного руководства), для осуществления планомерной деятельности и руководства имеющую отражаемое в свободном балансе имущество и на праве оперативного управления или собственности централизованные резервы и фонды, обладающую по централизованным хозяйственным функциям правомочиями, реализуемыми через руководящий орган (обособленный или не обособленный в юридически самостоятельное учреждение), и находящуюся на хозрасчете и несущую имущественную ответственность за счет централизованных средств[7].

Таким образом, к числу главных признаков хозяйственной системы Н.И. Коняевым отнесены: комплексность; наличие имущества, закрепленного на сводном балансе (т. е. имущественная обособленность); обладание правами и обязанностями; вступление в правоотношения; самостоятельная имущественная ответственность.

4. Хозяйственная система — это созданная для достижения определенных целей на основе субординационной подчиненности или договора организованная устойчивая совокупность промышленно-хозяйственных звеньев, осуществляющих деятельность под руководством органа управления и стремящихся к достижению общих производственных и социальных результатов. Это определение, предложенное Л.М. Рутманом в конце 1990-х годов, естественно, отражает начавшиеся в стране процессы реформирования экономических отношений.

5. Хозяйственная система представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, созданный для планомерного ведения хозяйственной деятельности и руковод-ства ею, состоящий из наделенных хозяйственной компетенцией и находящихся в устойчивых связях хозяйственных органов, один из которых является центром системы, обладающий необходимым для осуществления своей деятельности имуществом и действующий или способный действовать на основе хозяйственного расчета. Такое понимание хозяйственной системы нашло свое отражение в работах В.В. Лаптева, выделившего следующие характерные признаки этого явления. Во-первых, это наличие цели. Цель хозяйственной системы заключается в производстве продукции или осуществлении иной хозяйственной деятельности для удовлетворения нужд народного хозяйства и населения. Достигается цель планомерным осуществлением хозяйственной деятельности, которое неразрывно сочетается с руководством производственно-хозяйственным комплексом. Другими словами, хозяйственная система одновременно осуществляет хозяйственную деятельность и руководит ею. Во-вторых, в состав хозяйственной системы входят хозяйственные органы. Каждый из них представляет собой коллектив трудящихся, выполняющих определенные функции хозяйственной деятельности и руководства ею. К числу хозяйственных органов относятся предприятия, производственные объединения, органы хозяйственного руководства, занимающие неодинаковое место в хозяйственной системе. Один из них руководит деятельностью системы и всех ее звеньев (его обычно называют центром системы), другие осуществляют свою деятельность под руководством центра. В-третьих, наличие у звеньев системы хозяйственной компетенции, позволяющей осуществлять хозяйственную деятельность и руководить ею. Права и обязанности, составляющие хозяйственную компетенцию, принадлежат именно звеньям системы, а не системе в целом. Поэтому сама хозяйственная система не является субъектом права. В-четвертых, между звеньями системы существуют постоянные отношения, устойчивые хозяйственные связи. Они «цементируют» систему как единое целое и позволяют ей согласованно функционировать, выступая в качестве единого комплекса, интересы которого выражает центр системы. В-пятых, наличие у хозяйственной системы определенного имущества — материальных и финансовых ресурсов, позволяющих вести хозяйственную деятельность и руководить ею. Закрепленное за центром имущество используется им в интересах всей системы, а имущество, закрепленное за отдельными звеньями, — в интересах соответствующего звена. При этом интересы хозяйственной системы и ее отдельных звеньев должны сочетаться как между собой, так и с интересами всего общества. В-шестых, возможность и целесообразность организации деятельности хозяйственной системы на основе хозрасчета1[8].

Анализ приведенных взглядов на хозяйственную систему как правовую категорию дает основание говорить о том, что практически все исследователи исходили из общего понятия «система», выработанного в философии и кибернетике, наделяя хозяйственную систему общими признаками, присущими социальным системам: целенаправленность, целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость элементов, множественность и управляемость.

При этом система наделялась специальными признаками, характеризующими ее как хозяйственную с правовой точки зрения: специфика субъектного состава, наличие у субъектов системы хозяйственной компетенции, имущества и осуществление ими хозяйственной деятельности.

Проведенное исследование категории «хозяйственная система» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, и юристы, и экономисты подходят к категории «хозяйственная система» с той точки зрения, что она является разновидностью социальной системы, а точнее социально-экономической.

Во-вторых, и юридическая, и экономическая науки при определении понятия хозяйственной системы и ее признаков используют общие признаки системности, разработанные философией и кибернетикой. В экономической науке особое место занимают такие специальные признаки, как самоорганизация, т. е. способность системы в процессе функционирования видоизменять свою структуру, что, как правило, влечет изменение ее сущности; относительная стабильность (устойчивость); территориальная привязка; внешняя среда; ресурсы системы. Так, в России экономические реформы привели к слому административно-командной хозяйственной системы и положили начало зарождению рыночной. Однако, по мнению ряда экономистов, назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы хозяйственной системой можно лишь условно, потому что отсутствует такая важная особенность системы, как ее относительная стабильность. «В хозяйственной системе России, — отмечает А.М. Гаврилов, — все находится в движении, имеет переходный характер»[9].

В-третьих, подходы к определению понятия хозяйственной системы с экономической точки зрения не совпадают с подходами, используемыми в науке хозяйственного права. Это предопределяет различную смысловую нагрузку данной категории в экономическом и юридическом плане.

В экономической науке под хозяйственной системой в широком смысле принято понимать совокупность производительных сил и организационно-экономических (производственно-экономических) отношений, взаимодействие хозяйствующих субъектов в рамках установленных законом правил по распределению и обмену производимых ими продуктов. В этом смысле вся экономика представляет собой хозяйственную систему, которая, как уже было отмечено, делится на различные уровни. Например, на макроуровне хозяйственные системы в экономике подразделяются на административно-командные (централизованно-плановые), рыночные и смешанные. В таком общенаучном значении, с привязкой к сфере хозяйственной жизни, любой сложный объект (а в рассматриваемой сфере все объекты сложны, хотя и в разной степени) квалифицируется как хозяйственная (экономическая) система[10].

В науке хозяйственного права категория «хозяйственная система» используется в специальном юридическом, или ограничительном, смысле. С этой точки зрения не всякая система, действующая в экономике, является хозяйственной. Так, не являются хозяйственными системами предприятия, обладающие статусом юридического лица, состоящие из определенных элементов, которые связаны между собой для достижения единой цели.

Хозяйственная система, с одной стороны, входит в качестве подсистемы в единую систему хозяйства, а с другой — является разновидностью систем, действующих в сфере экономики. Она представляет собой производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят связанные между собой субъекты хозяйственной деятельности. В таком понимании к хозяйственным системам наукой хозяйственного права были отнесены системы хозяйственного министерства промышленных и производственных (при наличии в их составе самостоятельных предприятий) объединений, потребительской кооперации и т. д., которые охватывали различные отрасли, подотрасли и сферы народного хозяйства.

В-четвертых, в экономической и юридической науках по-разному делается акцент на то, какие основания являются первостепенными для классификации хозяйственных систем.

Для экономической науки главными основаниями деления хозяйственных систем на виды являются следующие: как государство управляет экономическими отношениями, каков характер распределения и обмена производимых экономических продуктов; формы хозяйствования; структура управления; масштабы деятельности.

В юридической науке хозяйственные системы классифицируются в зависимости от формы собственности, на базе которой система функционирует; по принципам образования; в зависимости от места, которое они занимают в экономике.

Современные реформы в России, затронувшие все сферы общественной жизни, в частности экономическую, приводят к необходимости пересмотра правовой категории «хозяйственная система» и адаптации ее к новым экономическим отношениям, закрепленным в законодательстве.

 

Библиография

1  См.: Миропольский Д.Ю. Хозяйственная система: исходные принципы функционирования: Учеб. пособие. — СПб., 2004. С. 10.

2 См.: Попов А.И. Хозяйственная система России: Теория становления. Институциональное устройство. Экономическая безопасность: Учеб. пособие. — СПб., 2004. С. 3.

3 См.: Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З. Инновационность хозяйственных систем. — М., 2000. С. 8.

4 См.: Хозяйственное право / Под ред. В.П. Грибанова, О.А. Красавчикова. — М., 1977. С. 184—185.

5 См.: Якушев В.С. Хозяйственная система: понятие, признаки, функции // Сов. государство и право. 1976. № 6. С. 52—58.

6 Алехин А.П. Предприятие в системе отраслевого управления. — М., 1977. С. 27.

7 См.: Коняев Н.И. Хозяйственные системы в период зрелого социализма. Правовые вопросы. — М., 1980. С. 155.

8 См.: Лаптев В.В. Правовая организация хозяйственных систем. — М., 1978. С. 6—13.

9 Гаврилов А.М. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002. С. 29.

10 См.: Проблемы комплексного совершенствования организационной структуры отраслевого управления. — К., 1975. С. 23—28, 49—51.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024