Реклама
Статья

Иудейская государственно-правовая система [1]

Н.В. ВОЛОДИНА, профессор Московского университета МВД России, доктор философских наук Следующие черты иудейского права выделил Н.Марченко: 1. Эволюция права происходила длительный период и, в отличие от других религиозных правовых систем, сопровождалась многочисленными изменениями и неоднозначными толкованиями норм и принципов соотносительно с духом того или иного исторического периода.

Н.В. ВОЛОДИНА,

профессор Московского университета МВД России, доктор философских наук

 

Следующие черты иудейского права выделил Н.Марченко:

1. Эволюция права происходила длительный период и, в отличие от других религиозных правовых систем, сопровождалась многочисленными изменениями и неоднозначными толкованиями норм и принципов соотносительно с духом того или иного исторического периода.

2. Противоречивый характер этого процесса.

3. Императивный характер права и преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов права.

4. Многофункциональный характер.

5. Ограниченный характер прямого регулятивного воздействия права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран[2].

Рассмотрим перечисленные черты подробнее.

1. По сравнению с другими теологическими правовыми системами становление и развитие иудейского права сопряжены с многочисленными изменениями и толкованиями норм и положений в соответствии с духом того или иного исторического периода. В научной литературе предложено несколько вариантов истории развития еврейского общества, государства и иудейской правовой системы. Отметим, что проблема периодизации иудейской общественно-политической жизни важна для понимания и сущности и выполняемой иудейским правом роли в жизни еврейского сообщества. Наиболее распространенные критерии периодизации процесса становления и развития иудейской правовой системы являются не столько чисто юридическими, сколько смешанными с правовыми социально-политическими критериями.

З. Фальк говорит, что в истории развития правовой системы еврейского общества большую роль играла семья и ее правовой статус, что и было взято им за основу периодизации[3].

Другой подход предложил Д. Рид, который всю «историю Сиона» подразделяет на пять периодов. Первый — эпоха левитов, служителей религиозных культов у древних евреев. В 612 году до н. э., по мнению автора, левиты закончили составление Второзакония (Моисеева закона) — законодательной основы иудейского права. Второй период — эпоха фарисеев, представителей общественно-религиозного течения в Иудее (II век до н. э. — II век н. э.), выражающих преимущественно интересы средних слоев населения. Фарисеи стремились по-своему истолковать иудейское право с учетом новых социально-экономических условий еврейского общества. Третий период — эпоха талмудистов (длился до конца ХVIII века) — отличался строгостью в соблюдении правил и норм, содержащихся в Талмуде. Особое внимание уделялось положениям, препятствующим ассимиляции евреев-единоверцев с народами тех стран, на территории которых они проживали. Четвертый и пятый периоды — промежуточный период эмансипации евреев (ХIХ век) и эпоха сионизма (с начала ХХ века и по настоящее время) соответственно[4]. Из работы Рида следует, что развитие иудейского права связано не только с традиционным толкованием и приспособлением старых религиозных норм к новым условиям, но и с более активным применением этого права раввинскими судами, а также его воздействием на современное израильское право.

Д. Рид сделал попытку упорядочить представления об истории развития иудейского государства и права. Однако недостаток этой попытки состоит в политизации, в подмене одних, религиозно-этических, критериев иудейской жизни (эпоха левитов, фарисеев, талмудистов) другими, светскими, политико-идеологическими, критериями (период эмансипации евреев и эпоха сионизма).

2. Противоречивость процесса эволюции иудейского права проявилась в его сущности и содержании. Противоречия внутреннего порядка, порождаемые религиозными течениями или внутриполитической раздробленностью древних иудеев, привели к разделению единого Еврейского царства на два самостоятельных: Южное царство (сохранившее традиционные иудейские законы и порядки) и Израильское (Северное) царство, почитавшее культ золотого тельца и произвольно изменившее характер богослужения[5]. Эти противоречия связаны с непрерывным и многовековым противодействием иудейского права и религии процессам извне, а также другим религиям. Религиозно-нравственное противостояние иудейства имело не временный, а постоянный характер, распространяясь на все сферы жизни общества и государства и охватывая все периоды развития иудейской религии и права. В юридических, религиозных и социально-политических планах это проявлялось в ограничении в правах (а иногда в религиозной нетерпимости) представителей одной религии по отношению к представителям другой религии, что вызывало обратную реакцию. Долгое время иудеи отрицательно относились к языческой вере. В нравственно-назидательном воспроизведении законов (Второзаконии) говорится: «...пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я (Бог) не повелел». Каждый правоверный иудей, если ему об этом станет известно, обязан: 1) убедиться, что это была правда; 2) «если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле», вывести тех, кто сделал это зло, к воротам своим и побить их камнями до смерти[6].

Наиболее ярко это прослеживается в период существования у евреев теократического государства. «Господь Бог был в отношении своего избранного народа в одно и то же время и Богом, и небесным Царем и Царем земным. Одновременно он был законодателем и “Главным военным Вождем”. От Бога исходили законы, постановления и распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного и государственного характера». Только он мог проявлять законодательную волю, в то время как «пророки, первосвященники, вожди и судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками его воли»[7].

Нетерпимое отношение иудеев к чужой вере и их религиозным символам последовательно прослеживается в священных книгах. Так, в Исходе каждому правоверному иудею помимо целого ряда обязанностей (как религиозного, так и юридического характера) вменяется от имени Бога следующее: «сохрани то, что повелеваю тебе ныне»; «не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас»; «жертвенники их разрежьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи и их изваяния богов сожгите огнем»; «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа Бога, потому что его имя “ревнитель”»[8].

Отрицательное отношение древних иудеев к прочим религиям вызвало ответную реакцию представителей иных верований. Поэтому религиозный фактор стал важной причиной неприятия и отторжения другими народами иудейской религии и заповедей, особенно на ранних стадиях развития мирового сообщества. Позднее во многих странах мира, где проживало еврейское население, этот процесс сопровождался ограничением иудеев в правах и гонением на них[9]. В Испании, например, в период инквизиции были изданы законодательные нормы в виде указов и декретов, которые ограничивали права евреев (запрещалось вести богослужения, соблюдать иудейские праздники и обычаи), а затем и вовсе предписывали изгонять их из страны.

В Декрете от 31.03.1492 говорится, что все евреи мужского и женского пола обязывались покинуть Испанию под угрозой смерти и потери имущества. Христианам-католикам вменялось в обязанность доносить на тех, кто посещает синагоги, соблюдает предписанные Моисеевым законом посты. За укрывание иудеев в домах после изгнания их из Испании предусматривалась казнь и изъятие имущества[10].

Законодательством Португалии (например, Декретом короля Мануэля 1496 года) накладывался специальный налог на иудеев и устанавливались другие ограничения[11].

3. Иудейское право имело императивный характер, в нем преобладала система запретов и требований, ограничений и обязанностей субъектов этого права.

Иудейское право — это комплекс всеохватывающих обязанностей, регулирующих аспекты еврейской жизни. Он относится к нормам публичного права, т. е. регулирует отношения членов иудейского общества к своему государству и одновременно к законам и заповедям Бога. В синайском законодательстве указывается:

· у богоизбранного народа нет других богов перед лицом Моисея;

· не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в воде ниже земли;

· соблюдай все заповеди, идущие от Бога;

· не произноси имени Бога напрасно[12].

Юридические и религиозные обязанности в системе иудейского права связаны с соблюдением религиозных ритуалов и праздников. В религиозно-правовых источниках особое место уделяется субботе. Обязанности иудеев также связаны с жертвоприношениями, ритуалами и строгим соблюдением требований к ним. Жертва-животное должна быть без порока, особью мужского пола из крупного скота, овец или коз и приноситься только иудеем. В книге Левит описан особый запрет на приношение в жертву животного, взятого из рук иноземца.

Говоря о преобладании в системе иудейского права обязанностей, требований, запретов и ограничений, следует иметь в виду, во-первых, условность выделения в религиозных правовых системах, особенно в теократических государствах, подсистем публичного и частного права, во-вторых, условность отделения прав и свобод от обязанностей[13].

4. Иудейское право имеет многофункциональный характер, в нем присутствуют не только регулятивные и воспитательные функции. Следует указать на объединительную функцию иудейского права, связанную с формированием еврейского сообщества и поддержанием его на протяжении веков духовно-нравственного и религиозного единения. В научной литературе иудейское право «не всегда является результатом системного мышления, а носит эмпирический и догматический характер, поскольку в представлении применяющих его раввинских судов, являющихся оплотом этого права, оно дано навечно для соблюдения всеми поколениями народа Израиля»[14]. Иудейское право оказывает действенное влияние на современное израильское право. Об этом свидетельствует современное законодательство Израиля, которое в значительной своей части сформулировано в соответствии с требованиями иудейского права. При этом традиционное влияние иудейского права на современное израильское отражается на его содержании, понятийном аппарате и правовом толковании. Декларация независимости Израиля 1948 года закрепила положение о том, что «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками»[15].

5. Сфера влияния иудейского права на современном этапе — система отношений семейного права. С помощью иудейского права решаются вопросы бракосочетания, разводов, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Кроме того, регулируются отношения, касающиеся религиозного богослужения и милосердия, интерпретации религиозных концепций (бракосочетание и развод иностранных евреев и евреев, проживающих в Израиле). Существует так называемое диетическое право иудейской религии, отражающееся в законодательстве Израиля, согласно которому свиньи являются «грязными животными», запрещенными Торой к употреблению в пищу евреям, поскольку в течение многих веков свинья была символом выражения ненависти и презрения христиан к иудеям. Под влиянием иудейских религиозных норм и обычаев в Израиле в 1962 году были приняты законы, запрещающие под угрозой штрафа держать и выращивать свиней. В израильской юридической литературе подчеркивается, что иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность — оно является персональным правом каждого из евреев, независимо от места их постоянного проживания, гражданства и даже веры[16].

Государственно-конфессиональные отношения в ИзраилеКонфессиональный вопрос в израильском обществе затрагивает аспекты общественно-политической деятельности и частной жизни граждан. По мнению Бениамина Нойбергера, иудаизм является национальной религией, конфессией, присущей лишь одной нации и ставящей во главу угла не личность, а еврейский народ как общность[17]. Большая часть израильского населения исповедует иудаизм, который является официальной религией Государства Израиль не формально-юридически, а фактически. Однако иудейское право никогда не отождествлялось со всем израильским правом.

По сути и характеру иудейское право рассматривается как древнее религиозное право, влияющее на современную общественно-политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время оно считается светским правом, интегрирующим в себе нормы светского законодательства и религиозного иудейского права.

В Израиле иудаизм исповедует большинство населения, караимы составляют 12 тыс. человек, самариане — лишь 160 человек. Кроме того, в Израиле живут друзы (36 тыс. человек), мусульмане (сунниты разных толков) и христиане. Христианство представлено рядом церквей, наиболее многочисленны католики (56 тыс.) и православные (22 тыс.). Имеются также приверженцы епископальной церкви (1 тыс.), лютеране, пресвитериане, баптисты, армяно-григориане (более 1000 человек), последователи монофиситских церквей — коптской и эфиопской[18].

Концепция государственной политики в истории еврейского народа имеет глубинную основу. Она была определяющей в период формирования древнееврейского, а также теократического государства. Теократическая форма правления просуществовала в Иудее несколько столетий и была уничтожена римскими завоевателями. Идея теократического государства базируется на вере в единого общенационального Бога, способствовавшей конфессиональной консолидации народа, и до настоящего времени является актуальной в концепции взаимоотношений государства и иудаистских объединений в Израиле. Формально Израиль не является клерикальным государством, но фактически иудаизм выполняет функцию государственной религии и идеологии.

Все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, действующими на основе талмудического права. Раввинат играет значительную роль в общественно-политической жизни страны, особенно в области просвещения. Религиозные учебные учреждения составляют 30% всех средних учебных заведений Израиля. В ряде городов (например, в Тель-Авиве и Иерусалиме) в субботу не работает общественный транспорт, аэропорты[19].

Декларация независимости Израиля провозгласила статус иудаизма и взаимоотношения государства и религии, однако до настоящего времени статус еврейской религии в стране не получил законодательного оформления, что связано с разногласиями по вопросу об отношении религии к государству и ее роли в обществе. Сравнительно небольшая часть населения требует абсолютного приоритета религиозного законодательства над государственным, другая часть требует полной секуляризации законодательства и ратует за исключение личного права из юрисдикции раввината. Большинство же поддерживает сохранение специфических традиций израильской государственности и общества.

В Израиле не только официально запрещены браки евреев с неевреями, но и затруднено заключение браков между представителями различных направлений в иудаизме. Все дела брачно-семейного характера отданы в исключительное ведение раввинских судов. Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание, а для лиц, содействующих такому переходу, предусмотрено суровое уголовное наказание.

По израильским законам гражданство может быть предоставлено автоматически только еврею, каковым признается лицо, родившееся от еврейской матери либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее иной религии.

Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из стран расселения, и его этнический состав является отражением этнического состава мирового еврейства. Однако существование еврейского народа в диаспоре и отсутствие до 1948 года государственности привели к его фрагментации на отдельные общины с различными языками повседневного общения и некоторыми различиями в религиозной обрядности.

Наиболее значительная этническая общность (более 80% населения Израиля) — ашкеназы (язык общения — идиш). Это выходцы из стран Восточной и Средней Европы, Северной Америки, Южной Африки, Австралии. К сефардам (язык общения — еврейско-испанский) относятся выходцы из стран Балканского полуострова, часть выходцев из стран Северной Африки. Около 40% еврейского населения Израиля — выходцы из арабского мира (Марокко, Ирак, Йемен, Иран), имеются группы бухарских, горских, курдских и других евреев.

Главная святыня — Западная стена (Стена Плача), святое место не только для граждан Израиля, но и для всех, кто проживает за его пределами. После воссоединения Иерусалима в 1967 году сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной: достигшие 13 лет мальчики здесь впервые вызываются к чтению Торы, новобранцы боевых частей приносят присягу, проводятся церемонии в честь национальных праздников Израиля.

В 1990-х годах в Израиле насчитывалось около 7 тыс. официально зарегистрированных синагог. Такое большое количество объясняется разнообразием литургий разных этнических групп и религиозных течений в иудаизме. Во многих синагогах после молитвы проводится изучение закона. В крупные праздники синагогу посещает большинство еврейского населения страны. Семейные праздники (обряды бракосочетания, обрезания, совершеннолетия) отмечают также в синагоге.

Современный Израиль является центром мирового традиционного еврейского образования. В нем воссозданы иешивы («дворы») литовского типа и несколько хасидских школ. Традиционное обучение в них сочетается с программой средней школы или программой профессионального образования. Многие ученики, закончившие иешивы среднего уровня, продолжают обучение в высших. В некоторых иешивах четырехлетнее изучение закона чередуется с военной подготовкой и несением действительной военной службы.

В период активной эмиграции в Израиль (1970—1980 гг.) и обращением к религии выходцев из разных стран возникли иешивы для учащихся с разным образовательным уровнем, из разных стран; иешивы для бывших преступников; создавались специальные учебно-воспитательные заведения для девушек.

В Израиле действуют раввинский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Их юрисдикция распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан, и в ряде аспектов совпадает с юрисдикцией окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий. Квалификация судей, способ их назначения, время пребывания в должности, жалование и вознаграждение регулируются для раввинского суда Законом о даянах (1955), для мусульманского суда — Законом о кади (1961), для друзского суда — Законом о друзских религиозных судах (1962).

Исключительному ведению мусульманских, христианских и друзских религиозных судов подлежат все вопросы личного статуса мусульман, христиан и друзов Израиля (кроме вопросов усыновления, правопреемства, завещания и наследства), а также дела, связанные с управлением культовым имуществом и религиозными пожертвованиями. Приговоры религиозных судов приводятся в исполнение согласно Закону об исполнении (1967), как и приговоры гражданских судов. Кроме того, если согласно приговору раввинского суда муж обязан дать развод жене или жена обещала принять развод от мужа, но отказывается выполнить приговор, окружной суд по ходатайству генерального прокурора может привести его в исполнение путем лишения отказчика свободы, пока тот не согласится выполнить постановление.

Если иск по гражданскому состоянию затрагивает лиц различных вероисповеданий, председатель верховного суда решает, в какой суд передать дело (хотя преимущественное право решения будет принадлежать раввинскому суду).

Для обеспечения религиозных нужд населения в Израиле создано министерство по делам религий. Еврейскими учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты, при муниципальных и поселковых советах — религиозные советы.

Хотя в Израиле иудаизм не имеет официального статуса государственной религии, его роль является доминирующей не только в религиозной сфере, но и в государственно-политической жизни страны. Религиозные партии входят в блок правящей коалиции и воздействуют на частную и общественную жизнь граждан. Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно отразиться на гражданском статусе человека.

Законы государства используются как для придания статуса религиозным институтам, так и для соблюдения религиозных постулатов. Израиль нельзя назвать светским государством, поскольку в стране действует религиозное законодательство и иудейские священнослужители оказывают большое влияние на государственную систему. Идея о создании светского государства в Израиле неосуществима, поскольку ей противостоят ультраортодоксальные евреи.

Действующие в Израиле религиозные нормы, касающиеся взаимоотношений между религией и государством, противоречат принципам демократии, принятым в странах с либерально-политическими режимами. В западных демократических странах государство не вмешивается в вопросы веры и не использует свою власть для навязывания гражданам образа жизни. С этой точки зрения Израиль подвергается серьезной критике. В стране невозможна свобода вероисповедания, так как в сфере семейного права главенствует иудейское (ивритское) право, входящее в противоречие с общедемократическими ценностями. Навязывание религиозных принципов посредством законов государства также спорно с точки зрения демократии.

 

Библиография

1 Продолжение. Начало см. в № 11’2006.

2 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. — М., 2006. С. 253.

3 Falk Z. Law and Religion in Israel. P. 192.

4 См.: Рид Дуглас. Спор о Сионе. — М., 1993. С. 54.

5 Подробнее об этом см.: Покровский Э.Я. Разделение еврейского царства. — СПб., 1896; Богородский Я.А. Еврейские цари. — Казань, 1884.

6 См.: Толковая Библия. Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. — М., 1987. С. 595—630.

7 Там же. С. 244.

8 Там же. С. 393.

9 См.: Шульгин В.В. Что нам в них не нравится. — М., 1992. С. 194—220.

10Льоренте Хуан-Антонио. Критическая история испанской инквизиции. — М., 1936. С. 124—127, 188—189.

11 См.: Гулевич И.Р. Инквизиция. — М., 1985. С. 309—310.

12 См.: Толковая Библия. С. 336—337.

13 См.: Марченко М.Н. Указ. раб. С. 291.

14 Falk Z. Jewish Matrimonial Law in the Middle Ages. Р. 46.

15 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. — М., 2005. С. 327.

16 См.: Марченко М.Н. Указ. раб. С. 294.

17 См.: Нойбергер Б. Власть и политика в Государстве Израиль. Исторические корни и конституционное устройство. Ч. 6 // Религия, государство и политика. — Тель-Авив, 1997. С. 15.

18 См.: Народы мира: Этнограф. очерки. Т. 1. — М., 2000. С. 524.

19 См.: Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле. — М., 1999. С. 260.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 12 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 12 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 12 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 12 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 12 дней назад