УДК 340.11 

Страницы в журнале: 23-25

 

О.Л. СОЛДАТКИНА,

старший преподаватель, соискатель кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права

 

Статья посвящена проблеме определения понятия «правовая политика» и изучению содержания этого термина.

Ключевые слова: правовая политика, политика, правовые идеи.

 

To the question of the concept of legal policy

 

Soldatkina O.

 

The article covers of problems of concept of the legal policy and also content of this term.

Keywords: the legal policy, the policy, ideas of law.

 

В  условиях правовой реформы в Российской Федерации особое внимание ученых-правоведов и политологов уделяется выстраиванию правовой политики. Процесс подобной актуализации не случаен, он обусловлен рядом веских причин (например, усилением роли права в жизнедеятельности общества, увеличением потоков юридической информации и, как следствие, различных нестыковок в законодательстве России и субъектов Российской Федерации). В настоящее время научные исследования правовой политики проводятся российскими учеными в разных направлениях, как в монографиях и статьях[1], так и в диссертационных работах[2].

Однако сам термин «правовая политика» нередко наделяется разным смысловым содержанием — в зависимости от контекста и произвольного усмотрения исследователя.

Проанализировав наиболее распространенные точки зрения на проблему сущности правовой политики, можно, на наш взгляд,  условно объединить взгляды ученых в следующие группы.

Прежде всего — мнение о том, что не существует никакой правовой политики, а есть «государственная политика в правовой сфере» как форма осуществления политики[3]. Примем позицию Н.И. Матузова: «С этим трудно согласиться. Ведь государственная политика в правовой сфере — это и есть правовая политика. <...> “Оформление” правом других видов политики не отменяет правовой политики как одного из самостоятельных феноменов»[4].

Ряд специалистов относят к правовой политике разнообразные явления: задачи, цели, идеи, методы, способы, средства и пр. Например, С.С. Алексеев под правовой политикой подразумевает научную и учебную дисциплины[5]. Термин «правовая политика» часто используется как синоним выражений «легитимная политика», «законная политика»[6], т. е. если политика осуществляется в правовых рамках, она вполне может именоваться правовой; трактуется данный термин и как политика, осуществляемая с помощью правовых средств[7]. На наш взгляд, подобные трактовки исследуемого понятия недостаточно точны и требуют дополнительных определений.

Наибольшее распространение получило отношение к правовой политике как к деятельности определенных субъектов. Такая точка зрения проистекает из признания того факта, что политика — это деятельность политических субъектов, связанная с государственной властью. Значит, и правовая политика как разновидность государственной политики по своей природе тоже деятельность. Так, В.А. Хохлов полагает, что «правовую политику следует рассматривать как совокупность правовых действий, ориентированных на политический эффект»[8].

Дадим определение понятию «правовая политика», рассмотрев прежде всего содержание понятия, выделив основные его структурные элементы.

Итак, понятие «правовая политика» тесно связано с понятием «политика».

История развития политики как науки уходит корнями в далекое прошлое, но на ранних этапах исторического развития (до конца I в.) политика рассматривалась как учение о государстве. Выделение политики в самостоятельную науку — заслуга Н. Макиавелли. В настоящее время существует немало толкований термина «политика», причем многим толкованиям присущи определенные недостатки: они не дискретны, нуждаются в дальнейших определениях.

В русском языке словом «политика» (от греч.  — государственные или общественные дела,                — государство) обозначаются: во-первых, деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями; во-вторых, вопросы и события общественной, государственной жизни; в-третьих, образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми[9]. Остановимся на использовании термина «политика» в его первом значении.

Итак, политика — это деятельность политических субъектов, связанная с государственной властью, значит, и правовая политика — это тоже деятельность.

Далее рассмотрим вопрос о субъектах, осуществляющих деятельность в сфере правового регулирования и вырабатывающих и (или) реализующих политику государства в данной области. Выражение «правовая политика государства» не означает, что государство — это ее единственный субъект. Конечно, государство как определенная форма организации власти является основным субъектом правовой политики, но весь состав субъектов требует уточнения и обобщения.

Под субъектами правовой политики будем понимать индивидов и общественные объединения, прилагающие усилия к тому, чтобы оказывать влияние на правовую политику государства и при благоприятном стечении обстоятельств доминировать в ней. Поскольку правовая политика должна быть адекватна уровню и динамике развития общественных отношений, при ее формировании необходимо учитывать и общественное мнение. В противном случае могут возникнуть сложности с реализацией стратегических правовых идей, и в конечном итоге  цели правовой политики не будут достигнуты.

Следовательно, в обобщенном виде к субъектам правовой политики можно отнести индивидов, их объединения, включая все общество, и государство.

В вопросе о сущности правовой политики и идеях, которые лежат в ее основе и осуществлении, согласимся с мнением А.П. Коробовой, что они заключаются в выработке и реализации правовых идей стратегического характера[10]. Это не означает, что правовая политика сводится к совокупности идей, установок, представлений, но именно на них она базируется. Источники стратегических правовых идей могут быть разными: правовая идеология, обобщение юридической практики, научная деятельность и т. д.

Правовые идеи стратегического характера обладают определенной спецификой, что обусловлено наличием у них следующих свойств: связь с правом; фундаментальность; научная обоснованность; концептуальность[11]. А.П. Коробова включает в список свойств идей стратегического характера официальный характер и реалистичность (эти идеи должны отражать объективные потребности общества). Заметим, однако, что среди субъектов деятельности были указаны (помимо государства) индивиды и объединения индивидов, поэтому не все идеи могут иметь официальный характер. Что же касается реалистичности, то, на наш взгляд, тут не совсем верно подобрано слово, правильнее было бы заменить его термином «объективная необходимость».

Итак, в основе правовой политики современного государства лежат особые правовые идеи стратегического характера, которые в своем единстве образуют научно обоснованную и продуманную концепцию (доктрину), адекватную юридической практике и закрепленную в официальных государственных документах, в том числе в нормативных правовых актах.

Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Именно поэтому вопрос целей является одним из основополагающих при рассмотрении содержания понятия деятельности, а следовательно, и правовой политики. Круг целей правовой политики обширен (обеспечение прав человека, формирование правовой государственности, укрепление законности и правопорядка и т. д.[12]). Выделим в качестве основной цель формирования правовой государственности.

Обобщая все сказанное выше, дадим определение рассматриваемому понятию. Итак, правовая политика представляет собой деятельность индивидов, их объединений (включая все общество) и государства по созданию и реализации стратегических правовых идей, отличающихся фундаментальностью, концептуальностью, научной обоснованностью и объективной необходимостью, в целях формирования правовой государственности.

 

Библиография

1  См., например: Правовая политика России: теория и практика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2006; Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7. С. 15—22; Исаков Н.В. Правовая политика: теоретические подходы к исследованию // Право и политика. 2003. № 5. С. 18—24.

2  См., например: Субочев В.В. Правовая политика современной России в сфере лоббизма: теоретические проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2002; Рудковский В.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: Дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 1997.

3  См.: Борисов В.В. О соотношении политики и правовых средств // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы. Материалы конференции. — Саратов; Тольятти, 2001. С. 44—45.

4  Матузов Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы XXI в. // Правовая политика России: теория и практика. Указ. изд. С. 35—36.

5 См.: Алексеев С.С. Основы правовой политики в России: Курс лекций. — М., 1995. С. 5—6.

6  См.: Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: Учеб. пособие. — Самара, 1993. С. 6; Рудковский В.А. Указ. раб. С. 8.

7  См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. №  4. С. 15.

8  Хохлов В.А. Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. — Тольятти, 1997. С. 10.

9  См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. —  М., 1988. С. 449.

10  См.: Коробова А.П. Понятие и структура правовой политики // Правовая политика России: теория и практика. Указ. изд. С. 108.

11  Там же.

12  См.: Малько А.В. Правовая политика в условиях правовой реформы в современной России // Правовая политика России: теория и практика. Указ. изд. С. 54.