Реклама
Статья

К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания

И.И. КРАПИВА, сотрудник ГУ ФСИН России по Приморскому краю, полковник внутренней службы Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) как вид государственной правоохранительной деятельности не достигнет цели защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, если результаты этой деятельности не будут иметь своего применения в уголовном процессе. Уголовно-процессуальное производство — единственная государственно-правовая форма борьбы с преступностью, в рамках которой доказывается виновность лица в совершении преступления и назначается наказание.

И.И. КРАПИВА,
сотрудник ГУ ФСИН России по Приморскому краю, полковник внутренней службы
 
 
Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) как вид государственной правоохранительной деятельности не достигнет цели защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, если результаты этой деятельности не будут иметь своего применения в уголовном процессе. Уголовно-процессуальное производство — единственная государственно-правовая форма борьбы с преступностью, в рамках которой доказывается виновность лица в совершении преступления и назначается наказание.
 
ОРД призвана обеспечить уголовный процесс, вследствие чего с ним взаимосвязана и взаимообусловлена. Без уголовного процессуального воплощения она теряет свою социально полезную функцию. ОРД, карающая преступников без уголовно-правового подтверждения их виновности и уголовно-исполнительного обеспечения, не в состоянии защитить человека, общество и государство от преступных посягательств, так как перерождается в незаконную деятельность и сливается с преступностью.
Использование результатов ОРД в процессе доказывания представляет собой одну из основных проблем в теории смежных дисциплин ОРД и уголовного процесса. Так, сложилась неоднозначная позиция по отношению к фактическим данным, полученным с нарушением норм оперативно-розыскного законодательства, и возможности их использования в доказывании в качестве результатов такой деятельности. Рассмотрение тех или иных точек зрения носит не теоретический характер, так как от той или иной позиции зависит успешность и законность действий оперативного работника.
Представляет интерес следующее мнение: если правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренные Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), были нарушены (отсутствие постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, о проведении проверочной закупки, либо судебного решения при проведении мероприятий, в значительной степени затрагивающих права и законные интересы граждан), их результаты после проверки процессуальным путем могут использоваться в доказывании по уголовному делу. Так, показания оперативного работника, проводившего мероприятие, зафиксированное в установленном законом порядке, отвечают требованиям допустимости доказательств. Однако это не освобождает данное лицо от возможной ответственности за допущенные нарушения[1].
С этим мнением можно согласиться в том плане, что согласно статьям 81, 84 и 86 УПК РФ нет препятствий для введения в уголовный процесс любым его участником относящихся к уголовному делу сведений, закрепленных в узаконенных источниках доказательств, в том числе полученных с нарушением оперативно-розыскных норм, с последующей их проверкой и оценкой, использованием процедуры, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством. Сведения и предметы, полученные таким путем, в уголовном процессе будут проверяться и оцениваться, как и любые другие данные, но эти фактические данные не могут считаться результатами ОРД.
Несмотря на то что результаты ОРД представляют собой фактические данные, полученные преимущественно негласным путем, к ним предъявляются определенные требования по содержанию, форме, использованию и представлению в уголовный процесс. Результаты ОРД, помимо сведений как таковых, представляют собой материальный продукт, полученный оперативно-розыскным путем[2]. Это предполагает конкретное вещественно-предметное воплощение как в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.), так и в предметах и документах, которые могут прилагаться к ним и выступать вещественным доказательством в уголовном процессе.
По содержанию результатами ОРД признаются сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также событиях, действии или бездействии, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (п. 1 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13.05.1998 № 175/226/336/201/286/410/56; далее — Совместная инструкция). Результатами ОРД являются конечные оперативные данные в длинной цепочке оперативно-розыскной информации, как значимой, так и не значимой.
Доказательства, сформированные на основе результатов ОРД, должны отвечать требованиям уголовно-процессуальной допустимости (ст. 89 УПК РФ) и в то же время обеспечивать защиту сведений об органах и лицах, осуществляющих ОРД (требование оперативно-розыскной безопасности) (ст. 12 Закона об ОРД). Несоответствие доказательств, основанных на результатах ОРД, этим требованиям влечет за собой или признание в суде этих доказательств недопустимыми, или отказ от использования результатов ОРД в процессе доказывания.
Оперативные данные как результат ОРД сами по себе не являются доказательствами. Чтобы стать таковыми, они должны быть введены в уголовный процесс в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства[3]. Но для этого результаты ОРД должны пройти определенную «трансформацию» уголовно-процессуальными средствами[4], так как могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11 Закона об ОРД).
Уголовно-процессуальная допустимость доказательств, в основе которых лежат результаты ОРД, подразумевает соблюдение норм уголовного процесса при собирании, проверке и оценке сформированных доказательств и одновременно соответствие порядка получения результатов ОРД оперативно-розыскным нормам. Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке (п. 1 Совместной инструкции). К результатам ОРД выдвигаются требования по соблюдению оперативно-розыскного порядка их получения и представления, что в теории называется оперативно-розыскной допустимостью результатов ОРД.
Согласно УПК РФ результаты ОРД должны: иметь отношение к предмету доказывания по уголовному делу; быть преобразованы в источники доказательств уголовно-процессуальными средствами, приобщены к уголовному делу, проверены и оценены. Уголовно-процессуальное преобразование результатов ОРД в источники доказательств предполагает приведение их к определенным видам доказательств, а именно перевод фактических данных из плоскости ОРД в плоскость уголовно-процессуальной деятельности, так как в уголовном процессе используются только те доказательства, чьи источники указаны в законе (ч. 2 ст. 74 УПК РФ). Результаты ОРД представляются в такой форме, которая позволила бы их превратить в источники доказательств, — в форме документов и предметов, которые в дальнейшем могут стать вещественным доказательством.
Приобщение уголовно-процессуальными средствами результатов ОРД к уголовному делу предполагает проведение следующих следственных действий: осмотр вещественных доказательств (ст. 284 УПК РФ); приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду (ст. 286), если оперативные результаты являются документами (рапорта, справки, сводки, акты, отчеты и т. п.), предметами (фоно- и видеограммы, киноленты, фотопленки, фотоснимки, магнитные, лазерные диски, слепки и т. п.); допрос свидетелей и очевидцев событий, а также оперативных сотрудников, участвовавших в проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 287).
Под уголовно-процессуальной проверкой (ст. 87 УПК РФ) понимается установление источников доказательств, сформированных на основе оперативных данных, и исследование соответствия порядка получения и представления оперативных данных закону. Фактические данные должны включать в себя указание на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (п. 7 Совместной инструкции). В уголовном процессе сформированные на основе результатов ОРД доказательства проверяются на предмет соответствия указанным в законе источникам доказательств, а также соблюдения порядка получения оперативных данных и их представления, в соответствии с нормами Закона об ОРД, т. е. проверяется оперативно-розыскная допустимость результатов ОРД.
В УПК РФ закреплено следующее правило оценки доказательств, сформированных на основе оперативных данных: каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности — достаточности для разрешения уголовного дела (ст. 88). На основании непосредственного исследования доказательств с точки зрения их уголовно-процессуальной допустимости и оперативно-розыскной допустимости результатов ОРД суд, прокурор, следователь, дознаватель признает доказательства или допустимыми, или недопустимыми.
Доказывание основывается на том, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами[5]. Доказательства остаются допустимыми только в том случае, если не нарушены нормы УПК РФ при их собирании и закреплении, а результаты ОРД были получены с соблюдением конституционных прав человека. Но сохранение конституционных прав человека в ОРД возможно только при неукоснительном следовании оперативно-розыскному законодательству. Оперативные данные, полученные с нарушением норм ОРД, не могут быть представлены в уголовный процесс в качестве ее результатов.
В основе формирования доказательств в уголовном процессе могут использоваться только те результаты ОРД, которые отвечают требованиям оперативно-розыскной безопасности и оперативно-розыскной допустимости, т. е. получены и представлены в уголовный процесс в установленном порядке. Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентируется Законом об ОРД, а порядок представления результатов ОРД — соответствующей инструкцией.
 
Библиография
1 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу / Под ред. В.П. Верина, В.В. Мозякова. — М., 2004. С. 211.
2 См.: Оперативно-розыскной закон России: Учеб.-практ. пособие / Авт.-сост. д-р юрид. наук, проф. А.Ю. Шумилов. — М.,  2002. С. 44.
3 См.: Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность / Под ред. В.А. Власихина. — М., 2000. С. 59.
4 См.: Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. — М., 1997. С. 53; Попов Н.М. Оперативное обеспечение досудебной подготовки в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 1997. С. 18.
5 См. постановление Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024