Реклама
Статья

Классификация средств правовой политики

М.А. КОСТЕНКО, кандидат юридических наук, доцент Технологического института Южного федерального университета (г. Таганрог) Преобразования правовой жизни общества должны сопровождаться выработкой научно обоснованных направлений правового развития и формированием правовой политики. При этом эффективность данной деятельности во многом зависит от набора средств, обеспечивающих достижение определенного результата.

УДК 340.115

Страницы в журнале: 7-9 

 

М.А. КОСТЕНКО,

кандидат юридических наук,  доцент Технологического института Южного федерального университета (г. Таганрог)

 

Преобразования правовой жизни общества должны сопровождаться выработкой научно обоснованных направлений правового развития и формированием правовой политики. При этом эффективность данной деятельности во многом зависит от набора средств, обеспечивающих достижение определенного результата. В системе средств правовой политики сочетаются различные по своей природе средства, набор которых обусловливает дальнейшую реализацию правовой политики и совершенствование правовой регуляции.

Ключевые слова: правовая политика, средства правовой политики, юридическая техника, эффективность правовой регуляции, правовая технология.

 

The classification of means in legal policy

 

Kostenko М.

 

Transformations of a legal life of a society should be accompanied by development of scientifically proved directions of legal development and formation of a legal policy. Thus the efficiency of the such activity in many ways depends on a set of the effective means providing achievement of certain legal result. In a system of means of a legal policy various means by the nature on which set the further realization of a legal policy and perfection of legal regulation depends are combined.

Keywords: the legal policy, means of a legal policy, the legal techniques, an efficiency of legal regulation, legal technology.

 

Формирование правовой политики является реакцией государства на масштабное усложнение правовой жизни общества, на заметное увеличение потоков юридической информации[1], что подталкивает к необходимости глубокого исследования средств, обеспечивающих преобразования в правовой жизни общества. Чем сложнее и разнообразнее поставленные задачи, тем богаче должен быть арсенал средств, обеспечивающих их решение. Целевая направленность любой деятельности не может быть достигнута, если отсутствует необходимый инструментарий, если он непрофессионально используется, а средства устарели и не отражают современной ситуации[2].

Важнейшее качество социального управления обеспечивается таким средством, как разработка и принятие законодательства[3]. А.П. Коробова считает, что зачастую понятием «правовая политика» обозначается легитимность не самой политики в целом, а тех средств и методов, используемых в этом случае как в одном из видов деятельности[4]. Подобный подход к определению правовой политики с точки зрения доминанты деятельностной составляющей следует рассматривать в данном контексте как способность к изменению вслед за трансформирующимися общественными условиями и как обеспечение этих изменений при помощи легитимных средств. «Изменяться вовремя — вот ключ к жизнеспособности любой системы права, которая испытывает неодолимое давление меняющихся обстоятельств»[5].

Вопрос определения средств правовой политики требует детальной проработки и постоянного совершенствования вслед за динамично изменяющимися общественными отношениями, поскольку отражает перспективный характер, стратегическую направленность, которые должны обеспечивать эффективная правовая политика и ее инструментарий. Иначе она (политика) не сможет выполнять свою основную цель, а именно активное совершенствование правовой регуляции.

Применительно к категории «средства» Н.И. Матузов сформулировал главный системный принцип правовой политики, заключающийся в том, что «правовая политика есть политика, проводимая с помощью правовых средств»[6]. Данное определение базируется на основном подходе, высказанном этим же автором, что правовая политика — это политика в области права и посредством права[7], следовательно, она должна использовать только правовые средства. А.П. Коробова считает подобный подход однобоким, так как в правовой политике используются и внеправовые средства, например, организационного, технического характера[8]. Сходная позиция высказывается П.С. Элькиндом, который считает, что «средства, действующие в правовой системе, не ограничены средствами юридического характера, поскольку правовая действительность осуществляется путем широкого использования политических, экономических, идеологических, научно-технических и других инструментов»[9].

Перспективной представляется классификация средств правовой политики на правовые и внеправовые, которые в разной степени влияют на формирование и реализацию правовой политики, имеют персональную целевую направленность и различную технологию применения и легитимации тех или иных средств. Интегрируя подходы к определению правовой политики, можно установить, что правовые средства в системе средств правовой политики выделяет гарантированность государством, закрепление правовыми нормами, конкретность, реальная применимость и обеспеченность. Наличие совокупности перечисленных выше условий дает возможность относить данное средство к числу правовых.

С позиций инструментальной теории само право может быть рассмотрено и как система правовых средств, поскольку при помощи них формируются элементарные частицы правовой системы, из которых состоят такие правовые образования, как нормы, институты, подотрасли и отрасли. Следовательно, как справедливо отмечает А.В. Малько, «юридические средства можно понимать как универсальный “строительный материал” системы права»[10]. Благодаря юридическим средствам правовая идея приобретает конкретную материальную форму, наделенную определенной юридической силой и ресурсной составляющей, обеспечивающей механизм правового регулирования. Таким образом, правовые средства — инструменты правового воздействия, гарантированные государством и закрепленные в нормах права, обладающие реальной применимостью и конкретностью воздействия на общественные отношения.

Особое место в формировании и реализации правовой политики должны занимать внеправовые средства, роль которых в достижении целей не менее значима, поскольку первоначально именно от них во многом зависит, будет ли в итоге достигнут необходимый правовой результат. Сложность использования внеправовых средств состоит в том, что они должны определенным образом сочетаться с правовыми. «Особый статус правовых средств в процессе правового регулирования не исключает их диалектического взаимодействия с инструментами неюридического характера»[11]. Как справедливо замечают Т.Я. Хабриева и Н.А. Власенко, «социальное управление представляет собой достаточно сложный механизм, основу которого составляют разные виды управленческой деятельности»[12], поэтому процесс формирования и реализации правовой политики должен включать разнообразные по своей сути средства. Только многообразие разноплановых средств позволит обеспечить эффективную технологию выбора и закрепления механизма правового регулирования. Именно сочетание всех доступных в каждом конкретном случае инструментов — залог качества правовой технологии.

Следует признать, что политические, религиозные, нравственные, технические и другие воздействия на общественные процессы приобретают все большее значение[13], следовательно, система средств правовой политики должна включать все многообразие инструментов не только юридического характера, но и тех, которые условно можно определить как предлегитимационные (обеспечивающие процесс легитимации) т. е. средства технологического характера (политические, экономические, социально-культурные и др.), создающие реальные условия организационного характера для последующего формирования и закрепления правовой идеи на законодательном уровне.

Несмотря на очевидный водораздел между правовыми и внеправовыми средствами правовой политики, все же последние имеют важное значение для обеспечения правовой политики и оказывают существенное влияние на процесс формирования правовой системы. Под внеправовыми средствами правовой политики понимают средства, напрямую не установленные законодательством, но служащие обеспечительными мерами для формирования и реализации правовой политики и действующие в правовой сфере. Следовательно, фактором, объединяющим их с правовыми средствами, является их воздействие в итоге на изменения в правовой сфере и направленность на реализацию целей правовой политики.

Среди подобных средств общественной жизни, как уже отмечалось выше, ряд авторов выделяет экономические, политические, идеологические, субъективно-психологические, культурные, научно-технические средства, нормативно-правовые установления, средства юридической техники, юридического толкования и средства правореализационной практики[14]. Перечисленные средства имеют разнопорядковое значение для правовой политики и также, в свою очередь, могут быть разделены на субъективно-правовые средства и средства иной направленности.

Первопричиной объединения разнообразных по своей природе средств правовой политики является сочетание в последней инструментария, предшествующего стадии выработки определенных правовых предписаний — предлегитимационной стадии. Она имеет существенное значение для правовой политики и перспектив законодательного закрепления правовой идеи, а следовательно, используемые на этой стадии средства не менее важны с точки зрения достижения правового результата. Это не означает, что внеправовые средства не оказывают влияния на правореализационную и интерпретационную политику. Представляется, что расширение сферы применения информационных технологий в юридической деятельности (например, введение в действие государственной автоматизированной системы «Правосудие»), т. е. применение технических средств, позволит определить новые подходы к правореализационной политике, в частности в области судопроизводства.

Средства — это ресурсы правовой политики, благодаря которым она формируется и реализуется. В зависимости от этого средства правовой политики можно подразделить на средства формирования правовой политики и средства реализации правовой политики. Данная классификация имеет существенное значение для определения самой сущности правовой политики, в том числе с точки зрения отграничения ее от правовой идеологии, которая по умолчанию не направлена на реализацию ее целевых установок (тогда как правовая политика — это система мер деятельностной направленности). С позиции характеристики средств правовой политики этап формирования правовой политики отличает применение в большинстве своем именно внеправовых средств, т. е. средств организационно-обеспечительного характера.

Любая правовая идея должна пройти через сито политической, экономической, психологической оправданности и технико-юридической обеспеченности, что в совокупности создает условия необходимости и возможности ее дальнейшей реализации в действующем праве. С позиции технико-юридической обеспеченности достаточно обособленное место в системе средств правовой политики занимает юридическая техника, которая представляет собой особую совокупность ресурсов и технологий по их применению, направленных на формирование и реализацию правовой политики. Следовательно, юридическая техника — это специально-инструментальное средство достижения целей, заложенных правовой политикой.

Таким образом, система средств правовой политики представляет собой взаимодействие применяемого инструментария, которое направлено на разработку и совершенствование правовой регуляции, включающей в себя как правовые, так и внеправовые средства, обеспечивающие формирование и реализацию правовой политики как деятельности. Эффективная система средств должна быть обеспечена следующими критериями: полнотой, подкрепленностью, сочетаемостью и последовательностью применения.

 

Библиография

1 См.: Малько А.В. О необходимости формирования правовой политики в регионах // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / Под ред. А.В. Малько. — Тамбов, 2008. С. 10.

2 См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. — Саратов, 2003. С. 239.

3 См.: Юридическая техника: Учеб. пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. — М., 2010. С. 8.

4 См.: Коробова А.П. Понятие и структура правовой политики // Правовая политика: теория и практика: Моногр. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2006. С. 97.

5 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: Пер. с англ. — М., 1994. С. 37.

6 Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 15.

7 См.: Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Нояб. С. 28.

8 См.: Коробова А.П. Указ. раб. С. 98.

9 Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. — Л., 1976. С. 24.

10 Малько А.В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 2001. С. 356.

11 Малько А.В., Шундиков К.В. Указ. раб. С. 67.

12 См.: Юридическая техника: Учеб. пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. — М., 2010. С. 8.

13 На классификацию видов управления в обществе и их влияние на общественные процессы указывал Ю.А. Тихомиров. См. подробнее: Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. — М., 2007. С. 25—38.

14 На важность подобных средств, действующих в правовой сфере, указывали А.В. Малько и К.В. Шундиков (см., например: Малько А.В., Шундиков К.В. Указ. раб. С. 66).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья подготовлена в рамках научной полемики, инициированной публикациями профессора А.Я. Рыженкова, как ответ на его идею о влиянии фундаментальных процессов, связанных с динамикой метода гражданского права, на технику изложения статей Гражданского кодекса РФ
Добавлено: 04.12.2022
Рассматривается проблема правовой фикции в праве. На основе анализа доктринальных определений правовой фикции как приема законодательной техники отмечается ее функциональность и делается вывод, что, несмотря на свои правовые «ложные» качества, фикции должны повышать эффективность правового регулирования.
Добавлено: 02.03.2022
Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам правового обеспечения государственного управления.
Добавлено: 01.10.2021
В статье анализируются некоторые субъекты уголовно-правовой политики в сфере предпринимательской деятельности с точки зрения их полномочий и практической деятельности.
Добавлено: 31.08.2021
Уголовные наказания всегда занимали одно из ключевых мест в уголовной политике государства.
Добавлено: 02.06.2020