А.А. ПОСКРЕБЫШЕВ,

аспирант

 

Статья посвящена анализу правовой базы, регламентирующей деятельность транснациональных корпораций в России и странах СНГ и  направленной на создание многонациональных компаний как важнейшего компонента интеграции и инвестиционной деятельности,

Ключевые слова: транснациональные корпорации, инвестиции, государственная поддержка бизнеса.

 

This article analyzes the legal framework governing the activities of transnational corporations in Russia and CIS countries and aimed at the creation of multinational companies as an essential component of integration and investment,

Keywords: multinational corporations, investment, government support for business. 

 

Российское государство обладает богатейшими природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, чрезвычайно емким внутренним потребительским рынком. Задача состоит лишь в том, чтобы преодолеть все еще сохраняющуюся экономическую и политическую нестабильность в стране, создать устойчивое, неменяющееся законодательство, поскольку инвестиционное законодательство призвано закрепить как стабильность условий инвестиционной деятельности, так и необходимые льготы и преимущества. Создание надлежащей правовой базы будет способствовать не только преодолению политической и экономической нестабильности, но и обеспечению решения немаловажной задачи по привлечению и использованию иностранных инвестиций, прежде всего, в производственной сфере.

Слово «инвестиции» очень тесно связано с понятием «транснациональные корпорации», так как вся деятельность, осуществляемая транснациональной корпорацией, материализуется в различных формах инвестиций и инструментах их исполнения. В переводе с английского языка investments означает капиталовложения, и, следовательно, оба термина, употребляемые в российском законодательстве, равнозначны.

В Российской Федерации по используемой официальной методологии существуют следующие виды инвестиций:

· иностранные инвестиции — это вложения иностранного капитала и капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории России с целью получения последующего дохода;

· финансовые инвестиции — долгосрочные и краткосрочные капиталовложения предприятий в ценные бумаги других предприятий, в процентные облигации государственных и местных займов, в уставные фонды других предприятий на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставляемые другим предприятиям займы;

· прямые инвестиции[1] — капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими российскими предприятиями или контролирующими не менее 10% акций и акционерного капитала предприятия;

· портфельные инвестиции — приобретение акций, векселей и иных ценных бумаг, составляющих менее 10% в общем акционерном капитале конкретных российских предприятий;

· прочие инвестиции — не подпадающие под определение прямых и портфельных.

Правительство РФ постановлением от 11 июня 1992 г. № 395 одобрило в качестве основы для переговоров «Типовой проект соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений». В этом постановлении предусматривалось, что по результатам переговоров соответствующий комитет будет представлять Правительству РФ предварительно согласованные проекты соглашений и предложения об их подписании от имени Правительства РФ. Все соглашения устанавливают порядок разрешения споров по толкованию и применению договоров между странами, заключившими такой договор. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопросам. Споры должны разрешаться, по возможности, путем переговоров. Если соблюсти это условие не удается, то спор по требованию одной из сторон передается на рассмотрение третейского суда.

На сегодняшний день Россия заключила более 150 двусторонних соглашений. Они предусматривают взаимное применение (с определенными изъятиями) режима не менее благоприятного, чем предоставляется инвесторам третьих государств, а некоторые из них (например, с Великобританией, Италией, Канадой, Францией, ФРГ), предоставляют, к тому же, по мере возможности, режим, действующий для собственных инвесторов (т. е. национальный режим).

В соглашениях содержатся юридически выверенные определения понятий капиталовложений (инвестиций), инвесторов, доходов. В них детально оговариваются положения о защите и поощрении инвестиций, о переводе платежей в связи с инвестициями, о порядке разрешения инвестиционных споров, о суброгации (выкупе прав инвестора государством его происхождения в случае экспроприации имущества инвестора в принимающем государстве для решения вопроса о компенсации на межгосударственном уровне) и другие условия. Следует специально подчеркнуть целесообразность заключения двусторонних международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Их наличие, даже при незначительных совпадениях в их содержании с практикой применения внутреннего законодательства, позволяет снять у иностранных инвесторов опасения относительно произвольного применения принимающим государством своих внутренних предписаний в отношении иностранных инвестиций.

Общеправовую основу для регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений.

В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего, за характером слияний и поглощений. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» должен обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свободу экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создавать условия для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с рассматриваемым Законом на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных российским законодательством.

Установлено, что могут создаваться и действовать:

· предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и фи-лиалы;

· предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;

· филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

В начале XXI века в государственной экономической политике наметилась тенденция по созданию государственных корпораций. Внимание было сосредоточено на некоторых стратегических направлениях деятельности, в которых был сконцентрирован административный и политический ресурс.

Показательным является Федеральный закон  от 29 апреля 2008  г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства».

Возникновение государственных корпораций можно объяснить недостатком крупных долгосрочных инвестиций, на которые частный бизнес пока не готов. Прежде всего, конечно, речь идет о таких фундаментальных отраслях экономики, как судостроение, авиастроение, оборонный комплекс; поскольку значительные государственные средства будут вкладываться в олимпийские объекты, возникла государственная корпорация по возведению этих объектов. Это обоснованно и понятно, поэтому некоторые страны, которые вкладывали именно государственные ресурсы, так и сделали.

Возникновение крупных хозяйственных организаций в Российской Федерации и странах-участницах СНГ, разумеется, не было случайным. К конкретным предпосылкам, обусловливающим актуальность формирования транснациональных корпораций в экономике переходного периода стран СНГ, относят:

· необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности стран СНГ;

· острую потребность в создании новой системы инвестирования, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка стран СНГ для поддержания конкурентоспособности предприятий региона в борьбе с зарубежными транснациональными корпорациями;

· рост количества коммерческих банков и торговых фирм — потенциальных инвесторов, а также увеличение их финансовых активов;

· наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в экономике, особенно в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и высоких технологий;

· необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции, в первую очередь, между государствами-участницами СНГ;

· сложность и недостаточный опыт самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок;

· потерю значительной части внутреннего товарного рынка Россией из-за появления на нем продукции крупных зарубежных транснациональных корпораций.

До недавнего времени основная часть внешних российских зарубежных инвестиций приходилась на страны СНГ, так как компании были озабочены расширением своего присутствия на рынке и получением доступа к природным ресурсам. В результате российские компании являются сегодня явно доминирующими иностранными инвесторами на этих сложных рынках; на их долю приходится около трети всех прямых иностранных инвестиций в страны СНГ. Особенно заметно их присутствие на рынках Украины, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Казахстана.

Российские компании не имеют конкурентов в нефтегазовой области и секторе телекоммуникаций, они постепенно проникают на рынки металлургии, недвижимости, розничной торговли, страхования и пищевой промышленности.

Экономическое доминирование России в странах СНГ неизбежно по трем причинам. Во-первых, Россия является самым крупным и практически самым развитым рынком региона, ее также объединяет с другими странами язык, общая история и общая терпимость к существованию непрозрачных корпоративных структур и непростой политической ситуации. Во-вторых, найдется не так уж много иностранных инвесторов из других стран, готовых рискнуть своими деньгами на непростых рынках стран-участниц СНГ. И, в-третьих, распад Советского Союза привел к распаду гигантских производственных комбинатов, которые стремятся к восстановлению жизненно важных связей в области снабжения и сбыта.

В результате действия этих естественных причин российские инвесторы, как правило, осуществляют экспансию на рынках стран-участниц СНГ.

Деятельность транснациональных корпораций в России и странах СНГ все в большей степени выводит промышленное развитие и экономическую деятельность за национальные границы, повышая устойчивость глобального развития региона.

Правовому регулированию деятельности транснациональных корпораций в рамках СНГ, которое направлено на создание многонациональных компаний как важнейшего компонента интеграции и инвестиционной деятельности, следует уделить особое внимание. Одной из основных проблем, сдерживающих развитие транснациональных корпораций в странах СНГ и нерешенных на сегодняшний день, является наличие расхождений в национальном законодательстве. Поэтому важным условием развития единого постсоветского экономического пространства должна стать гармонизация законодательства по транснациональным корпорациям.

Одним из ключевых нормативно-правовых документов по созданию транснациональных корпораций в рамках СНГ является подписанная рядом стран СНГ (включая Россию) в 1998 г. «Конвенция о транснациональных корпорациях». Конвенция эта содержит явные признаки некоего административного «насаждения» транснациональных корпораций сверху в странах-участницах СНГ. При этом сама сущность традиционных транснациональных корпораций (возникших исторически и продолжающих возникать в мире на сугубо рыночных основах, без какого-либо администрирования со стороны государств) понимается, согласно «Конвенции» 1998 г., принципиально иначе. Для создания транснациональных корпораций по Конвенции предусматривается заключение межправительственных соглашений, а также специальная национальная регистрация в качестве именно транснациональных корпораций. Обусловливается всяческая поддержка и поощрение транснациональных корпораций со стороны государств, вплоть до беспошлинного ввоза и вывоза оборудования, инвестиционных вливаний и т.п. Экономический Совет СНГ, соответственно, принял в 2000 г. специальную «Рекомендацию по разработке организационных проектов транснациональных корпораций». Свободного, неурегулированного, так сказать «стихийного» образования транснациональных корпораций по образу и подобию множества уже существующих в мире транснациональных корпораций, таким образом, очевидно, не предполагалось.

Фактически транснациональные корпорации, предусматриваемые Конвенцией СНГ 1998 г., являются не «транснациональными», но «межнациональными» корпорациями или, точнее, объединениями. По существу, транснациональные корпорации, как они выглядят согласно Конвенции, больше похожи на так называемые финансово-промышленные группы (ФПГ), о которых также надо сказать несколько слов.

Правовой базой ФПГ стали «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений», заключенное государствами-участниками СНГ 15 апреля 1994 г.; Единообразный закон «О финансово-промышленных группах», принятый Межпарламентской ас-самблеей СНГ 17 февраля 1996 г. (по модели российского Федерального закона  от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах»); двусторонние соглашения между странами — участницами СНГ (например, между Россией и Казахстаном) об основных принципах создания финансово-промышленных групп. Сюда же можно отнести и указанную Конвенцию 1998 года о транснациональных корпорациях.

Россия становится все более важным полем деятельности транснациональных корпораций. В этой связи правовые аспекты транснациональных корпораций имеют отношение к совместным предприятиям, которые связаны как с государствами, в которых протекает их деятельность, так и с рынками третьих стран.

Еще одним документом, послужившим усилению интеграционных процессов в государствах-участницах СНГ, явился Договор о со-здании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., в котором Стороны согласились, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через: межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз. Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.

Ключевым заявлением в данном Договоре для нас являются обязательства сторон содействовать «созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций» (статья 12). В развитие этого положения заключен ряд международных двусторонних договоров1. Также, согласно данному Договору, Договаривающиеся Стороны координируют свою инвестиционную политику, внешнюю политику по отношению к третьим странам, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в областях, представляющих взаимный интерес, осуществляют совместные капиталовложения, в том числе и на компенсационной основе.

Гармонизация законодательства странучастниц СНГ, сама по себе, направлена на то, чтобы повысить конкурентоспособность экономик этих государств2. Только на основе правовой совместимости ведущие государственные и частные предприятия, корпорации и финансово-промышленные группы смогут создавать транснациональные межгосударственные промышленные образования. Площадок для общей работы в странах-участницах СНГ вполне достаточно. Совместные структуры могли бы быть созданы в машиностроении, в АПК, в отраслях ТЭКа, металлургии, переработке сельскохозяйственных продуктов и так далее. Особое внимание следует уделить реальной координации взаимодействия в стратегически важных отраслях экономики и науки, это, в частности, — космос, авиастроение, ядерная энергетика, фундаментальные исследования, высокие технологии. Именно здесь страны-участницы СНГ пока занимают ведущие позиции в мире.

В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на значительные расхождения, существующие в законодательстве государств-участниц СНГ, есть множество центростремительных факторов, приводящих к эволюции и сближению национального законодательства стран на постсоветском пространстве. На сегодняшний день существуют правовые нормы, в соответствии с которыми транснациональные объединения в странах-участницах СНГ могут создаваться в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, в различных формах, таких как совместные финансово-промышленные группы, международные хозяйственные объединения, корпорации, холдинговые компании, ассоциации, союзы, совместные предприятия и многие другие, что подтверждает стремление стран-участниц СНГ обеспечить благоприятные условия для всемерного развития экономических связей в интересах своих народов на взаимовыгодной и равноправной основе, а также повышать эффективность торгово-экономических отношений в рамках Содружества Независимых Государств. Стороны придают важное значение использованию современных форм взаимодействия в области производственной, научно-исследовательской, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной деятельности, направленной на восстановление и расширение высокоинтегрированных технологических и кооперационных взаимосвязей непосредственно между предприятиями и организациями различных форм собственности и на интенсификацию на этой основе тесного сотрудничества во всех сферах деятельности.

К числу российских транснациональных корпораций, использующих наиболее прозрачные схемы зарубежного инвестирования, относится «Газпром», лидер по накопленным российским инвестициям в Европе. Его первые зарубежные предприятия были основаны еще в советский период для обеспечения начатого на рубеже 70-80-х ХХ века годов экспорта газа в Европу. В настоящее время «Газпром» имеет дочерние структуры в 15 из 27 стран Евросоюза, а также в ряде других европейских и азиатских государств.

В ряде случаев приобретенные в странах Европейского Союза предприятия успешно интегрируются в единые трансграничные производственно-сбытовые цепочки российских транснациональных корпораций. В такой ситуации зарубежное инвестирование снижает многие внешнеэкономические риски и позволяет российской компании сокращать издержки. По-видимому, данные об иностранных инвестициях должны рассматриваться как позитивное для отечественной экономики явление.

Наиболее яркая иллюстрация — компания «Лукойл». Наряду с нефтеперерабатывающими заводами в России «Лукойл» приобрел в конце 90-х годов ХХ века заводы в Румынии, Болгарии, Украине. На них приходится 1/5 объемов нефтепереработки компании. При этом предприятие в болгарском Бургасе полностью работает на сырье, которое поставляет «Лукойл» (например, мазут направляется с Одесского НПЗ). Постоянно развивает «Лу-койл» и зарубежные сети розничной торговли нефтепродуктами (на АЗС).

Совершенствование правового регулирования деятельности транснациональных корпораций — это сложный многоуровневый процесс, развитие которого происходит не резкими рывками и прорывами, а последовательными действиями в различных отраслях права. На сегодняшний день ключевыми направлениями совершенствования являются разработка и внедрение новых норм во внутреннем законодательстве, на уровне двусторонних и многосторонних соглашений. Одновременно происходят изменения в различных плоскостях на региональном, федеральном и международном уровне правовой системы, причем как первые, так и вторые изменения объединены тенденцией к унификации, результатом которой является создание транснационального/глобального права международных контрактов, тесно взаимоувязанных с национальным законодательством стран.

Активное участие России в международной кооперации будет способствовать решению таких проблем, как преодоление дестабилизации мировой финансовой системы, устранение существенной разницы в развитии богатейших и беднейших стран, обеспечение глобальной безопасности, в том числе энергетической.

Именно поэтому, несмотря на необходимость регулирования деятельности транснациональных корпораций на международном уровне и создания для этого более четкого понятийного аппарата и соответствующих правовых механизмов — активную деятельность в этом процессе должно принимать Правительство РФ и национальные корпорации. Россия также не должна забывать и о собственном национальном законодательстве, которое является гарантом и основой для защиты российских транснациональных корпораций.

В настоящее время российские транснациональные корпорации при попытках экспансии на мировые рынки сталкиваются с рядом проблем, таких как отсутствие внятной экономической стратегии, нехватка четкого налогового, таможенного, антимонопольного, акцизного законодательства, отсутствие информационной поддержки и институциональной базы. Многие из этих проблем могут быть решены на государственном уровне. Учитывая высокий уровень конкуренции на международных рынках, и тот факт, что они поделены между крупнейшими мировыми транснациональными корпорациями, для транснационализации российских компаний в настоящий момент необходима государственная поддержка. Помимо этого многие российские транснациональные корпорации являются относительно небольшими по международным меркам и не обладают таким обширным опытом экспансии за рубеж, как их конкуренты. В этой связи государству в России необходимо осуществлять не разовые вмешательства в экономическую сферу, а создавать среду, в которой развитие бизнеса носило бы естественный характер. В построении государственной политики поддержки бизнеса необходимо соблюдение принципа равноправия различных видов бизнеса (как крупного транснационального, так и мелкого и среднего).

По мнению представителей российских транснациональных корпораций, несмотря на противоречивость взаимоотношений правительства с отечественным бизнесом, в целом, государство оказывает ведущим предприятиям поддержку при действиях на международной арене.

Тем не менее, экспансия российских транснациональных корпораций на внешние рынки тормозится несовершенным внутренним законодательством. Некоторые сферы законодательства в последние годы были либерализованы. В частности, либерализация валютного законодательства существенно облегчила зарубежную экспансию российских транснациональных корпораций.

Российские транснациональные корпорации, получив, наконец, поддержку со стороны государства, развиваются столь стремительно, что уже сейчас нужен некий перспективный центр, который рассматривал бы сегодняшние и завтрашние проблемы, заранее готовил законодательные и другие нормативные регулирующие инструменты.

С этой целью желательно создать специальное Российское агентство, задачей которого стал бы внешнеполитический анализ, систематизация, а отчасти и перспективное прогнозирование зарубежных проектов транснациональных корпораций. Такое функциональное подразделение, работающее в постоянном контакте с компаниями, могло бы разработать единую систему мер государственной поддержки внешней экспансии российского бизнеса. Эта система мер, однако, не может сводиться только к действиям на уровне тех стран, куда нацелен тот или иной проект транснациональных корпораций. Мировая экономическая ситуация очень многосложна и переплетена, решающее значение на развитие какой-то конкретной комбинации могут оказать контакты с третьими странами.

В настоящий момент экспансия российских транснациональных компаний на внешние рынки наталкивается на противодействие некоторых политических сил, и Правительству РФ следует защищать их интересы на международной арене.

 

Библиография

1 По определению МВФ прямыми иностранные инвестиции признаются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества, по американскому законодательству — не менее 10%, в странах Европейского Сообщества — 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии — 50%.