Конституционные гарантии реализации  и обеспечения  прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

 

В.В. КУЗНЕЦОВ,

аспирант кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ

 

Статья посвящена сравнительному анализу конституционных гарантий реализации и обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом.

Ключевые слова: конституция, права и свободы человека и гражданина, гарантии реализации прав и свобод.

 

Constitutional guarantees implementation and enforcement of rights and freedoms Human and civil rights in the Russian Federation and foreign countries: a comparative legal analysis

 

V. KUZNETSOV.

 

The article deals with the comparative analysis of constitutional guarantees of implementation and enforcement of rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation and abroad.

Keywords: constitution, rights and freedoms of man and citizen, guarantees the rights and freedoms.

 

Сразу после победоносного завершения Второй мировой войны началось интенсивное осознание мировым сообществом планетарного значения проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека. Из чисто внутригосударственной, эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конституционное право стало подпадать под влияние международных стандартов.

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалось время, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой сфере. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. В Конвенции и связанных с ней Протоколах закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции[1].

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека, например, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др. Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), принявшая в 1990 году Парижскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая позже была закреплена во всех Конституциях европейских стран.

Указанные международно-правовые акты послужили основой для соответствующей главы в Конституции РФ, часть 1 ст. 17 которой устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».  

П. 2 ст. 6 Конституции РФ гарантирует , что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».  Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Во второй части комментируемой статьи (ст. 6 п. 2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его гражданских и политических прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличие от основных (личных) прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, гражданские и политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией РФ: «личные права» — каждому, гражданские и политические — «гражданам».  Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина в демократическом государстве. В силу их характера, эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права человека, государство признает, соблюдает и защищает гражданские и политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в Конституции РФ установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция РФ подчеркивает невозможность и недопустимость лишения (личных) гражданских и политических прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила жизни в обществе, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на определенное их ограничение и осуждение совершенных противоправных деяний.

Гражданские (личные) права, свободы и обязанности — это неотчуждаемые и принадлежащие каждому человеку от рождения права и свободы, необходимые для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как личности во всех странах мира, а также другие естественные права, связанные с его индивидуальной частной жизнью и не вытекающие непосредственно из принадлежности к гражданству конкретного государства. Гражданские права и свободы отражают дуализм гражданского и политического общества и связаны с первым. В настоящее время они содержатся практически в каждой Конституции. Они были первыми правами и свободами, получившими отражение на конституционном уровне во многих государствах в XIX—XXI вв.

На международном (универсальном) уровне гражданские права и свободы регулируются Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., который такими правами называют: право на жизнь; право на достоинство (в связи с этим никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию); запрет рабства и подневольного состояния; недопустимость посягательств на свободу и личную неприкосновенность; право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства; равенство перед судами и трибуналами; право на установленные в Пакте судебные гарантии; право за человеком, где бы он ни находился, на признание его правосубъектности; право на свободу в личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки. На региональном уровне гражданские права и свободы закреплены в Европе - Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Дополнительными протоколами к ней (в частности, Протоколом № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающимся отмены смертной казни от 28 апреля 1983 г.); на Американском континенте — Американской конвенцией о правах человека 1969 г. и Протоколом об отмене смертной казни от 8 июня 1990 г.

Термин «гражданские права» часто употребляется в международно-правовых документах. В конституционном законодательстве, чаще всего, употребляется термин «личные» права, хотя ряд ученых-юристов эти два понятия отождествляют. Например, Конституция Португалии 1974 г. употребляет термин «личные права, свободы и гарантии» (ст. 24-47), включая в их число и политические права (свобода слова, свобода печати и др.).

Гражданские права и свободы, практически, представляют основу всего правового статуса человека и гражданина не только в России, но и в зарубежных странах.

Гражданские права и свободы в России достаточно широко представлены в Конституции РФ 1993 г., хотя в особый раздел они не выделяются и специально не называются ни гражданскими, ни личными. Из их числа можно назвать: право на жизнь (ст. 20); охрану достоинства личности (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23); на неприкосновенность жилища (ст. 25). В Конституции РФ 1993 г. закреплены очень важные права человека в судебной сфере. Например, согласно ст. ст. 48 и 49 Конституции РФ, каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Политические права и свободы являются составной частью любой Конституции. Наиболее часто в конституционном законодательстве закрепляется избирательное право, право на объединение, право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, свобода мысли, слова, печати, информации и т.д. В странах с обязательным голосованием (например, в Австралии, Бельгии, Греции, Италии) существует соответствующая политическая обязанность граждан.

В Конституции РФ 1993 г. политические права и свободы широко представлены. Их объем полностью соответствует международным требованиям. Например, ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое многообразие, многопартийность, свободу объединений, а в ст. 27 - право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.

Осуществление гражданских и политических прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и, вместе с тем, определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только интересующие их проблемы.

Гарантии конституционных прав и свобод [от фр. garantie —гарантия, обеспечение, ручательство; от лат. constitutio - см. «Конституция"] означают в самом общем значении совокупность социальных, экономических, политических, правовых и иных приемов, механизмов и методов, позволяющих реализовывать и обеспечивать на практике закрепленные в Конституции права и свободы человека и гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод делятся на две большие группы: на внутригосударственные и международно-правовые. Первые, в свою очередь, включают судебные и несудебные. Внутригосударственными гарантиями служат, прежде всего, некоторые общие принципы и конституционные права материального и процессуального характера, как, например, право петиций, право на подачу жалобы, права, реализуемые в судебном и административном процессе. Главной институциональной гарантией конституционных прав и свобод является независимый суд. Здесь важно право на рассмотрение дела в компетентном беспристрастном суде в разумные сроки с возможностью обжалования судебных решений в высших как внутригосударственных, так и международных инстанциях; право на защиту и помощь адвоката.

Необходимым элементом гарантии конституционных прав и свобод является ответственность за их нарушение. Государство является главным субъектом, на который возлагаются гарантии прав и свобод людей, проживающих на его территории. Глава государства также нередко провозглашается гарантом прав и свобод человека и гражданина. Деятельность парламентского института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) также может рассматриваться в качестве гарантии прав и свобод человека. Каждое государство предоставляет своим гражданам определенный уровень политических, экономических, социальных, юридических и иных гарантий соблюдения и обеспечения их прав в зависимости от уровня экономического развития и специфики политического режима.

Что же касается международно-правовых гарантий, то они подразделяются на универсальные, осуществляемые в рамках ООН и ее специализированных учреждений (в настоящее время имеются многочисленные международные акты по защите прав и свобод, и, прежде всего, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), и региональные, осуществляемые на региональном международном уровне. В Европе защита прав и свобод основывается на документе ключевого значения - Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и дополнительных протоколах к ней, в Америке — на Американской конвенции о правах человека от 22 ноября 1969 г. и дополнительных протоколах к ней, в Африке — на Африканской хартии прав человека и народов от 27 июня 1986 г.

В Конституциях всех демократических государств предусмотрены основные начала закрепления, реализации и защиты правового статуса человека. В их число входят нормы, закрепляющие основы политической системы (гуманизм, демократизм и т.п.), основные начала экономической системы (многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и т.п.), социально-духовные основы и т.п. Такого рода нормы создают юридическую (конституционную) базу, на основе которой определяется положение человека в обществе и государстве, в том числе согласно Конституции Республики Молдова.

Ко второму виду относятся конституционные гарантии прав и свобод человека, входящие в содержание конституционного статуса человека и гражданина. Это конституционные нормы, которые обеспечивают реализацию, защиту и восстановление основных прав и свобод человека. Эти гарантии, в свою очередь, тоже можно разделить на две группы. Первую группу составляют гарантии реализации прав и свобод - это нормы Конституции, закрепляющие механизм осуществления прав и свобод. Примером такого рода гарантий могут служить положения Конституции Греции, обеспечивающие реализацию права на образование. В ст. 16 Конституции Греции определены срок обязательного образования, его бесплатность, порядок получения высшего образования, основы статуса профессорско-преподавательского состава. Показательна в этом отношении ст. 22 Конституции Финляндии 1999 г., которая возлагает на все органы власти обязанность обеспечить реализацию прав личности: «Органы публичной власти обязаны обеспечивать реализацию основных прав и прав человека».

Вторую группу образуют гарантии защиты и восстановления нарушенных прав и свобод. Это, прежде всего, так называемые защитные права личности, а также конституционные нормы, определяющие функции и полномочия государственных органов и должностных лиц по защите прав и свобод человека и гражданина. Перечень защитных прав, закрепленных в каждой из зарубежных Конституций, имеет свои особенности. Но в обобщенном виде можно выделить следующие защитные права и свободы, закрепляемые в зарубежных Конституциях:

—право на самозащиту (ст. 43 Конституции Аргентины 1853 г., п. V ст. 5 Конституции Бразилии);

—право на судебную защиту (ст. 24 Конституции Испании, ст. 13 Конституции Бельгии, ст. 20 Конституции Греции, ст. 32 Конституции Японии);

—право на рассмотрение дела полномочным судом (по подсудности) с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 Конституции Финляндии, поправки VI и VII к Конституции США);

—право на квалифицированную юридическую помощь, включая помощь адвоката (ст. 18 Конституции Королевства Нидерланды, ст. 37 Конституции Японии);

 —презумпция невиновности (например, ст. 9 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., ст. 32 Конституции Швейцарии);

—запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 29 Конституции Португалии, в Швеции - § 11 «Формы правления» 1974 г.);

—запрет требования свидетельских показаний против себя, супруга, близких родственников (ст. 38 Конституции Японии, поправка V к Конституции США);

 —запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 32 Конституции Португалии 1976 г., п. LVI ст. 5 Конституции Бразилии);

 —право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и должностных лиц (ст. 77 Конституции Польши 1997 г., п. LXXV ст. 5 Конституции Бразилии, ст. 40 Конституции Японии);

—запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (§ 8 Конституции Финляндии 1999 г., п. XXXIX ст. 5 Конституции Бразилии, ст. 39 Конституции Японии).

Среди всех защитных прав самым важным, на наш взгляд, является право на судебную защиту, поэтому следует рассмотреть его более подробно. Данное право закрепляется, практически, во всех зарубежных Конституциях. Однако важное значение имеет реальная возможность воспользоваться этим правом, которая, в свою очередь, предопределяется доступностью судебных органов, т.е. количеством судей, размерами судебных пошлин, возможностью пользоваться услугами адвокатов. В связи с этим, можно сослаться на Конституцию Италии, которая предусматривает, что все могут обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Далее установлено, что «неимущим обеспечивается возможность предъявлять иски и защищаться в любом суде» (ст. 24).

Право на судебную защиту дополняется процессуальными гарантиями, закрепленными в Конституции. Так, в Конституции Португалии 1976 г. установлено: «Доказательства, полученные под пыткой, по принуждению, в результате нанесения морального или физического ущерба личности, незаконного вмешательства в частную жизнь, нарушения неприкосновенности жилища, тайны переписки или сообщений, отправленных при помощи электротехнических средств связи, недействительны» (ст. 32). Аналогичные нормы есть и в других Конституциях. В рассматриваемую группу гарантий входит и такое важное право, как право на международную защиту. Оно закрепляется непосредственно в Конституциях зарубежных стран. Эти нормы создают основу для применения мер международной защиты прав и свобод человека. Международная защита прав и свобод человека осуществляется в соответствии с Международной хартией прав человека, включающей такие документы, как Всеобщую Декларацию прав человека 1948 г., Международные пакты 1966 г. о гражданских и политических правах и о социальных, экономических и культурных правах человека, факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Кроме того, соответствующие документы приняты на региональном уровне. В их числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с последующими изменениями и дополнениями и протоколами к ней. Конвенция предусматривает создание Европейского суда по правам человека, как специализированного органа по защите прав и свобод человека . Европейский суд состоит из судей, численный состав которых соответствует числу членов Совета Европы - по одному от каждого государства. Судьи избираются на шесть лет Парламентской Ассамблеей из числа трех кандидатов, представленных государством. Судьи могут переизбираться, но по достижении 70 лет уходят в отставку. Дела рассматриваются в комитетах, включающих по три судьи, в Палатах, состоящих из семи судей, и в Большой Палате, состоящей из 17 судей. В состав судей, рассматривающих конкретное дело, обязательно включается судья того государства, откуда исходит жалоба, а дело рассматривается с участием представителя данного государства. В Европейский суд может обратиться гражданин любого государства, признающего юрисдикцию этого суда, который считает, что его гражданские или политические права ущемлены

Вторую группу конституционных гарантий защиты прав и свобод человека образуют, как уже отмечалось, те конституционные нормы, которые возлагают обязанность на государство, в целом, или его органы обеспечить защиту прав и свобод человека, а в ряде случаев предусматривают создание специальных органов или должностных лиц, главной (или одной из главных) задачей которых является принятие мер по защите прав и свобод человека. К числу таких органов и должностных лиц относятся судебные органы, прежде всего, Конституционные суды. Так, полномочия Конституционного суда по защите прав и свобод закреплены в Конституции Республики Молдова.

Важная роль в деле защиты прав человека отводится специальным должностным лицам - омбудсменам. Их деятельность подробно освещена в юридической литературе, поэтому достаточно ограничиться лишь некоторыми примерами норм Конституций. Данный институт действует в большинстве зарубежных стран. «Органический закон регулирует порядок деятельности Защитника народа, уполномоченного Генеральными кортесами и назначаемого ими для защиты прав, предусмотренных в настоящем разделе. Он может осуществлять надзор за деятельностью администрации и подотчетен Генеральным кортесам» (ст. 54 Конституции Испании). Учреждение поста (должности) Защитника народа предусмотрено Конституциями Аргентины (ст. 86), Финляндии (ст. 109-111) и других стран.

В ряде стран аналогичные функции выполняют иные органы, создаваемые в соответствии с Конституцией. В Австрии, например, это Коллегия народной правовой защиты (разд. 7 Федерального конституционного закона 1920 г.), в ЮАР — Комиссия по правам человека (ст. 184 Конституции ЮАР 1996 г.).

Еще одна проблема, остро стоящая практически во всех странах, — проблема слабой защищенности личности от государства в настоящее время. То, что права человека нарушаются в странах с недемократическими режимами, общеизвестно. Но в последнее время выявились и иные настораживающие тенденции и в странах с демократическим режимом. Об этом свидетельствует уже упоминавшееся большое количество жалоб, поступающих в Европейский суд по правам человека. Проблемы с обеспечением прав человека существуют и в США. Так, еще в мае 2001 г. Верховный суд США шестью голосами против трех постановил, что журналисты имеют право публиковать информацию, имеющую общественную значимость, даже если знают, что она получена третьими лицами незаконным путем.

Еще больше эта проблема обостряется в так называемых горячих точках. Прямым посягательством на жизнь, здоровье и права человека является деятельность террористов. Однако и антитеррористическая деятельность, к сожалению, не свободна от нарушений прав и свобод человека. Вот почему вся система гражданских и политических прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны других лиц. Признание гражданских и политических прав и свобод непосредственно действующими означает, что каждый гражданин может осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией РФ и ссылаясь на нее. Прежде всего, следует отметить всеобщее равенство не только по расовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т. е. право на судебное разбирательство при нарушении того или иного гражданского или политического права и свободы, предоставлено всем без исключения. Это гарантирует статья 19 Конституции РФ, которая гласит, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации, установлено в Конституции Республики Молдова.

Указанные положения также подтверждены в статье 8 Всеобщей Декларации прав человека, согласно которой «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами, в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».  Данной цели, прежде всего, служит принцип формально-юридического равенства, т. е. равенства всех перед законом. Когда права и свободы были ущемлены в результате злоупотребления ими со стороны другого лица, государство предоставляет возможность первому защитить свои права всеми способами, не запрещенными законом. Если какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в соответствии с установленными процедурами. Особая роль в этом принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, который призван разрешать дела о соответствии Конституции РФ всех законодательных и иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем, в международных декларациях, пактах, хартиях и международных договорах, а также в Конституциях (Основных законах) демократических государств закреплены ряд ограничений при осуществлении конституционных прав и свобод.

Ограничение прав и свобод — это установление пределов осуществления прав и свобод. Ограничения могут иметь разный характер. По времени ограничения они могут быть постоянными и временными (например, в условиях чрезвычайного, военного положения). По территории могут распространяться на всю страну или на ее часть (например, запрет проведения собраний и шествий вблизи правительственных зданий). По кругу лиц — на всех лиц, на всех граждан, иностранцев и лиц без гражданства и на отдельные категории указанных лиц.

На международном уровне ограничения предусмотрены во всех актах о правах и свободах человека и гражданина. Так, в соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Примерно такие же нормы содержатся в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

В Конституции РФ 1993 г. содержится несколько случаев ограничения прав и свобод. На основании ст. 56 Конституции РФ, возможны ограничения в период «чрезвычайного положения, однако права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания и запрет, без добровольного согласия, подвергаться медицинским, научным или иным опытам), ч. 1 ст. 23 (на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени), ст. 24 (сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия), ст. 28 (свобода совести и свобода вероисповедания), ч. 1 ст. 34 (свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), ч. 1 ст. 40 (право на жилище), а также ст. 46-54 (право на судебную защиту прав и свобод, на юридическую помощь и некоторые общепризнанные судебные гарантии), не подлежат ограничениям. Кроме того, ст. 23 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения на основе судебного решения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

 

Библиография

1 См. Европейское право. — М.: Норма, 2011.