Реклама
Статья

Краткий очерк истории возникновения, развития и трансформации надрегиональных политико-территориальных объединений в историческом пространстве Сибири

В.Ю. МАЗУРОВ, докторант Академического международного института Рассматривая вопросы истории возникновения, развития и трансформации надрегиональных политико-территориальных объединений в историческом пространстве Сибири, необходимо, прежде всего, отметить, что под указанными надрегиональными объединениями в настоящей статье понимаются политико-территориальные общности...

В.Ю. МАЗУРОВ,

докторант Академического международного института

 

Рассматривая вопросы истории возникновения, развития и трансформации надрегиональных политико-территориальных объединений в историческом пространстве Сибири, необходимо, прежде всего, отметить, что под указанными надрегиональными объединениями в настоящей статье понимаются политико-территориальные общности, объединявшие несколько территориальных единиц регионального уровня — разрядов (XVII в.), провинций (XVIII в.), губерний (конец XVIII — начало ХХ вв.), округов (1920-е — 1930-е гг.), иных административно-территориальных, государственно-территориальных и национально-территориальных единиц РСФСР, а в современный период — субъектов Российской Федерации.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что с момента начала процесса присоединения к Российскому государству (то есть с 1581 года) сибирские земли рассматривались и правящей элитой, и народом России как единый территориальный комплекс. Причем если в народных массах такое единство проявлялось в освоении всей зауральской территории России, от притоков Оби и до побережья Тихого океана (единое географическое наименование — Сибирь), то на правительственном уровне соответствующее отношение выражалось в создании единого центрального органа управления азиатской частью России (Сибирского приказа).

В конечном итоге оба этих подхода сливались в официальном политическом наименовании соответствующей части азиатских владений России — Сибирское царство.

На протяжении XVII в. основной территориальной единицей регионального уровня на территории Сибири являлись разряды (Тобольский, Томский, Верхотурский, Енисейский). Объединяя в своем составе постоянно множившиеся уезды (города-уезды), разряды представ-ляли собой скорее способ военно-административной организации расселявшегося за Уралом русского населения, чем административно-территориальные единицы в современном смысле этого слова. Центральный (общесибирский) орган управления (Сибирский приказ) по вполне понятным причинам находился в этот период за пределами Сибири (в столице России — Москве).

С началом государственно-преобразовательной деятельности Петра Великого ситуация в области государственного управления Сибирью стала постепенно меняться. В 1708 году на территории Сибирского царства была образована Сибирская губерния (губернатор которой, кстати, имея резиденцию в Тобольске, по первоначальному замыслу одновременно должен был возглавлять сохранявшийся до 1763 года в Москве Сибирский приказ). Губерния делилась на провинции (число которых постоянно росло, а территория — уменьшалась). Позднее, в царствование Анны Иоанновны, в 1736 году Восточная Сибирь была выделена в особое «вице-губернаторство» с центром в Иркутске.

С воцарением Екатерины Великой в 1764 го-ду территории Сибири было вновь возвращено наименование Сибирского царства. При этом в административном отношении его территория была разделена на два генерал-губернаторства — Тобольское (Западная Сибирь) и Иркутское (Восточная Сибирь). В 1782 году указанные генерал-губернаторства были преобразованы в наместничества (подразделявшиеся на области). При этом на территории Южной Сибири было образовано новое, Колыванское наместничество (территория которого была выделена в основном из реорганизуемого Тобольского генерал-губернаторства).

В период царствования императора Павла (1796—1801 гг.) на территорию Сибири была распространена введенная Екатериной Великой в европейской части страны еще в 1775 году губернская система административно-территориального деления, в связи с чем все перечисленные выше наместничества были ликвидированы.

Однако уже в 1803 году император Александр I признал, что гигантские сибирские пространства требуют воссоздания территориальных единиц более высокого уровня. В силу этого на территории Сибири было создано Сибирское генерал-губернаторство с центром в Иркутске. В 1822 году, по предложению, наверное, самого известного из связанных с Сибирью государственных деятелей России, главы генерал-губернаторства М.М. Сперанского, Сибирское генерал-губернаторство было разделено на Восточно-Сибирское генерал-губернаторство (с центром в Иркутске) и Западно-Сибирское генерал-губернаторство (центром которого в 1822—1824 и 1827—1838 гг. был Тобольск, а в 1824—1827 и 1838—1882 году — Омск). Территория указанных генерал-губернаторств, в свою очередь, делилась на губернии и области.

С воцарением Александра III начался новый этап перекройки административной карты Сибири. В 1882 году Западно-Сибирское губернаторство было упразднено (при этом часть территории Западной Сибири была включена в состав Степного генерал-губернаторства, охватывавшего в основном территорию современного Казахстана). А в 1884—1887 гг. из состава Восточно-Сибирского генерал-губернаторства был выделен Приамурский край (охватывавший в основном присоединенные за четверть века до этого территории Дальнего Востока). При этом само указанное генерал-губернаторство сменило свое наименование на Иркутское.

В годы революции и Гражданской войны Сибирь стала не только ареной кровопролитной борьбы между красными и белыми, но и территорией, на которой активно действовало сибирское областническое автономистское движение. В большинстве своем, заявляя о праве представлять интересы сибиряков как субэтнической группы единого русского народа, сибирские областники стремились лишь к созданию единого «Сибирского края» в составе федеративного Российского государства. Однако на практике, в условиях государственного распада России, действовавшие в 1917—1918 годах Сибирская областная дума и Временное сибирское правительство де-факто пытались придать Сибири статус самостоятельного государства. Неудивительно, что такие попытки встречали крайне негативное отношение как основных политических сил того периода (от большевиков и левых эсеров, до правых эсеров и колчаковцев), так и подавляющего большинства населения Сибири.

При всем при этом идея создания Сибирского края как самостоятельной политико-территориальной единицы с собственными (разумеется, советскими) органами государственной власти и управления пришлась весьма по вкусу Советскому правительству. Указанный край (с центром в городе Новосибирске) был создан в 1925 году. Первоначально в его состав вошли 19 округов и одна автономная область, образованные на территории бывших сибирских губерний. Вне территории Сибирского края при этом оставались Якутия, Бурятия, Тува, Забайкалье и территория современной Тюменской области (то есть практически половина Сибири).

Однако в силу трудности управления столь крупной территориальной единицей большевистскими методами Сибирский край был уже в 1930 году разделен на Западно-Сибирский с центром в том же Новосибирске и Восточно-Сибирский край с центром в Иркутске. При этом в состав Восточно-Сибирского края из состава Дальневосточного края было передано Забайкалье. Впрочем, в 1936—1937 гг. обе эти надрегиональные территориальные единицы, оказавшиеся слишком крупными для партийно-советского контроля, были ликвидированы.

В послевоенные годы попытки создания надрегиональных политико-территориальных образований в Сибири были связаны в основном с формированием административных экономических (до 1965 г.) и экономических (с 1965 г) районов.

Административных экономических районов РСФСР на сибирской земле было четыре (Западно-Сибирский, Кузбасский, Красноярский и Восточно-Сибирский), в 1957—1965 гг. в рамках указанных территориальных единиц функционировали специальные государственные органы экономического управления — советы народного хозяйства (совнархозы). Функционирование совнархозов административных экономических районов (помимо общих проблем в деятельности совнархозов) серьезно затруднялось отсутствием надлежащей урегулированности их взаимоотношения с самостоятельными совнархозами Бурятии и Якутии.

Экономических районов в Сибири было сформировано вдвое меньше (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский), при этом каких-либо собственных органов управления в указанных районах не создавалось, и сами эти экономико-территориальные единицы использовались лишь в плановых и статистических целях. В период распада СССР, в конце 1990 года на территории Сибири была создана Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Сибирское соглашение». Она первоначально включала в свой состав Алтайский и Красноярский края, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области, а также Хакасию, а к 1994 году в нее вошли все сибирские регионы, за исключением Якутии. Роль этого надрегионального объединения субъектов Российской Федерации в деле стабилизации социально-экономической ситуации в Сибири в условиях ослабления в «лихие 90-е» властного потенциала федерального центра трудно переоценить. Равным образом вряд ли можно преувеличить личный вклад в этот процесс лидеров регионов — участников ассоциации…

Наконец 13 мая 2000 года в рамках формирования на территории Российской Федерации системы федеральных округов в качестве надрегиональной территориальной единицы был создан Сибирский федеральный округ, включивший в свой состав большую часть сибирской территории (за исключением Якутии на востоке и Тюменской области — на западе). Таким образом, в XXI веке в территориальной структуре Российского государства вновь появилась (и уже почти десятилетие успешно существует) единица, по самой своей природе предназначенная для объединения всей Сибири в единое политико-территориальное целое.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024