С.Л. ПАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России

 

В  конце 80-х годов прошлого века в СССР в различные всесоюзные (областные, ведомственные) лотереи играло 5—6% населения страны. Во времена смены политического и экономического режимов азартные игры с государством на определенное время фактически приостановились. Причин этому несколько. Во-первых, в начале 1990-х годов государственная система лотерей благополучно прекратила свое существование, а само государство лишилось кредита доверия граждан.

Те же структуры, которые пришли ей на смену, развернули бойкую полулегальную торговлю самодельными билетиками на вокзалах и многолюдных площадях. Во-вторых, череда пирамид (по типу «МММ») отбила у граждан желание испытывать удачу. В-третьих, засилье на улицах городов лохотронщиков середины 1980-х — начала 1990-х годов окончательно разочаровало граждан в «прелестях» такого рода игр[1].

Отечественные психологи, социологи высказывают мнение о том, что граждане в силу различных исторических, социально-экономических, нравственно-психологических, ментальных причин склонны к азартным играм. Игры выбирают в зависимости от доходов. Материально обеспеченные граждане предпочитают казино, люди со средним достатком «подсаживаются» на игровые автоматы. В лотереи чаще всего играют низкодоходные группы населения из числа пенсионеров, студентов, домохозяек, некоторых категорий работников и др. Сегодня у заметной части населения невысокий уровень жизни, поэтому для некоторых из них выиграть в лотерее — мечта, надежда на то, что «денежная удача» послужит своеобразным стартовым капиталом, с помощью которого можно улучшить жизненную ситуацию[2].

По мнению экспертов ассоциации развития игорного бизнеса, лотерейные билеты приобретают не более 1% россиян (например, на Западе в разные лотереи играют до 60% населения). Такая ситуация не устраивает участников лотерейного бизнеса. Они намерены в ближайшие несколько лет довести процент играющих если не до западного уровня, то хотя бы до «советского» — 5—6%, а в перспективе — увлечь каждого 10-го жителя страны[3].

Миновали времена, когда гражданам предлагалось считанное количество лотерей: денежно-вещевая, Всероссийская книжная, лотереи ДОСААФ и «Спортлото». Сегодня российский рынок наполнен десятками лотерей.

По данным ассоциации развития игорного бизнеса, в стране на различных уровнях проводится более 200 видов лотерей. По подсчетам экономистов, емкость российского рынка (с учетом возможных — около 40 млн участников) в перспективе составит от 50 до 100 млрд руб. Сегодня же ситуация не столь радужная: среднестатистический россиянин тратит на лотереи около 2 долл.

США в год — отсюда скромный оборот, равный 20 млрд руб.[4]

До принятия закона о лотерейном бизнесе практически вся предпринимательская деятельность в этой сфере (по порядку организации и проведения розыгрышей) была скрыта от глаз потенциальных участников (игроков, контролирующих органов, чиновников). Не было легальных сведений о наличии или отсутствии у организаторов лицензии или разрешения; количестве лотерей и их обороте; механизме формирования цен на лотерейные билеты; количестве проданных билетов; соотношении выручки организаторов и призовых денег; распределении выигрышей между участниками; сумме и получателе социальных отчислений от розыгрыша и др. Все это свидетельствовало о том, что лотерейный бизнес не мог цивилизованно функционировать и развиваться без выработки следующих правил:

· поскольку лотерея — это рискованная игра, права игроков должны быть защищены четко прописанными в законе нормами, причем прямого действия;

· организаторы лотерей должны платить соответствующие налоги и производить отчисления на благотворительные нужды;

· порядок в лотерейном бизнесе и высокие стабильные отчисления должны базироваться на отлаженном механизме функционирования этого вида предпринимательской деятельности, позволяющего сочетать интересы всех субъектов лотерейной деятельности и общества[5].

Ряд этих правил нашли свое отражение в Федеральном законе от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон о лотереях), вступившем в силу с 1 января 2004 г. Законом полномочия в сфере контроля над лотерейным бизнесом четко распределены. Минфин России отвечает за идеологию и законотворчество, а всей конкретной работой (регулированием лотерейного рынка, порядком выдачи разрешений, приемом отчетности) занимается ФНС России.

В Законе о лотереях виды лотерей, проводимые на территории России, определяются в зависимости от способа их проведения, способа формирования призового фонда, территории проведения, организатора и технологии  проведения. Разрешенные в России лотереи по определенным основаниям разделяются на следующие виды.

В зависимости от способа проведения лотереи классифицируют на:

· тиражную — розыгрыш призового фонда лотереи между всеми ее участниками проводится единовременно после распространения лотерейных билетов;

· бестиражную (так называемую моментальную) — выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, т. е. до распространения среди участников лотереи, а участник может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет;

· комбинированную — сочетает признаки тиражной и бестиражной лотереи.

В зависимости от территории проведения лотереи делятся на:

· международную — проводится на территориях двух и более государств на основании международного договора России;

· всероссийскую — проводится на всей территории России;

· региональную — проводится на территории одного субъекта Федерации;

· муниципальную — проводится на территории одного муниципального образования.

В зависимости от организатора лотереи подразделяются на:

· государственную — ее организатором является Россия или субъект Федерации (в лице федерального органа исполнительной власти);

· негосударственную — ее организатором может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством и имеющее место нахождения в России юридическое лицо.

В зависимости от способа формирования призового фонда выделяют лотереи: а) право на участие в которых связано с внесением платы, за счет которой формируется их призовой фонд; б) право на участие в которых не связано с внесением платы и призовой фонд которых формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея). Возможны и иные виды лотерей, однако в вышеперечисленных системах розыгрыша совершается основное количество правонарушений и преступлений.

Любой предприниматель, компания или общественная организация могут собрать (оплатить) пакет документов. Он состоит из заявления, копии учредительных документов, технико-экономического обоснования, сведений об индивидуальном налоговом номере, лицензии. Ни залога имущества, ни банковских гарантий для открытия (получения разрешения) лотерей представлять не нужно.

До сих пор не ясно, каким образом осуществляется контроль над «солидными» денежными потоками от лотерейного бизнеса, так как комитета либо иного надзорного органа на федеральном или региональном уровне по лотереям не создано. В Минфине России и налоговых инспекциях недостаточно специалистов, разбирающихся в тонкостях лотерейного бизнеса (способных определить, целевые эти отчисления или нет, сколько фактически реализовано билетов и собрано выручки, какая сумма выделена в призовой фонд).

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 17 Закона о лотереях призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление призов выигравшим участникам лотереи. Отчисления организаторов лотереи на образование призового фонда не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов от реализации. Такая возможность нередко используется недобросовестными предпринимателями в целях незаконного присвоения (использования) части призового фонда.

В тиражных лотереях («бинго») игрок покупает билет, заполняет его определенным образом и ждет, совпадут ли результаты розыгрыша с выбранной цифровой комбинацией.

Розыгрыши тиражных лотерей хорошо известны миллионам телезрителей: «Русское лото» (около 40% рынка), «Золотой ключ» (около 35%), «ТВ Бинго» (почти 18%). Остальные 2—4% занимают другие лотереи.

Порядок проведения телевизионных лотерей, полученную прибыль, размер призового фонда, сумму обязательных благотворительных отчислений в большинстве случаев можно отследить. Напротив, различные бестиражные (моментальные) лотереи типа «Сотри здесь — и найдешь свое счастье» очень трудно контролировать. Лотереи с недорогими билетами или не со столь дешевыми, но сулящими крупный выигрыш, завоевали популярность у значительного количества граждан.

В последнее время появилось множество моментальных лотерей — «Матч», «Счастливая пятерка», «Бакс», «Кент» и др. Они проводятся различными общественными организациями и благотворительными фондами, от клуба «Спартак» до какого-нибудь фонда возрождения буддизма в N-й области.

Общую выручку моментальной лотереи посчитать не трудно: количество выпущенных билетов нужно умножить на их номинальную стоимость. Одна ее половина перечисляется в призовой фонд, вторую делят между собой учредитель, оператор и реализатор билетов. Предоставление лотерейных услуг в бестиражных розыгрышах осуществляется с помощью обычного бумажного лотерейного билета, который продается традиционным способом — через продавцов-распространителей.

К числу обязательных и существенных с точки зрения возможных злоупотреблений относятся сведения, связанные с порядком учета распространенных лотерейных билетов, возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных билетов, а также с порядком изъятия и уничтожения нереализованных билетов. Неурегулированными остаются вопросы, связанные с проведением экспертизы выигрышных лотерейных билетов и количества не сыгравших и уничтоженных экземпляров.

Организаторы моментальной лотереи выпускают определенное количество неучтенных билетов, а полученные от их реализации деньги присваивают. Так как неучтенные билеты по внешнему виду полностью совпадают с настоящими, установить подделку в ходе непосредственно розыгрыша контролирующим органам практически невозможно. Проблематично также отследить точное количество реализованных лотерейных билетов, полученную от их реализации выручку и уплаченные налоги.

Необходимо по опыту зарубежных стран внедрить в отечественный лотерейный бизнес автоматизированную систему продажи, учета билетов и выплаты выигрышей. Это затруднит совершение мошеннических действий недобросовестными организаторами лотерей.

Строгих правил распределения призового фонда моментальных лотерей нет, но есть общий принцип: выигрывает чаще всего каждый 10-й билет. При этом выигрышным считается тот, в котором сумма выигрыша не меньше стоимости билета. Многое в распределении зависит от того, какова сумма главного выигрыша — джекпота.

Нередко операторы моментальных лотерей экономят на призовом фонде и выпускают билеты, не обеспеченные выигрышем. Эффективно контролировать бестиражные лотереи можно только тогда, когда сформулированы понятные правовые нормы, содержащие исчерпывающий список нарушений, которые можно доказать. Однако многие выявленные нарушения, особенно при распределении призового фонда, не имеют доказательной базы и «рассыпаются», не доходя даже до суда.

Бестиражные лотереи имеют агрессивную рекламную «раскрутку» и предлагают дорогостоящие выигрыши — обычно несколько автомобилей, квартир и т. д. Однако они или не существуют, или распределяются между «своими», что подрывает доверие населения к такого вида лотерейным розыгрышам[6].

Согласно Закону о лотереях целевые отчисления от лотереи должны использоваться для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, а также на осуществление благотворительной деятельности. Размер целевых отчислений от лотереи в соответствии с ее условиями должен составлять не менее 10% выручки от проведения лотереи[7]. Нередко отчисления направляются в благотворительные фонды-однодневки, из которых они исчезают.

Размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от ее проведения должен составлять не менее 50, но не более 80%. Недобросовестные организаторы лотерей намеренно занижают сведения об объеме полученной выручки от продажи билетов с целью снижения налоговой базы. Тем самым они совершают преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, — уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Кроме того, призовой фонд составляет менее 50%, как положено по Закону о лотереях. Такие действия квалифицируются по ст. 171 УК РФ — незаконное предпринимательство.

Не исключены и факты нецелевого использования (в том числе хищения части средств), выделенных государством в виде льготных кредитов на проведение национальных лотерей. Сначала разворачивается бурная деятельность по покупке оборудования — палаток для распространения лотерейных билетов, барабанов, рекламных щитов и т. д. Не начав фактическую реализацию билетов, бизнес «сворачивают». Но его организаторы не остаются в убытке, так как из выделенных десятков миллионов долларов на закупку оборудования и прочие расходы тратится в лучшем случае 10% средств, а оставшаяся сумма исчезает.

Большое распространение получили мошеннические действия (как правило, совершаемые организованной группой), в ходе которых преступники образуют сеть точек по распространению фальшивых «беспроигрышных» лотерей. Механизм обмана в разных местах схож: заранее выбранная «денежная» жертва выигрывает ценный приз вместе с подставным лицом, а затем в результате проведения «аукциона» выигрывает тот, у кого больше денег (по условиям «аукциона» победителю достаются приз и деньги другого участника). Эти действия подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, — мошенничество.

Еще одним распространенным способом лотерейного мошенничества является такой, в ходе реализации которого группа преступников приобретает барабаны для игры, собственноручно изготавливает лотерейные билеты (нередко это сложенные вчетверо и соединенные скрепкой чистые листы бумаги), предлагая всем желающим вытянуть «счастливый» билетик. Поскольку в барабане находятся только чистые листы бумаги, шансов на успех у «клюнувших на приманку» нет.

Как правило, потерпевшие редко обращаются в правоохранительные органы: во-первых, из-за отсутствия уголовно-правовых знаний о существовании ответственности за действия преступников, во-вторых, из-за ложного чувства неловкости за то, что стали жертвой мошенников. Следовательно, большая часть таких мошеннических преступных посягательств остается латентной.

Организованная группа может использовать бестиражные (прежде всего муниципальные негосударственные) лотереи для отмывания денежных средств, приобретенных преступным путем (статьи 174, 174.1 УК РФ), учитывая латентность этого вида преступления, а также возможность посредством помеченных (в том числе укрытых от реализации) лотерейных билетов устраивать мнимые выигрыши для подставных участников игры. При организации и проведении розыгрыша лотерей возможны и другие преступные деяния (дача взятки должностному лицу для получения разрешения с нарушением установленных требований, подделка документов).

В целях дальнейшего развития цивилизованных лотерей и недопущения криминала при проведении розыгрыша необходимо прежде всего устанавливать четкий правовой статус лотерей и их принадлежность[8]. Применение высоких технологий также укрепит у игроков доверие к проведению лотерей. Желательно реализовать основные принципы лотерей, делающие их привлекательными и востребованными, например: предоставлять возможность игрокам самим формировать свои ставки; максимально приблизить время окончания приема ставок к времени проведения розыгрыша; выплачивать выигрыш сразу после розыгрыша; представлять игрокам информацию о количестве сделанных ставок (количестве проданных лотерейных билетов), величине призового фонда и суммах дополнительных выигрышей по каждой лотерее на момент обращения.

 

Библиография

1 См.: Кондрашова О., Самоторова А. Счастливый билетик // Новые известия. 2004. 18 июня; Кохташвили А. Кому приносят доход лотереи?: Социальная сфера // Экономика и жизнь. 1998. № 20. С. 29—30.

2 См.: Ширяева Н. Билет в провал // Профиль. 2004. № 27 (394).

3 См.: Савкин А. Государственная монополия на счастливый билет // Бизнес. 2005. № 16 (35).

4 См.: Бочарников О. Лотерейный бизнес в России // palata@asia-business.ru

5 См.: Барабанова К. Не жизнь — игра // Наша газета. 2005. № 5 (149); Семенихин В.В. Игорный бизнес // Лотереи: лицензирование, бухгалтерский и налоговый учет. — М., 2005.

6 См.: Гусейнов Х. Лотерея: развлечение или бизнес? // Эхо. 2001. № 81.

7 См.: Соколовская М. Правительство намерено взять под пристальный контроль уплату налога на прибыль агентами лотерейного бизнеса // Бизнес. 2005. 9 марта; Кубеев М. Миллионные игры без правил // Новые известия. 2003. № 37 (1166).

8 См.: Бендиков М.А. Российский лотерейный рынок как источник дополнительного финансирования социокультурных потребностей общества // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 6. С. 40—54.