Н.В. ЗБАРАЖСКИЙ,

Президент Региональной общественной организации «Коми правозащитная общественная лига “Коми ПОЛ”»

 

Статья посвящена роли государственных и негосударственных правозащитных организаций в деле защиты прав и основных свобод человека и гражданина в России.

Ключевые слова: права человека, правозащитные организации.

 

The article is devoted to the role of important state and non-governmental human rights organizations in the protection of human rights and fundamental freedoms and civil rights in Russia.

 Keywords: human rights, human rights organizations.

 

Права и свободы человека являются мощным пластом общечеловеческой культуры, выступают как ценностный ориентир, эталон и инструмент цивилизованного взаимодействия между людьми и государством. В современном мире у нас и за рубежом тема прав человека является весьма дискуссионной: горячо обсуждаются вопросы, связанные с пониманием прав и свобод человека, механизмов их реализации, субъектов и объектов данной сферы. Вопрос о правах человека не является надуманным. Через анализ сферы прав человека можно многое узнать о степени развитости гражданского общества, правового государства, о месте и роли индивида в системе общественных отношений[1].

В Конституции РФ 1993 г. закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Конституцией РФ гарантируется гражданам государственная защита прав и свобод, закрепляется за гражданами право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 ). Однако, несмотря на данную декларацию, права человека ежедневно нарушаются, о чем свидетельствуют сообщения средств массовой информации, обращения граждан в государственные органы и правозащитные организации. Так, из Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год следует, что только в 2009 г. к Уполномоченному поступило 54046 единиц входящей корреспонденции (обращений), из них 32043 — жалобы. Подавляющее большинство жалоб (98,6 %) поступило от заявителей с территории Российской Федерации, остальные — из стран СНГ и Балтии, а также из стран дальнего зарубежья. Из Центрального федерального округа поступило 33,8% от общего объема поступивших жалоб; из Приволжского федерального округа — 17,2%; из Южного федерального округа — 16,2%; из Северо-Западного федерального округа — 12,9%; из Сибирского федерального округа — 9,5%; из Уральского федерального округа — 6,6%; из Дальневосточного федерального округа — 3,8%[2].

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которые привлекают и вызывают озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом[3]. Защита прав и свобод человека и гражданина, являясь конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью современного государства, осуществляется с помощью системы принципов, предназначенных для этих целей[4].

В современной системе защиты прав и свобод человека в России можно выделить государственные и негосударственные институты защиты прав человека. К числу государственных институтов относятся: судебная, правоохранительная система, институт уполномоченного по правам человека. Негосударственным институтом в сфере защиты прав человека являются неправительственные правозащитные организации.

Среди средств государственной защиты судебная защита занимает особое место, поскольку осуществляется самостоятельным и независимым в системе государственной власти органом правосудия, специально предназначенным для обеспечения своей деятельностью прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Основными направлениями надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Важную роль в защите прав и свобод человека играет институт Уполномоченного по правам человека. Институт омбудсмена, также как и судебная система является институтом государственной защиты прав человека, тем не менее, он воплощает собой признание необходимости контроля за самим государством, являясь «признаком» демократической политической системы. Именно институт омбудсмена фиксирует нарушения прав человека всеми ветвями власти, тем самым «контролируя качество» взаимоотношений власти и индивида.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., впервые говорится о необходимости создания института уполномоченного по правам человека, должность которого учреждена Конституцией РФ 1993 г., а деятельность Уполномоченного регулируется в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».  Этот закон определил статус, компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими (ст. 2.1 За-кона). Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав и свобод.

Негосударственным институтом в системе защиты прав и свобод человека являются неправительственные правозащитные организации, деятельность которых основана на Конституции РФ и федеральном законодательстве. Основными законами, регулирующими деятельность правозащитных организаций, являются федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Часть 2 ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Это положение в совокупности с ч. 1 ст. 30 является конституционной основой их деятельности.

В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы. Праву обращаться к общественным объединениям за защитой соответствует обязанность осуществлять ее, которая закрепляется в уставах общественных объединений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»  право граждан на объединение включает в себя следующие правовые возможности: создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; беспрепятственно выходить из общественных объединений. Это право является одним из важнейших прав и свобод, провозглашенных Конституцией и касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического общества. Оно обеспечивает возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также является юридической основой образования и деятельности разного рода общественных объединений.

Данное право, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами России могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В отличие от правительственных учреждений неправительственные правозащитные организации ведут свою деятельность на добровольных началах и выступают, прежде всего, в роли общественного контроля за государственной властью в сфере соблюдения прав человека.

Государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутренние дела. Объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов, а их уставы принимаются ими самостоятельно.

Как правило, правозащитные организации не являются массовыми, а их программные (уставные) цели ограничиваются кругом вполне конкретных проблем.

Определенные особенности и специфические признаки, присущие правозащитным организациям, позволяют выделить их как особый вид общественных объединений. К таким особенностям относятся:  их целевое назначение; некоммерческий характер деятельности; независимость от государства, а также отсутствие политической направленности в работе организаций.

 Целевое назначение неправительственных правозащитных организаций — повышение эффективности обеспечения, защиты и восстановления прав. При этом спектр деятельности таких организаций широк: от систематического сбора данных о нарушениях прав человека до подготовки необходимого законопроекта или поправок к действующему законодательству, организации митингов, пикетов, работы с прессой, радио, телевидением, просветительской работой, приема населения, бесплатного консультирования по юридическим вопросам, работы с конкретными жалобами. Кроме того, они специализируются на защите прав определенных категорий населения (детей, беженцев, инвалидов, заключенных), по отдельным ви-дам нарушений прав человека (на жизнь, на свободу передвижения, избирательных прав и т. д.), занимаются комплексными проблемами, относящимися к правам человека (образованием и просвещением в области прав человека, мониторингом прав человека, международным сотрудничеством).В целом они имеют ряд общих функций., в частности это выражение запросов граждан; поощрение свободы выражения мнения; вовлечение общественности в демократические процессы; защита прав человека.

Главная особенность неправительственных правозащитных организаций — создание на добровольной основе, т.е. по инициативе отдельных или группы граждан, без участия государственных органов и носят некоммерческий характер, их бюджет формируется из взносов членов организации, пожертвований и других источников.

Независимость источников финансирования правозащитных организаций позволяет им осуществлять деятельность в области защиты прав человека, свободную от влияния властных структур. При этом правозащитники могут и даже должны взаимодействовать с представителями органов государственной власти в целях достижения своих уставных задач, т.к. от них порой зависит принятие политически значимых решений.

Таким образом, выступая в защиту прав человека, правозащитные организации долж-ны не способствовать противостоянию человека государству и его органам, а содействовать государству в защите прав человека и вести к учету интересов человека и государства, реальному соблюдению провозглашенных прав.

 

Библиография

1 Гайсина А.В. Система защиты прав человека в современной России: Дисс. ... канд. полит. наук. — Екатеринбург, 2004. С. 4.

2 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации URL: http://www.ombudsman.gov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=741:gg-1-&catid=6:2009-11-02-08-41-14&Itemid=29

3 Гущин В.З. Некоторые аспекты защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 21. — С. 44.

4 Курскова Г.Ю. Система защиты прав и свобод человека в Российской Федерации // Вестник РГГУ. — 2009. — С. 39.