Д.В. СМОЛЯК,

аспирант факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра российской политики

 

В статье проводится анализ места и областей реализации финансовой политики в системе государственной политики через призму устоявшихся подходов, а также через раскрытие содержания такого понятия как —государственная экономическая политика—.

Ключевые слова: долгосрочное бюджетирование, государственная программа, бюджетный процесс, государственная экономическая политика, программно-целевой подход;

 

THE PLACE OF FINANCIAL POLICY IN A PUBLIC POLICY SYSTEM

Smolyak D.

 

This article analyzes the place and spheres of application of financial policy in a public policy system through the lenses of preconceived approaches and through the discloser of such term as —government economic policy—.

Keywords: long-term budgeting, government program, government economic policy, program-target approach.

 

Вопрос о месте финансовой политики в системе государственной политики, а также вопрос о сферах ее реализации является достаточно актуальным. Довольно часто можно встретить определения финансовой политики, трактующие ее как отдельное направление государственной политики. Есть и такие определения, согласно которым, финансовая политика является направлением экономической политики государства.

Например, в современных представлениях финансовая политика трактуется как политика государства, правительства в отношении использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов, формирования и исполнения государственного бюджета, налогового регулирования, управления денежным обращением, воздействия на курс национальной валюты. В данном определении, несмотря на то, что области реализации финансовой политики указаны достаточно верно, ее место в системе государственной политики четко не определено.

В политической науке можно выделить ряд подходов относительно места финансовой политики в системе государственной политики.

Так, в соответствии с концепцией governance финансовая политика является самостоятельным видом государственной политики, суть которой заключается в направлении и перераспределении финансовых средств на развитие и реализацию определенных государственных программ. Основу данного вида политики составляет долгосрочное бюджетирование, смысл которого заключается в том, что правительство, исходя из получаемой информации, которая содержит тенденцию развития определенных событий на краткосрочную перспективу, составляет проект бюджета на один год. Предусматривается также составление бюджета на 10 лет. Эта мера, в соответствии с указанной концепцией, позволяет заблаговременно принять необходимые меры по изменению политического курса, прежде чем наступит волна кризиса.

Финансовая политика, согласно данной концепции, имеет ряд направлений, одним из которых является межсекторное бюджетирование. Суть данного направления заключается в следующем: исходя из прогнозных сценариев развития экономики принимается решение об увеличении или сокращении объемов финансирования в том или ином секторе экономики с целью увеличения или уменьшения финансирования в другом[1].

Другим направлением финансовой политики является создание резервных источников финансирования путем перечисления от 3 до 5 процентов всех доходов в фонд —непредвиденных обстоятельств— на случай преодоления или пресечения развития кризисных тенденций. Кроме того, для более успешной реализации государственных программ предполагается создание —предпринимательских фондов— для государственных служащих высокого ранга. Считается, что госслужащие будут вкладывать деньги из указанных фондов в развитие и реализацию тех или иных проектов, вследствие чего будет обеспечиваться поступление средств в бюджет, успешная реализация проекта, а также получение прибыли[2].

Противоположным данной концепции является подход Дж.Ю. Стиглица, который рассматривает финансовую политику как одно из направлений экономической политики государства, при этом сам смысл финансовой политики имеет более широкую трактовку. Суть финансовой политики заключается в распределении капитала, обслуживании институтов, благодаря которым сбережения отдельных лиц на практике превращаются в инвестиции. Финансовая сфера при этом включает в себя также банковскую страховую сферы, фондовый рынок. Государственное регулирование финансового сектора осуществляется с помощью соответствующих служб, кроме того, в процессе регулирования государство субсидирует определенную частную кредитную деятельность и создает государственные органы для осуществления кредитной и страховой деятельности.

В сфере кредитной деятельности государство осуществляет политику по субсидированию кредита или по обеспечению гарантий займа[3].

В области страхования выделяются две группы государственных программ: социальное страхование, которое включает социальное обеспечение, бесплатное медицинское облуживание, страхование по безработице и др. Второй вид государственных страховых программ сосредоточивает внимание на коммерческом риске — страхование депозитов в коммерческих банках, гарантия пенсионных пособий, страхование сбережений и займов и т.д.

Среди других подходов, определяющих место финансовой политики в системе государственной политики, следует отметить и программно-целевой подход В.Г. Афанасьева. Здесь финансовая политика играет роль вспомогательного инструмента экономической политики в реализации ее приоритетов по развитию национального производства. Главная ее цель заключается в снижении себестоимости продукции. В процессе реализации финансовой политики предусматривается получение общей суммы прибыли путем установления в соответствующих отраслях общего норматива распределения прибыли, а также посредством платежей в государственный бюджет и выделения ассигнований из него. В отраслях, где предусматривается задание по снижению себестоимости продукции, общая сумма прибыли определяется расчетно. За счет прибыли предполагается формирование фонда материального поощрения в зависимости от роста производительности труда и производства продукции высшей категории качества (или другого показателя качества продукции, установленного для данной отрасли) и выполнения плана поставок продукции потребителям в соответствии с заключенными договорами и заказами.

Несмотря на то, что указанные подходы отражают многие важные аспекты финансовой политики, при рассмотрении областей ее применения они все же не раскрывают ее сущности во всей полноте.

Так, в первом случае финансовая политика рассматривается только как бюджетный процесс, осуществляемый либо на общегосударственном, либо на региональном уровнях; во втором случае наибольший упор делается на банковскую сферу и фондовый рынок; в третьем финансовая политика, по сути, сводится к формированию источников финансовых средств государства. При этом в рассмотренных концепциях вопросы эффективного использования государственных финансовых ресурсов, регулирования денежного обращения, доходов и расходов населения, а также вопросы регулирования курса валюты подробно не освещены. Однако именно они составляют основу финансовой политики.

Для более четкого представления о том, что такое финансовая политика и каково ее место в политике государства необходимо, в свою очередь, рассмотреть, что представляет собой государственная экономическая политика. Само понятие экономической политики в большей степени связано со стратегической линией поведения государства в экономике. Это принципы, на основе которых строится его поведение в отношении экономики. Понятие государственного регулирования связывается с конкретными мерами по регулированию экономических процессов в соответствии с главными целями экономической политики, хотя понятия экономическая политика и государственное регулирование иногда рассматривают как синонимы.

К категории «экономическая политика» сегодня обращаются очень многие социальные науки. Каждая из них в зависимости от того, какую сферу общественной жизни она описывает и изучает, вносит в содержание этой категории свою специфику, ибо все области общественной жизни, так или иначе, связаны с экономической сферой и той экономической политикой, которую проводит государство на каждом этапе развития общества.

В экономической науке часто высказывается точка зрения, согласно которой экономическую политику необходимо рассматривать как прикладную экономическую науку или теорию, т. е. как применение на практике принципов экономической науки. С позиций такого подхода одна из важнейших задач экономической науки состоит в том, чтобы определять, как максимально использовать ограниченные ресурсы общества.

По словам известного экономиста А. Маршалла, экономическая наука — это наука о «нормальной жизнедеятельности общества». Она создает научную основу для проведения экономической политики. Экономическая теория как наука включает в себя несколько важнейших разделов, в первую очередь — макроэкономику. Это наука о совокупном поведении людей и целостной экономической системе. Макроэкономические исследования становятся основой принятия государственных решений, в них государственная экономическая политика находит свои истоки.

Рассматривая экономическую политику как прикладную сферу экономической науки, следует обратить внимание на то, что она не свободна от идеологии, государственной идеи, зависит от характера государственной политики. В таком контексте экономическая политика всегда имеет и политические цели. Поэтому часто экономическая политика рассматривается как инструмент реализации политических целей.

Для достижения указанных целей государство выбирает такие методы и формы воздействия на экономику, которые являются наиболее эффективными. Важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства заключается в принятии законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Кроме того, государство предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий, что делает его владельцем части общественного капитала[4].

Что касается косвенного вмешательства государства, то следует отметить то, что в зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

—стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями;

—обеспечение полной занятости;

—стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

—воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

—поддержку устойчивого экономического роста;

—перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для достижения поставленных целей государство использует в той или иной степени инструменты как экономического, так и административного характера:

—прямые ограничения и запреты;

—налоги, налоговые льготы, процентные ставки, таможенные сборы;

—финансовые средства государства (бюджетные инвестиции, различные субсидии, государственные дотации, которые стимулируют определенную структуру национальной экономики);

—законодательно установленные ограничения материально-вещественных потоков (государственные заказы и лицензии);

—элементы планирования и прогнозирования.

Иначе говоря, государство прибегает к таким видам политики, как политика в области управления главным образом государственными доходами и расходами, а также системой налогообложения, как политика в области регулирования финансовых потоков, курсов валют, системы предоставлений кредитов и займов, денежного обращения, рынков ценных бумаг и т.д. Причем все эти виды государственной экономической политики существуют в неразрывной связи друг с другом и, по сути, представляют собой целостную систему, именуемую финансовой политикой государства.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что финансовая политика является направлением государственной экономической политики, проявляется в области использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов государства, формирования и исполнения государственного бюджета, в области налогового регулирования, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

При этом финансовая политика должна носить системный характер, поскольку все области ее проявления или реализации неразрывно связаны между собой. Например, расширение денежной массы в стране вызывает рост цен, что, в конечном итоге, приводит к снижению курса национальной валюты и, как следствие, конкурентоспособности государства на международной арене. Поэтому основная цель финансовой политики — это нахождение баланса в регулировании данных областей, что, в свою очередь, должно способствовать достижению основной цели государственной экономической политики — максимально эффективного использования всех имеющихся в государстве ресурсов и выхода самого государства на социально-эффективный путь развития.

 

Библиография

1 Например, в 1992 году в штате Массачусетс в результате бюджетного дефицита были сокращены государственные расходы на социальное обеспечение ребенка и дотации на аренду помещений, вместо этого расходы на благотворительность и на строительство приютов для бездомных были увеличены.

2 Osborne D., Gaebler T. Reinveinting government. — New York, 1992, p. 195-249.

3  Так, если государство продлевает кредит по ставке процента ниже рыночной, оно субсидирует кредит, исходя из того, что высокая рыночная ставка процента, касающаяся некоторых групп заемщиков, точно отражает рыночные оценки риска их кредитования. В некоторых случаях государство не предоставляет кредита, но обеспечивает гарантию займа, которая позволяет заемщику получить кредит по гораздо более низкой ставке.

4 Необходимо отметить, что в государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии, до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.