УДК 342 

Е.Ю. ДОВГОПОЛОВ

 

В статье рассматривается понятие механизма правового регулирования борьбы с противоправным общественно опасным видом нарушений — незаконной миграцией. Сравниваются различные определения понятия незаконной миграции. Дается авторский взгляд на разграничение таких видов реагирования на незаконную миграцию, как противодействие и борьба с ней. Предлагается механизм правового регулирования общественных отношений применительно к борьбе с незаконной миграцией.

 

The article is devoted to the concept of mechanism of law regulation of struggle against migration violations, as being considered to be socially dangerous. Various definitions of illegal migration are given and compared. The author suggests his view to the differentiation of such kinds of official reaction to illegal migration as counterforce and struggle against it. The mechanism of law regulation of social relations is generalized and interpreted towards struggle against illegal migration.

 

Незаконная миграция является видом международной миграции населения[1] и осуществляется с нарушением правил, закрепленных в законодательствах стран въезда, выезда и пребывания. Лица, участвующие в незаконной миграции (организаторы, пособники, переправщики, непосредственно сами мигранты), несут наказание в соответствии с действующим законодательством за нарушение норм права, регулирующих въезд, пребывание, транзитный проезд и выезд из страны, а также норм, регулирующих трудовую деятельность в данной стране. Кроме того, незаконная миграция как общественное явление несет значительные угрозы в различных сферах жизни общества, создает предпосылки нестабильности и непосредственно отрицательно влияет на состояние национальной безопасности страны[2].

В настоящей статье рассматривается вопрос о механизме правового регулирования борьбы с незаконной миграцией. Вопрос этот представляется в определенной степени сложным в связи с  обстоятельствами концептуального характера.

Во-первых, на законодательном уровне до настоящего времени не закреплено понятие борьбы с незаконной миграцией.

Во-вторых, если за основу определения борьбы с незаконной миграцией взять понятие «борьба с преступностью», то мы увидим, что это понятие также не нашло единого определения в криминологической науке[3].

В-третьих, полагаем, рассматривать незаконную миграцию как вид преступности не совсем верно, так как отнюдь не все нарушения норм права, регулирующих въезд, пребывание, транзитный проезд и выезд из страны, а также нарушения норм, регулирующих трудовую деятельность в Российской Федерации, являются настолько общественно опасными, чтобы они могли повлечь уголовное преследование[4]. Но поскольку организация незаконной миграции рассматривается в рамках данной работы главным образом как вид деятельности трансграничных организованных преступных формирований, представляется правомерным говорить о незаконной миграции и ее организации как о виде преступной деятельности и, соответственно, о борьбе с ней как о борьбе с преступностью.

В-четвертых, хотя понятие механизма правового регулирования и существует в отечественной теории права, этот механизм различные авторы рассматривают по-своему, вкладывая в его содержание разные элементы.

Эта работа посвящена именно теоретическому изучению данного явления посредством анализа (раскрытия значения составляющих его отдельных понятий) и последующего синтеза, т.е. объединения их в одно смысловое образование.

Рассмотрим понятие незаконной миграции. Необходимо сказать, что существует множество определений данного термина, предлагавшихся специалистами не только в сфере юриспруденции, но и других общественных наук, таких, как социология, экономика, демография, история и др.

По мнению социологов, «незаконная (нелегальная) иммиграция — въезд, пребывание и/или осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением установленного порядка, т. е. без оформления или без надлежащего оформления соответствующих документов и разрешений, определенных законодательством, а также с использованием недействительных, поддельных, фиктивных (чужих) или утративших юридическую силу в связи с истечением сроков их действия документов. Субъектами незаконной иммиграции выступают лица, которые находятся в неопределенном положении и не соблюдают требования в отношении въезда, пребывания или осуществления экономической деятельности, устанавливаемые государством, в котором они находятся»[5]. В данном определении не рассматривается такой элемент нарушения норм миграционного законодательства, как незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации. По мнению автора, этот элемент входит в понятие миграционных процессов и имеет место в процессах территориального перемещения населения. Территории стран СНГ, особенно Российской Федерации, в силу своего географического, политико-стратегического положения являются своеобразным транзитным мостом между государствами Азии и Европы. Вследствие этого территория Российской Федерации за последние 15—20 лет стала основным (среди стран СНГ) объектом для проникновения незаконных мигрантов из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Находящиеся на территории Российской Федерации мигранты (в том числе незаконные) преследуют две основные цели: использовать ее как место постоянного либо временного проживания и в качестве промежуточной остановки перед последующим проникновением в страны Европы. В качестве примера можно привести маршрут транзитного проезда незаконных мигрантов: страны Юго-Восточной и Центральной Азии — Республика Казахстан — пункты пропуска Приволжского федерального округа (Оренбург, Уфа, Казань, Саратов, Самара, Пермь, Нижний Новгород) — Москва и Санкт-Петербург — страны Западной Европы. В последнем случае можно говорить об устойчивом векторе движения «транзитных» мигрантов с Востока на Запад[6]. Следовательно, незаконный транзитный проезд через территорию Р