М.В. БУРЦЕВА,

преподаватель РГСУ

 

Одной из наиболее действенных и реальных возможностей разрешения демографической проблемы является улучшение миграционной политики в Российской Федерации.

Положительный опыт в решении этого вопроса у России уже есть. Еще Петр I, проводя свои реформы, активно приглашал иностранных специалистов для работы, понимая, что государству Российскому не обойтись без помощи со стороны. Екатерина II продолжила это начинание и приняла ряд нормативных правовых актов, регулирующих миграцию и устанавливавших льготы для мигрантов и переселенцев.

Государствам, ранее входившим в СССР, а теперь объединившимся в СНГ и Евразийское экономическое сообщество, необходимо обратить внимание на проходящий в Европе процесс объединения и создание единой Шенгенской зоны. Шенгенское право возможно использовать как базу для разработки миграционного законодательства для республик бывшего СССР, особенно в области обеспечения безопасности и создания единой информационной базы лиц и предметов, интересующих правоохранительные органы. Как показала практика, информационная система, созданная на основе Шенгенской конвенции 1990 года, оказалась весьма эффективным инструментом для помощи в борьбе с преступностью.

Несбалансированная политика федеральных органов власти в сфере демографии и миграции приводит к тому, что России в дальнейшем будет весьма сложно сохранять суверенитет в Сибири и на Дальнем Востоке[1]. Кроме того, страна теряет новые рабочие руки и, что не менее важно, мозги. В людских ресурсах нуждаются многие регионы, имеющие перспективы развития.

Исходя из демографической ситуации в Российской Федерации, уместной кажется постановка вопроса о национальной безопасности. Понятие безопасности, по нашему мнению, предполагает обеспечение жизненно важных интересов личности, общества, государства. При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых гарантирует прогрессивное развитие личности, общества и государства.

В связи с этим представляется важным определить понятие критической демографической ситуации, которое включает такие пороговые величин, как снижение рождаемости, ухудшение здоровья населения, сокращение продолжительности жизни, повышение уровня смертности, и влияющие на них факторы, при которых существующие демографические процессы свидетельствуют о наличии реальной угрозы национальной безопасности.

Пороговые величины — это предельные значения, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию различных элементов производства и нормальной жизнедеятельности общества, приводит к негативным и разрушительным последствиям в социальной и экономической сферах, сфере экологии и демографии[2].

При этом о безопасности можно говорить только тогда, когда весь комплекс показателей находится в пределах своих пороговых величин и данные значения по каждому из показателей достигаются не в ущерб другим.

Считаем, что для исследования необходимо выделить следующие миграционные потоки: миграция между Россией и дальним зарубежьем, миграция между Россией и ближним зарубежьем (республики бывшего СССР), миграция внутри Российской Федерации. При этом под миграцией, по нашему мнению, следует понимать перемещение граждан на постоянное или временное жительство как из других стран в Россию, так и из России в другие страны, а равно их перемещение на другое место жительства внутри Российской Федерации.

Если под миграцией понимать временное или постоянное перемещение граждан на другое место жительство, то под эмиграцией, как составляющей более узкую часть миграционного процесса, следует понимать перемещение граждан на постоянное место жительство за рубеж из России либо из других стран Российской Федерации.

В свою очередь одним из видов эмиграционных процессов следует считать репатриацию (реэмиграцию)[3], т. е. возвращение как русскоязычных, так и других граждан, проживавших ранее в России, их близких родственников на свою историческую родину. Так же как возвращение немцев, евреев и прочих  на свою историческую родину: Германию, Израиль[4]. Репатриация (реэмиграция) осуществляется обычно на основе международных договоров, но может иметь место и на внедоговорной основе. В этом случае ее возможность должна предусматриваться законами заинтересованного государства или государств.

При рассмотрении эмиграционных процессов внутри России следует выделить:

· миграцию из сельской местности в города как внутри региона, так и в другие регионы страны;

· миграцию в связи с низким прожиточным уровнем, безработицей, возможностью  получить работу по специальности из одних регионов России в другие (например, из Воронежской области в Москву и Липецкую область);

· миграцию в связи с этническими конфликтами и дискриминацией из одних регионов в другие (из Чеченской Республики, Ингушетии, Дагестана и др.);

· миграцию в связи со стихийными бедствиями (Корякия).

При этом, когда мы рассматриваем миграцию в связи с этническими конфликтами и дискриминацией, надлежит более четко определить понятие «беженец». Под ними мы будем понимать людей, вынужденно покинувших места прежнего проживания в результате возникновения угрозы их безопасности. Эта группа должна быть значительно шире круга лиц, имеющих статус беженца в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Потоки миграции между Россией и ближним зарубежьем (бывшими республиками СССР) также можно подразделить на:

· эмиграцию в Россию на постоянное место жительства (реэмиграцию) русскоязычных, представителей других титульных наций, их близких родственников, ранее проживавших в Российской Федерации, на свою историческую родину;

· вынужденную миграцию из ближнего и дальнего зарубежья в Россию на постоянное и временное место жительства из-за гражданских и межэтнических войн, межэтнической напряженности и дискриминации (например, из Таджикистана, Киргизии, других республик Средней Азии, Афганистана);

· миграцию молодежи из ближнего зарубежья в Россию для получения образования;

· трудовую миграцию (временное проживание в России для работы);

· миграцию для временного либо постоянного проживания в России инвесторов, приобретших и строящих предприятия, и специалистов, работающих на них;

· миграцию для временного проживания в период лечения либо к родственникам по другим уважительным причинам.

Миграцию из Российской Федерации следует подразделить на:

· миграцию, в том числе эмиграцию, за рубеж на временное либо постоянное проживание научных кадров, высококвалифицированных специалистов для научной деятельности либо работы по специальности в связи с невозможностью использовать свой научный и квалифицированный потенциал в России. Такой вид эмиграции наиболее чувствителен для страны;

· миграцию на временную работу как квалифицированными рабочими, так и барменами, официантами и другим обслуживающим персоналом в сферу обслуживания с целью хорошо заработать;

· временную миграцию в дальнее зарубежье для получения высшего образования (Германию, Великобританию, Францию, другие страны);

· временную миграцию под видом работы в кабаре, ресторанах, шоу-бизнесе, а фактически для занятия проституцией. Такая миграция происходит как добровольно, так и в результате мошенничества со стороны посредников, скрывающих истинные цели вербовки за рубеж. Данный вид миграции дискредитирует нашу страну. Представляется, что законодательно должен быть установлен лицензионный порядок деятельности фирм, занимающихся трудоустройством за рубежом, и при наличии указанных факторов таковые фирмы должны незамедлительно лишаться лицензии, а их руководители и владельцы нести уголовную ответственность по примеру зарубежных стран.

Таким образом, получается множество качественно различных типов миграционных потоков, среди которых наиболее болезненные и проблематичные с точки зрения правоприменения органов исполнительной власти — миграция в Российскую Федерацию из ближнего зарубежья и эмиграция российских граждан в страны Запада.

Устранению существующих проблем по поощрению миграции, в особенности русскоязычного населения, из стран ближнего зарубежья во многом могут способствовать принятые 18.07.2006 Федеральным собранием федеральные законы — № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и № 110-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”»[5]. В первую очередь в них предусматривается не разрешительный, а уведомительный порядок регистрации; равно предусмотрено, что срок получения разрешения на работу должен составлять максимум 10 дней вместо нескольких месяцев, допускавшихся ранее.

Вместе с тем, по нашему мнению, в законодательстве должно быть четко прописано, что одной из главных целей миграционной политики должно являться содействие русскоязычным гражданам в возвращении на историческую родину, их трудоустройстве, получении образования их детьми.

Также 22.06.2006 издан Указ Президента РФ № 637 «О мерах по оказанию содействия переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которым утверждена государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа и план мероприятий по реализации указанной программы. Ведь многие переселенцы все еще продолжают находиться в труднейшем положении.

Все эти и другие нормативные акты направлены на улучшение миграционной политики в Российской Федерации, привлечение квалифицированной рабочей силы в нашу страну и сокращение потока нелегальных мигрантов, которые пополняют ряды правонарушителей, ухудшая криминогенную обстановку, при этом не перечисляют в российскую казну налоги, а приносят доход теневой экономике.

Однако пока данные законы и указы Президента РФ не обеспечивают должной реализации поставленных целей и требуют дальнейшей доработки.

В свете изложенного представляется необходимым на федеральном уровне, прежде всего законодательно, закрепить содержащиеся в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 10.05.2006 предложения по стабилизации и улучшению демографической ситуации в стране, внеся в них уточнения и дополнения, направленные на поддержку материнства, укрепления семьи, поддержание здоровья взрослого населения; доработать федеральные законы от 18.07.2006 № 109-ФЗ и № 110-ФЗ в отношении поощрения миграции, в первую очередь из ближнего зарубежья, высококвалифицированных специалистов, строителей, механизаторов сельского хозяйства, рабочих других дефицитных специальностей; четко определить механизм реализации государственных решений на всех уровнях власти, персональную ответственность чиновников за надлежащее добросовестное исполнение своих обязанностей, привлечение виновных к строжайшей ответственности и запрещение им занимать государственные должности.

 

Библиография

1 Это происходит и из-за так называемой китайской экспансии. По официальной статистике, число нелегальных прибывших на Дальний Восток китайцев составляет 390 тыс. человек. Однако специалисты утверждают: чтобы получить реальную картину, эту цифру необходимо умножить на 30. См.: Парламентская газета. 2003. 31 марта.

2 См.: Розенфельд В.Г. Административно-правовые методы и их применение. Актуальные проблемы современного российского права. — ВГУ. 2002.

3 В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой нет понятия репатриации, но есть следующие понятия: репатриант — лицо, подвергшееся репатриации; репатриировать — возвратить на родину военнопленных, гражданских лиц, беженцев, эмигрантов. А Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина дает такое определение: репатриация [лат. rе... — приставка, обозначающая обратное действие + patria — родина, отечество] — возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов и др. Представляется, что понятие «реэмиграция» касается лиц, по различным причинам, но добровольно ранее выбывших из России в ближнее зарубежье, репатриация — воз-вращение на историческую родину переселенных из нее по принуждению граждан.

4 Репатриация — возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории другого государства (см.: Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Энциклопедический юридический словарь. — М., 1997. С. 384).

5 См.: Российская газета. 2006. 20 июля.