А.А. МАКСУРОВ,

кандидат юридических наук

 

Метод моделирования осуществляется при помощи математических, графических, психологических и иных научных средств. По мнению В.А. Штоффа, «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»[1]. Модель — «любой образ (аналог) некоего оригинала, используемый в качестве его “заместителя” или “представителя” в моделировании», а моделирование — «исследование объектов путем построения и изучения их моделей»[2].

Модель — это упорядоченный набор предположений о сложной системе. При создании модели исследователь абстрагируется от бесконечной совокупности свойств, признаков, отношений исследуемых объектов, отвлекается от частностей. При моделировании в оригинале выделяются те признаки, свойства, связи и отношения, которые должны стать предметом исследования[3].

Выделяют дескриптивные и нормативные модели. Первые применяются при описании свойств и параметров координационного процесса в целях прогнозирования его хода и результатов в будущем; вторые — для управления процессом, формирования его сущностных элементов и его развития.

Можно использовать как индуктивные, так и дедуктивные модели. Индуктивные строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия того или иного решения в процессе координации. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций.

Особое значение имеет деление моделей на проблемно-ориентированные модели и модели решения. Если первые строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации, то вторые разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших координационных управленческих задач.

Как отмечает Б.Г. Литвак, «нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей»[4]. Однако решение должно приниматься одно, и наиболее предпочтительный вариант решения должен быть обязательно определен. Одноцелевыми являются модели, имеющие одну четко определенную цель, к достижению которой стремятся, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной цели. Многоцелевыми же будут модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, не сводимых к одной комплексной.

Любые модели могут быть одно- и многопериодными. Первые могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации. Вторые модели предполагают комплексное решение проблемы с учетом всего периода осуществления координационной юридической деятельности.

Можно также вести речь о детерминированных и стохастических моделях. В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации, однозначно определены, их значения заранее известны. Стохастические модели, напротив, предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих тот или иной процесс развития.

Методу моделирования принадлежит большое будущее в изучении эффективности координационной практики, поскольку всякая модель выполняет не только описательную и объяснительную функции, но и прогностическую. Особое значение нужно уделять построению модели устойчивой формы координационного регулирования, хотя этой достаточно сложной работе должно предшествовать установление «правил игры», т. е. теоретическое построение и нормативная правовая регламентация принципов осуществления координационной юридической деятельности, ограничений координации по сферам общественных отношений. Без этих четких нормативных правовых ориентиров любая созданная модель будет иметь лишь умозрительно-теоретическое, но никак не прикладное значение.

Социальным явлениям присущи изменчивость и многофакторность, что существенно ограничивает применение метода моделирования. Кроме того, имеется проблема «настройки» математического аппарата для построения модели координационной практики. Характеристика эффективности координационной практики большей частью качественная, а не количественная, однако и здесь возможно построение различных моделей в графической или табличной форме. Так, выделяемая в рамках циклической структуры координационной юридической практики такая устойчивая форма регулирования, как координационное совещание, представляющее собой коллегиальный орган правоохранительной системы, определяющий вопросы координации деятельности по борьбе с преступностью, получил научно разработанную Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ тренинговую модель[5].

Решение, найденное с помощью моделирования ситуации, нужно проанализировать на предмет полноты учтенных в ней факторов и в случае необходимости внести соответствующие коррективы.

 

Библиография

1 Штофф В.А. Моделирование и философия. — М., 1966. С. 19.

2 Новейший словарь иностранных слов и выражений. — Мн., 2003. С. 535.

3 См.: Иванчин А.В. Уголовно-правовые конструкции и их роль в построении уголовного законодательства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Ярославль, 2003. С. 91.

4 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. — М., 2001. С. 53.

5 См.: Кобзарев Ф.М. Деловая игра «Заседание координационного совещания». — М., 2005.