УДК 342.51 

Страницы в журнале: 11-15

 

А.К. ГАДЖИЕВ,

полковник полиции,  заместитель начальника полиции — начальник 3 части (оперативно-розыскной) полиции Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу

 

К.В. ЧЕРКАСОВ,

 доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного, финансового и информационного права Нижегородского института управления — филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»CherkasovKV1978@yandex.ru

 

Рассматривается административно-правовой статус главных федеральных инспекторов аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Анализируются задачи, функции, права, основные направления деятельности этих должностных лиц, формулируются предложения по совершенствованию правовых основ их функционирования.

Ключевые слова: главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, должностное лицо, федеральный государственный служащий, правовые основы деятельности, компетенция.

 

Some aspects of the administrative-legal status of the chief federal inspector of the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the federal district

Gadzhiev A., Cherkasov K.

 

Article is devoted to research of administrative-legal status of the chief federal inspector of the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the federal district. Their main objectives, functions, the rights, and equally the main activities are analyzed. Generalizing conclusions are as a result drawn, the offers directed on improvement of legal bases of functioning of this official are stated.

Keywords: the chief federal inspector of the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the federal district, officer, federal state employee, the legal basis of activity, competence.

 

Вопросы административно-правового статуса главных федеральных инспекторов аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее — главные федеральные инспекторы) в юридической литературе, к сожалению, до сих пор исследованы недостаточно. А между тем эти должностные лица занимают особое место в структуре аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, в частности, в механизме вертикали президентской власти. Именно на них возложена вся полнота ответственности за представление интересов и обеспечение реализации функций аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее также — полномочные представители) на территориях конкретных субъектов Российской Федерации.

Главные федеральные инспекторы являются федеральными государственными служащими и в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»[1] замещают должности в Администрации Президента РФ, относясь к высшей группе должностей категории «специалисты». Распоряжением Администрации Президента РФ от 18.03.2007 № 291 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации для исполнения должностных обязанностей»[2] установлены следующие требования к профессиональным знаниям и навыкам главных федеральных инспекторов: знание Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, международных договоров РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, распоряжений Администрации Президента РФ и иных нормативных правовых актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти РФ, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований; законодательства о государственной гражданской службе РФ; служебного распорядка Администрации Президента РФ; порядка работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Главные федеральные инспекторы должны иметь профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющей исполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на аппараты полномочных представителей; организации оперативного и качественного исполнения поручений; ответственного, инициативного и творческого подхода к исполнению поручений; анализа, прогнозирования и планирования служебной деятельности; осуществления контрольных мероприятий; взаимодействия с должностными лицами органов государственной власти РФ, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; исполнительской дисциплины; подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов, проведения экспертизы (оценки) их качества; оказания консультационных услуг гражданам (организациям) и публичных выступлений; пользования компьютерной техникой и оргтехникой. Очевидно, что требования к профессиональным навыкам главных федеральных инспекторов указывают на совмещение в данной должности организаторско-исполнительских функций[3].

Следует отметить некоторое несоответствие в названии «главный федеральный инспектор» в разных федеральных округах. В одних он —главный федеральный инспектор «в» соответствующем субъекте РФ, в других — главный федеральный инспектор «по» соответствующему субъекту РФ. Несмотря на непринципиальность этого вопроса, логично было бы унифицировать наименование данной должности во всех федеральных округах, как это сделано в случае с наименованием должности главного федерального инспектора в субъекте РФ.

Административно-правовой статус главных федеральных инспекторов закреплен в распоряжении Администрации Президента РФ от 22.03.2005 № 384 «Об утверждении Типового положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе»[4], типовом положении о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата соответствующего полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, утверждаемом полномочными представителями по согласованию с помощником Президента РФ — начальником Контрольного управления Президента РФ, должностном регламенте федерального государственного гражданского служащего РФ, замещающего должность главного федерального инспектора в аппарате соответствующего полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Большое значение в закреплении правового статуса главных федеральных инспекторов имеют конкретные положения о главных федеральных инспекторах, положения об аппаратах полномочных представителей и их структурных подразделениях.

Назначение на должность и освобождение от должности главных федеральных инспекторов осуществляют полномочные представители по согласованию с Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Главные федеральные инспекторы подотчетны полномочным представителям. Решая поставленные задачи, главные федеральные инспекторы руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ, распоряжениями Администрации Президента РФ, распоряжениями и поручениями полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, положением о них.

В настоящее время, как правило, в каждом субъекте РФ  функционирует по одному главному федеральному инспектору. В качестве исключений следует указать Краснодарский край, на территории которого работают два главных федеральных инспектора с размещением в Краснодаре и Сочи, а также Еврейскую автономную область, где действует федеральный инспектор. Подобные исключения в первом случае объясняются объективной необходимостью комплексного решения вопросов проведения в 2014 году зимних Олимпийских игр в Сочи, а во втором — небольшой территорией при слабой заселенности российского Дальнего Востока.

Первоначально задачи, функции, права, организация и обеспечение деятельности главных федеральных инспекторов были в основном схожи с аналогичными характеристиками правового статуса полномочных представителей с тем лишь отличием, что осуществлялись в подведомственных им регионах и в ряде случаев проецировались на полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Исключение составляли только полномочия, которые связаны с особенностями правового статуса полномочных представителей и реализуются ими самостоятельно.

Сегодня основными задачами главных федеральных инспекторов являются: организация контроля за исполнением в субъектах РФ указов, распоряжений и иных решений главы государства; участие в организации контроля за реализацией в субъектах РФ ежегодных посланий  Федеральному Собранию и иных программных документов Президента РФ; участие совместно с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в соответствии со сводными планами контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента РФ и полномочными представителями, в организации контроля и проверки исполнения федеральных законов органами исполнительной власти субъектов РФ и  организациями.

В целях решения обозначенных задач главные федеральные инспекторы проводят мероприятия по организации контроля за исполнением в субъектах РФ указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; регулярно информируют полномочных представителей и контрольные департаменты аппаратов полномочных представителей о проведенных контрольных мероприятиях, вносят предложения о мерах по устранению вскрытых нарушений и повышению исполнительской дисциплины; участвуют в организации контроля за исполнением федеральных законов и реализацией федеральных программ в субъектах РФ; вносят полномочным представителям предложения о совершенствовании контрольной деятельности в субъектах РФ; при организации проверок исполнения в субъектах РФ федеральных законов, иных правовых актов и решений главы государства взаимодействуют с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей, органами прокуратуры РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; участвуют в работе органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, находящихся на территориях соответствующих субъектов РФ; осуществляют личный прием граждан и работу с обращениями граждан, организаций и общественных объединений; исполняют отдельные поручения полномочных представителей.

Для этого главные федеральные инспекторы наделены правами запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от подразделений аппаратов полномочных представителей, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также от органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов государственной власти; использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации; организовывать по поручению полномочных представителей и во взаимодействии с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей проверку исполнения в субъектах РФ указов, распоряжений и иных решений главы государства, реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета; подписывать служебную документацию в пределах своих полномочий; вносить полномочным представителям предложения о создании совещательных и консультативных органов и об участии в их работе.

Отдельными полномочиями главные федеральные инспекторы наделяются, а имеющиеся полномочия детализируются нормами иных федеральных актов, в частности, Указом Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»[5]главные федеральные инспекторы по должности включены в состав антинаркотических комиссий в субъектах РФ.

Аналогичная ситуация наблюдается в региональном и даже муниципальном нормотворчестве. Например, в соответствии с Регламентом Саратовской областной Думы[6] главный федеральный инспектор по Саратовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании Саратовской областной Думы, участвовать в заседаниях Совета Саратовской областной Думы, в депутатских слушаниях.

Устав Пензенской области также включает по аналогии в круг субъектов права законодательной инициативы главного федерального инспектора по Пензенской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе[7]. Главный федеральный инспектор в Липецкой области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе (его представитель) может быть приглашен для участия в публичных слушаниях по проекту областного бюджета и годового отчета о его исполнении[8].

Согласно решению Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 21.08.2008 № 01-7/33 «Об утверждении Регламента Собрания депутатов Саратовского муниципального района» главный федеральный инспектор по Саратовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе вправе присутствовать на любых открытых или закрытых заседаниях Собрания депутатов[9].

В то же время важно отметить, что главные федеральные инспекторы не обязаны руководствоваться в своей деятельности положениями, содержащимися в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных образований. Обязательность привлечения их к работе региональных и муниципальных органов исключена. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрена такая диспозитивная возможность. Принципиальное решение по вопросу участия главных федеральных инспекторов в деятельности комиссий при высших должностных лицах субъектов РФ должно приниматься соответствующими полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах[10]. Некоторые полномочия главных федеральных инспекторов возникли в процессе их повседневной деятельности, не закреплены нормативно, но не оспариваются и фактически реализуются, как, например, право объявлять благодарность в форме распоряжения от своего имени лицам, не являющимся сотрудниками их аппаратов.

В целом в силу особой важности главных федеральных инспекторов для механизма территориального государственного управления современной России представляется целесообразным закрепить их правовой статус не в акте Администрации Президента РФ, а непосредственно в Указе Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»[11].

 

Библиография

1 СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

2 Официальный сайт Президента РФ. URLhttp://государство.президент.рф

3 См.: Черкасов К.В., Рождествина А.А. К вопросу о поступлении на государственную гражданскую службу в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Административное право. 2008. № 2. С. 68—71.

4 Президентский контроль. 2005. № 10. С. 3—5.

5 СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5167.

6 Постановление Саратовской областной Думы от 17.09.2008 № 12-478 «О Регламенте Саратовской областной Думы» // Неделя области. 2008. 3 окт.

7 Устав Пензенской области: принят Законодательным Собранием Пензенской области 10 сентября 1996 г. // Пензенские вести. 1996. 13 сент.

8 Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 14.09.2006 № 1407-пс «Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения публичных слушаний по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета» // СПС «КонсультантПлюс».

9 См.: Черкасов К.В. Вопросы правового статуса главного федерального инспектора и федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 10. С. 11—14; Он же. Государственное управление на уровне федерального округа: административно-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009. С. 168—179; Он же. Главный федеральный инспектор и федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе: вопросы функционирования на современном этапе // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 50. С. 13—18; Он же. К вопросу об аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Административное и муниципальное право. 2008. № 2. С. 53—57.

10 См.: Черкасов К.В., Ишеков К.А. Основные направления взаимодействия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с высшими должностными лицами субъектов России // Право и жизнь. 2010. № 12. С. 6—7.

 

11 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.