УДК 342:351.75 

С.А. ТЕРЕНТЬЕВ,

соискатель РАГС

 

Осуществляемые в стране социально-экономические преобразования, трансформация отношений собственности, развитие рыночных отношений, сопровождающиеся осложнением криминогенной ситуации, ростом преступности, особенно ее организованных насильственных форм, вызвали потребность российского общества в расширении социальной базы обеспечения общественного порядка и безопасности. В этих условиях надежная защита конституционных прав граждан, охрана всех форм собственности потребовали создания наряду с государственной правоохранительной системой негосударственных структур охраны общественного порядка и безопасности, расширения участия в этом деле сил общественности. На первый план правоохраны выдвинулась задача налаживания объективного процесса согласованного функционирования государственной правоохранительной системы и негосударственной правоохранительной системы, а также сил общественности, привлекаемых к охране общественного порядка и безопасности[1].

Создание и развитие негосударственной правоохранительной системы, участие общественности в охране общественного порядка и безопасности происходит в сложной противоречивой обстановке[2].

Сложившиеся и законодательно закрепленные в прошлые годы традиционные формы участия населения в охране общественного порядка и безопасности — добровольные народные дружины, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники милиции — значительно ослабили свою правоохранительную деятельность и численно сократились. Поиск новых организационных форм участия населения в охране общественного порядка и безопасности оказался затрудненным из-за отсутствия материальных стимулов их правоохранительной деятельности. В ряде случаев государственные правоохранительные органы не принимали настойчивых мер по наполнению традиционных форм участия населения в охране общественного порядка и безопасности новым содержанием, отвечающим современным потребностям. Тем не менее, обеспечение надежной охраны общественного порядка и общественной безопасности немыслимы без участия в этом деле граждан и создаваемых ими общественных объединений. Для предметного анализа организации и деятельности общественности в охране общественного порядка и безопасности выделим три группы общественных объединений и граждан, участвующих в выполнении правоохранительных функций в этом направлении.

Первую группу составляют общественные организации, непосредственно предназначенные для выполнения правоохранительных функций в сфере охраны общественного порядка и безопасности; добровольные народные дружины по охране общественного порядка, добровольные пожарные дружины, добровольные пожарные общества, товарищеские суды, общественные пункты охраны правопорядка и др.

Вторая группа включает трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм и создаваемые ими органы общественной самодеятельности: комиссии, секции, советы, рабочие группы и др.

Третью группу составляют граждане и создаваемые ими органы общественной самодеятельности по месту жительства, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц: советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, личные, квартальные комитеты и иные формы непосредственной демократии. Вопросы участия общественности в охране общественного порядка и безопасности постоянно находились в центре внимания органов государственной власти Российской Федерации, были предметом научных исследовании, рассматривались на многих научно-практических конференциях[3].

Изучая современное состояние общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка и безопасности, приходится констатировать, что при значительном осложнении криминальной обстановки, росте организованной преступности, трансформации отношений собственности с начала 1990-х годов проявилась негативная тенденция снижения активности общественности, в частности, добровольных народных дружин в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, до минимума сократилась их численность. Отрицательное влияние  оказало здесь и отсутствие в условиях рыночных отношений материальных стимулов у представителей общественности в выполнении задач охраны правопорядка.

В целях активизации этой работы постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации»[4] предусмотрено восстановить с учетом местных условий и до принятия Закона РФ «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка» деятельность добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики, внештатных сотрудников милиции и других социальных институтов для осуществления профилактической работы с правонарушителями, участия населения в правоохранительной деятельности, оказания гражданам юридической и консультативной помощи. Для работы этих общественных формирований привлекать на добровольной возмездной основе граждан, которые по своим деловым и моральным качествам способны оказать помощь в укреплении правопорядка. Распространить на граждан, принимающих участие в охране общественного порядка, гарантии правовой и социальной защищенности, предусмотренные для членов ДНД.

Органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено создать за счет собственных и привлеченных средств (финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов частных лиц и других источников) дополнительные подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции) для организаций круглосуточных стационарных постов в жилых микрорайонах и местах массового пребывания людей, патрульных участков, групп немедленного реагирования при дежурных частях ОВД для незамедлительного выезда на места совершения правонарушений и разбора заявлений граждан по вопросам правопорядка.

После принятия данного постановления Правительства РФ органами государственной власти субъектов Федерации, администраций местного самоуправления, а также по инициативе предприятий, учреждений и организаций на местах осуществлены и в настоящее время энергично проводятся организационные мероприятия, обеспечиваемые финансово-материальной поддержкой, по восстановлению и активизации деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и безопасности[5].

Правительством г. Москвы утверждено Временное положение о Московской городской народной дружине, создан городской штаб ДНД и соответствующие штабы в административных округах города. В муниципальных районах Москвы активизирована деятельность общественных пунктов охраны порядка[6].

Личное изучение автором организации работы общественных формирований по охране общественного порядка и безопасности в городах и районах Тюменской области, документальное изучение материалов ГУВД Московской, Свердловской областей, УВД Брянской, Нижегородской, Омской и Ульяновской областей позволило выявить ряд новых дополнительных форм участия общественности в охране правопорядка. Так, в городах и районах Тюменской области Управлением внутренних дел области, отделами внутренних дел районов при непосредственном содействии органов исполнительной власти и местного самоуправления  осуществляются практические мероприятия, направленные на улучшение работы сети общественных формирований правоохранительной направленности, и в первую очередь добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны правопорядка.

Местными администрациями совместно с органами внутренних дел проведены районные собрания народных дружинников, созданы городские и районные штабы ДНД, возобновлена работа общественных пунктов охраны порядка и их общественных советов. Старшие участковые инспектора милиции рекомендованы в состав советов ОПОП. За общественными пунктами охраны порядка закреплен руководящий состав ГРОВД, который по графику участвует в проведении инструктажа дружинников совместно с участковыми инспекторами милиции[7].

Руководителями и трудовыми коллективами промышленных предприятий города Тюмени проведена работа с целью увеличения численности дружинников, участвующих в охране общественного порядка на улицах и в других общественных местах города. Для морального и материального стимулирования дружинников, активно участвующих в охране порядка, производятся денежные выплаты за каждое дежурство, практикуется выделение дополнительных оплачиваемых 3-дневных отпусков или предоставление дополнительного выходного дня.

Участие дружинников в охране общественного порядка включается в планы комплексного использования сил и средств милиции и общественности в охране общественного порядка (единую дислокацию постов и маршрутов патрулирования) с распределением их по патрульным участкам и общественным пунктам охраны порядка. Наряду с ежедневным (по графикам) участием дружинников в патрульной службе по охране общественного порядка представителями общественности оказывается значительная помощь органам внутренних дел в период проведения рейдов и других профилактических мероприятий, проверок исполнения административного законодательства по различным направлениям административной деятельности милиции.

Заслуживает внимание положительный опыт организации работы общественных формирований профилактической направленности в города Брянске, где в обеспечении общественного порядка участвуют 250 добровольных народных дружин, 3 специализированные ДНД по поддержанию безопасности дорожного движения. Созданы и работают 30 общественных инспекций по делам несовершеннолетних, 130 товарищеских судов и другие общественные формирования. Во всех районных администрациях города возобновлена деятельность штабов ДНД. В городе увеличилось число ежедневных выходов дружинников на патрулирование, что способствует улучшению оперативной обстановки в общественных местах, в том числе на улицах.

Достижению положительных результатов в правоохранительной деятельности общественных формирований способствовали осуществленные городской и районными администрациями, правоохранительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями города мероприятия по созданию необходимых условий для реализации прав граждан на участие в обеспечении общественного порядка, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В частности, утверждено Положение об общественных пунктах охраны порядка на территории г. Брянска, приняты меры к оборудованию их необходимой мебелью, средствами связи, наглядными пособиями, юридической литературой, проведены инструктивные совещания с руководителями штабов ДНД и советов общественных пунктов охраны порядка.

Для материального стимулирования представителей общественности, участвующих в охране порядка, из городского бюджета администрациям районов выделяются денежные средства для оплаты народным дружинам и молодежным оперативным отрядам за период дежурства.

Меры материального стимулирования представителей общественности сочетались с активной организаторской работой со стороны местной администрации и органов внутренних дел. С созданием городских и районных штабов ДНД организовано ежедневное дежурство членов штабов. Руководители администрации совместно с городскими отделами и отделениями милиции детально подготовили и провели районные собрания дружинников.

С большой активностью прошли собрания дружинников в Советском и Фокинском районах города. Так, глава администрации Советского района сделал обстоятельный доклад, в котором отметил положительные стороны в работе дружин, обратил внимание на недостатки и определил направления их работы по обеспечению правопорядка в городе. Выступающие командиры дружин дополнили доклад главы администрации. В зале собралось более 300 дружинников. Было принято обращение дружинников, в котором они призвали всех жителей района повысить активность в охране общественного порядка. Лучшие дружинники были поощрены.

В  Фокинском районе города, готовясь к проведению районного собрания дружинников, руководящий состав РОВД по специально разработанному графику посещал предприятия, организации по вопросу возобновления работы ДНД. Организаторская работа этим не ограничилась. В администрацию района было внесено предложение о возобновлении общественных пунктов охраны порядка, районного штаба ДНД, о выделении автотранспорта в помощь дружинникам. Все это нашло поддержку и получило разрешение в районной администрации.

Вклад участия граждан в обеспечение общественного порядка достаточно высок. Так, в 2006 году при непосредственном участии общественных объединений было раскрыто более 30 тыс. преступлений, задержано свыше 13,5 тыс. лиц, совершивших различные преступления, а также около 336 тыс. лиц — за административные правонарушения.

Центрами профилактики правонарушений по месту жительства граждан становятся общественные пункты охраны порядка (ОПОП). В целом по стране их насчитывается свыше 12 тыс. Именно на их базе строится работа большинства общественных объединений правоохранительной направленности. В г. Москве деятельность ОПОП регламентируется соответствующим законом. Гражданам, участвующим в этой работе, гарантируется социальная защита, они поощряются материально и морально.

В Республике Татарстан при общественных пунктах охраны порядка созданы советы общественности из наиболее активных жителей и представителей общественности. Их члены оказывают содействие участковым уполномоченным милиции в профилактической работе с лицами, совершающими правонарушения, родителями и подростками, состоящими на учете в органах внутренних дел.

Большое внимание органами внутренних дел уделяется привлечению молодежи для обеспечения охраны порядка. Так, во всех вузах г. Томска созданы и действуют оперативные студенческие отряды по охране общественного порядка, которые осуществляют работу по поддержанию установленного режима в учебно-лабораторных корпусах и общежитиях, соблюдению правил внутреннего распорядка. Совместно с участковыми уполномоченными милиции они участвуют в проведении рейдов и оперативно-профилактических мероприятий по обеспечению общественного порядка. В свою очередь, руководством высших учебных заведений для членов студенческих оперативных отрядов предоставляются определенные льготы в общежитиях на период обучения, бесплатный проезд на городском муниципальном транспорте.

В Нижегородской области на базе Нижегородской государственной медицинской академии действует студенческий отряд, патрулирующий территорию студенческого городка. Со времени его ра6оты не зафиксировано ни одного факта совершения противоправных действий в отношении иностранных студентов.

Активизировалась работа по созданию общественных объединений правоохранительной направленности (муниципальных и казачьих дружин, отрядов содействия милиции, социально-профилактических центров, центров семейного воспитания и иных) в Башкирии, Чувашии, в Москве, в Вологодской, Воронежской, Кировской, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской и ряде других областей.

Принимаются меры по привлечению к охране общественного порядка частных детективных и охранных предприятий, которые МВД России рассматривает в качестве своего важнейшего союзника.

 

Библиография

1 Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. — М., 1998. — С. 14.

2 Фалалеев М. Гражданам предлагают оружие: По законопроекту МВД народным дружинам выдадут стволы // Российская газета. 2009. № 4830. 20 янв.

3 См.: Участие трудящихся в охране общественного порядка: Труды Академии МВД СССР. — М., 1986; Добиваясь участия граждан в обеспечении правопорядка. // Вестник МВД РФ. 1995. № 3; Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. — М., 1998 и др.

4 САПП. 1993. № 39. Ст. 3631.

5 Фалалеев М. Указ. ст.

6 Вестник мэрии Москвы. 1994. № 11.

7 Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. — М., 1998. — С. 16.