УДК 343.915((479.24)(470)(55) 

Страницы в журнале: 151-155

 

М.Э.С. оглы СОЛТАНАЛИ,

докторант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана www.ali_info10@yahoo.com

 

Рассматриваются вопросы регламентации уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в законодательстве Азербайджанской Республики, Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Автор предлагает внести в Уголовный кодекс Азербайджанской Республики указание на сроки лишения свободы для несовершеннолетних в возрасте 14—16 и 16—18 лет, аналогично тому как это сделано в Уголовном кодексе РФ. Кроме того, предлагается исключить наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью из ст. 88 Уголовного кодекса РФ. В уголовном законодательстве Ирана предлагается выделить отдельную главу, регламентирующую ответственность и наказание несовершеннолетних, на основе соответствующих международно-правовых актов, с использованием законодательного опыта Азербайджана и России.

Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность, наказание, Конвенция о правах ребенка.

 

Some questions of a regulation of responsibility minors in the legislation Azerbaijani Republics, Russian Federation and Islamic Republic  of Iran

 

Soltanali M.

 

In article questions of a regulation of criminal liability and punishment of minors by the legislation of the Azerbaijani Republic, the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran are considered. The author suggests bringing in the Criminal Code of the Azerbaijani Republic the instruction for imprisonment terms for minors at the age of 14—16 and 16—18 years, how it is made in the Criminal Code of Russian Federation. Besides, it is offered to exclude punishment in the form of deprivation of the right to be engaged in a certain activity from article 88 of the Criminal Code of Russian Federation. In the criminal legislation of Iran it is offered to allocate the separate chapter regulating responsibility and punishment of minors, on the basis of the relevant international legal acts, with use of legislative experience of Azerbaijan and Russia.

Keywords: minors, criminal liability, punishment, Convention on the rights of the child.

 

Преступность несовершеннолетних справедливо считается одной из наиболее актуальных проблем современного уголовного права. Определение адекватного наказания, эффективное осуществление соответствующих мер уголовно-правового воздействия выступают важнейшими средствами предупреждения преступности несовершеннолетних. Наличие в обществе социальных противоречий, вызываемых, в частности, безработицей, низким уровнем жизни, оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение. Статистические данные свидетельствуют о росте преступности несовершеннолетних в ряде стран, в том числе в Азербайджанской Республике, Российской Федерации и Исламской Республике Иран.

На основе анализа данных официальной статистики о преступности несовершеннолетних в Азербайджанской Республике и Российской Федерации можно сделать вывод, что ее доля в общем объеме преступности достаточно велика. Например, в России она доходила в 2003 году до 12,5%, в 2004 году — до 12,3%, а в 2005 году составила 11,3%[1]. Соответствующие показатели в Азербайджанской Республике значительно ниже: 2,6; 2,7; 2,9%[2]. Статистические сведения о структуре и динамике преступности в Исламской Республике Иран, в том числе преступности несовершеннолетних, не публикуются, что делает невозможным получение о ней достоверных сведений. Однако наблюдения преступности несовершеннолетних, проводимые в Иране и других странах, позволяют прийти к определенным выводам.

Следует отметить, что Азербайджанская Республика, Российская Федерация и Исламская Республика Иран являются участниками Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года и Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года. Последняя запрещает применение смертной казни к лицам в возрасте до 18 лет. Во время действия уголовного законодательства 1960 года в Азербайджанской Республике и Российской Федерации смертная казнь к несовершеннолетним не применялась.

Следует отметить, что применение смертной казни к детям имело место в Соединенных Штатах и было запрещено лишь в 2005 году. В Исламской Республике Иран до 2002 года способом применения смертной казни являлось забивание камнями, в октябре 2008 года был введен мораторий на применение смертной казни к лицам в возрасте до 18 лет.

Международно-правовые документы не устанавливали минимального возраста подростков, с которого возможно привлечение их к уголовной ответственности. Статья 40.3 Конвенции о правах ребенка установила только, что национальное уголовное законодательство государств-участников определяет тот минимальный возрастной предел, ниже которого дети не в состоянии нарушить уголовное законодательство. 29.11.1985 Генеральная Ассамблея ООН приняла Минимальные стандартные правила осуществления правосудия в отношении лиц, не достигших совершеннолетия (Пекинские правила), где определила дополнительный принцип, согласно которому понятие возраста уголовной ответственности несовершеннолетних в правовом смысле составляет нижний возрастной предел эмоциональной, моральной и интеллектуальной зрелости.

В соответствии с указанными международными документами на принятие решения судом по конкретному делу значительное влияние оказывают тяжесть преступления и обстоятельства дела, а также состояние и интересы несовершеннолетнего. Если деяние несовершеннолетнего не связано с применением насилия, а также не носит систематического характера, к нему не должно применяться наказание в виде лишения свободы. Кроме того, не допускается применение смертной казни и назначение телесных наказаний за преступления, совершаемые несовершеннолетними.

Уголовная ответственность несовершеннолетних регламентируется главой 14 Уголовного кодекса РФ  и главой 14 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики (далее — УК АР). Статья 84.1 УК АР и ч. 1 ст. 87 УК РФ определяют, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Из этого положения следует, что лица в возрасте до 14 лет считаются малолетними. Следует отметить, что 14-летний возраст наступает с нуля часов следующих суток после дня рождения ребенка.

В соответствии со ст. 85.1 УК АР несовершеннолетним могут назначаться следующие виды наказаний:

— штраф, который назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере до 600 манат;

— общественные работы, которые назначаются на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего осужденного в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день;

— исправительные работы, которые назначаются на срок от двух месяцев до одного года. В этом случае из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%;

— лишение свободы на определенный срок, которое назначается на срок не свыше 10 лет.

В статье 88 УК РФ предусматриваются следующие виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним:

— штраф, который назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначаемый несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от 1 тыс. до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев;

— лишение права заниматься определенной деятельностью. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации подростки могут заниматься трудовой деятельностью только с 16 лет, в исключительных случаях — с 15 лет. 14-летние подростки могут заниматься только легкими видами работ. Таким образом, применение лишения права заниматься определенной деятельностью вряд ли может быть признано целесообразным наказанием в отношении несовершеннолетних. Кроме того, применение данного наказания в судебной практике практически не встречается. С учетом изложенного полагаем возможным исключить из ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Следует отметить, что предложение исключить данный вид наказания из ст. 88 УК РФ уже высказывалось в правовой литературе, в частности Х.А. Текаевым[3];

— обязательные работы, которые назначаются на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день;

— исправительные работы, которые назначаются  на срок до одного года;

— ограничение свободы, которое назначается в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет;

— лишение свободы на определенный срок, которое назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. При назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.

Как можно видеть, регламентация наказания в виде лишения свободы применительно к несовершеннолетним по законодательству Российской Федерации в сравнении с УК АР является более детальной. Полагаем, что законодательная практика Российской Федерации может быть учтена при совершенствовании законодательства Республики Азербайджан об ответственности и наказании несовершеннолетних (назначение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наказания в виде лишения свободы на срок не более шести лет; назначение несовершеннолетнему, совершившему тяжкое либо особо тяжкое преступление, наказания ниже низшего предела наказания, предусмотренного соответствующей статьей, и т. д.) 

В отличие от законодательства Российской Федерации и Республики Азербайджан, достаточно четко регламентирующего ответственность и наказание несовершеннолетних, в уголовном законодательстве Исламской Республики Иран ответственности несовершеннолетних посвящено лишь несколько статей, предусмотренных Законом об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран (далее — Закон об исламских уголовных наказаниях).

В частности, в ст. 49 Закона об исламских уголовных наказаниях предусмотрено, что малолетние дети при совершении преступления не должны подвергаться уголовному преследованию. К таким детям суд должен применять принудительные меры воспитательного характера в виде передачи для воспитания соответствующим лицам либо помещения в соответствующие воспитательные учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона об исламских уголовных наказаниях, в соответствии с исламскими религиозными законами несовершеннолетними лицами признаются малолетние дети[4]. Следует отметить, что в ч. 1 ст. 1210 Гражданского кодекса Исламской Республики Иран на основе исламской религии по календарю солнечной хиджры (шамси)  совершеннолетием признается достижение возраста 15 лет для мальчиков и 9 лет для девочек (по григорианскому календарю — соответственно 14 лет и 7 месяцев; 8 лет и 9 месяцев). В соответствии с примечанием 2 к ст. 49 Закона об исламских уголовных наказаниях при необходимости телесного наказания ребенка, совершившего правонарушение, такое наказание должно быть заведомо целесообразным и не должно превышать обычных пределов.

Согласно ст. 50 Закона об исламских уголовных наказаниях, если лицо, не достигшее совершеннолетия, совершит убийство, нанесет телесные повреждения или побои, ответственность за его преступление несут поручители (акила — близкие родственники мужского пола). В случае причинения вреда имуществу ответственность лежит на самом ребенке. Возмещение вреда осуществляется из имущества ребенка его законным представителем (вали — ближайший родственник мужского пола по мужской линии)[5].

В Законе об исламских уголовных наказаниях нет нормы, предусматривающей виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним. Из этого следует, что к лицам, не достигшим совершеннолетия, могут применяться все исламские наказания, предусмотренные законом. 

В статье 12 Закона об исламских уголовных наказаниях предусмотрено пять видов наказаний:

1) нормированное наказание (худуд — «ограничение»). Согласно ст. 13 Закона об исламских уголовных наказаниях вид, размер и порядок исполнения нормированного наказания (худуд) определяются в соответствии с исламским религиозным законом[6]. Эти наказания содержатся в аятах Корана и в хадисах Пророка Мухаммеда. Наказаниями худуд признаются смертная казнь, распятие, забивание камнями, отсечение рук и ног, ссылка, обривание головы, бичевание;

2) возмездие (кисас). Согласно ст. 14 Закона об исламских уголовных наказаниях возмездие (кисас) — наказание, которое назначается виновному лицу за преступление против жизни и здоровья и равноценное вреду, причиненному этим преступлением. Данное наказание основывается на принципе талиона: отомстить убийством за убийство, оскорблением за оскорбление, вредом здоровью за вред здоровью;

3) вира (дийа). Согласно ст. 15 Закона об исламских уголовных наказаниях вира (дийя) представляет собой материальное возмещение вреда, причиненного преступлением против жизни и здоровья. Размер виры (дийя) определяется судьей в соответствии с исламским религиозным законом;

4) судебное взыскание (тазир). Статья 16 Закона об исламских уголовных наказаниях предусматривает, что судебные взыскания (тазир) включают дисциплинарные и уголовные наказания, виды и размеры которых не установлены исламским религиозным законом и должны определяться по усмотрению судьи. К видам судебных взысканий относятся тюремное заключение, денежный штраф и бичевание, причем размер последнего не может превышать размер аналогичного нормированного наказания (худуд);

5) сдерживающие меры. Применяются в целях поддержания общественного порядка, обеспечения общественных интересов, предупреждения нарушений законов и правил, установленных государством, и имеют дисциплинарный и уголовный характер. Согласно ст. 17 Закона об исламских уголовных наказаниях к сдерживающим мерам относятся тюремное заключение, денежный штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, лишение социальных прав, ограничение свободы выбора места жительства и др.

Как видно из приведенного анализа статей, Закон об исламских уголовных наказаниях имеет существенные недостатки в сфере регулирования уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. По нашему мнению, крайне важным является их устранение в ближайшее время. Для этого необходимо выделить в Законе об исламских уголовных наказаниях самостоятельную главу, регламентирующую вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, систему наказаний и мер воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним, основания освобождения от уголовной ответственности и др. В первую очередь в этой главе следует дать понятие несовершеннолетних. На наш взгляд, исламский закон должен считать несовершеннолетними лиц, достигших 14, но не достигших 18 лет. Необходимо также выделять группы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет и от 16 до 18 лет. При совершенствовании законодательства Исламской Республики Иран следует учитывать нормы международно-правовых актов, кроме того, важно принимать во внимание положительный опыт уголовного законодательства Азербайджанской Республики и Российской Федерации.

Полагаем, что проведенный анализ поможет в совершенствовании законодательства об ответственности и наказании несовершеннолетних Азербайджанской Республики, Российской Федерации и Исламской Республики Иран.

 

Библиография

1 См.: Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А.И. Коробеева. Т. 1. — СПб., 2008. С. 1054.

2 См.: Преступления и правонарушения в Азербайджане: сведения Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики. — Баку, 2012.

3 См.: Текаев Х.А. Проблемы назначения наказания несовершеннолетним: теоретические и практические аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004. С. 12.

4 Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / под науч. ред. А.И. Ахани. — СПб., 2008. С. 64.

5 Там же. С. 65.

 

6 Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран. С. 43.