Реклама
Статья

Некоторые вопросы, связанные с возбуждением уголовного дела по законодательству Азербайджанской Республики

Т.Г. ИСАЕВ, руководитель юридического департамента компаний «Messanat Xoldинг» Анализируя поводы и основания, являющиеся источниками информации для возбуждения уголовного дела по уголовно-процессуальному законодательству Азербайджанской Республики, автор вносит предложение по совершенствованию нормы, закрепленной в ст. 204 УПК АР.

УДК 343.1:811.512.162

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №8 2011 Страницы в журнале: 146-148 

 

Т.Г. ИСАЕВ,

руководитель юридического департамента компаний «Messanat Xoldинг»

 

Анализируя поводы и основания, являющиеся источниками информации для возбуждения уголовного дела по уголовно-процессуальному законодательству Азербайджанской Республики, автор вносит предложение по совершенствованию нормы, закрепленной в ст. 204 УПК АР.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, следователь, дознаватель, прокурор, повод, основание.

 

Some issues related to criminal proceedings under the laws of the Republic of Azerbaijan

 

Isayev T.

 

Analyzing the reasons and grounds that are sources of information for criminal prosecution on the criminal procedural legislation of the Azerbaijan Republic, the author makes a proposal aimed at improving the standards of Article 204 of Code of Criminal Procedure.

Keywords: criminal proceedings, the investigator, investigator, prosecutor, reason, basis.

 

Согласно ст. 209.1 УПК Азербайджанской Республики при наличии предусмотренных УПК АР поводов и оснований дознаватель, следователь или прокурор, осуществляющий процессуальное руководство предварительным расследованием, должны немедленно возбудить уголовное дело. Принятие такого решения — это не только право указанных лиц, но и их обязанность: дело должно быть возбуждено в каждом случае обнаружения признаков преступления. Как отмечается в правовой литературе, поводами к возбуждению уголовного дела являются те установленные законом источники, из которых уполномоченные правоохранительные органы получают сведения о преступлениях и которые влекут для этих органов обязанность принять решение о возбуждении  уголовного дела или об отказе в его возбуждении[1].

Прокурор, как и следователь, может возбудить уголовное дело о любом преступлении. В соответствии со ст. 85.2.1 УПК АР следователь должен рассмотреть поступившие заявления и иные сообщения по совершенным или готовящимся преступлениям, при наличии достаточных причин и оснований возбудить и принять к производству уголовное дело, принять необходимые меры к раскрытию преступления, всестороннему, полному и объективному расследованию дела, в пределах своих полномочий произвести все следственные и иные процессуальные действия. Дознаватель согласно ст. 86.2.1 АР выполняет те же обязанности только в пределах своей компетенции. Никакие другие органы возбуждать уголовное дело не вправе — они могут лишь ставить вопрос о принятии такого решения перед прокурором, следователем или дознавателем, что рассматривается как повод к возбуждению уголовного дела. Не наделен таким правом и суд, поскольку это несовместимо с осуществляемой им функцией отправления правосудия. Если в ходе судебного разбирательства обнаруживаются признаки другого преступления, возбудить уголовное дело по этому факту может лишь прокурор.

Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, следователем или прокурором сведений о готовящемся или совершенном преступлении из источников, указанных в статьях 204—209 УПК АР. Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение уголовно-процессуальных отношений. С появлением такого повода у указанных лиц возникает юридическая обязанность принять заявление (сообщение) о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и вынести соответствующее решение, уведомив о нем заявителя.

Однако не каждое заявление (сообщение) о преступлении, полученное дознавателем, следователем или прокурором, является поводом к возбуждению уголовного дела, так как не все заявления (сообщения) влекут правовую обязанность по их рассмотрению. Для возникновения такой обязанности необходимо, чтобы сведения о преступлении были получены из перечисленных в статьях 204—206 УПК АР источников.

Сообщение о преступлении — самый распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Правом обратиться к дознавателю, следователю или прокурору с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал от этого преступления. Вместе с тем ст. 209.2 УПК АР устанавливает, что прокурор, осуществляющий процессуальное руководство предварительным расследованием, должен немедленно возбудить уголовное дело по обнаруженному факту при совершении акта диверсии или террора.

Согласно ст. 204 УПК АР заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное — заноситься в протокол, который также должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим это заявление. Кроме этого, протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания. Если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом лица, получившего данное сообщение, об обнаружении признаков преступления. Сигналы о преступлениях, поступившие в органы внутренних дел по телефону, должны быть зарегистрированы в журнале. Если лицо, сделавшее такое сообщение, установлено, у него отбирается письменное заявление или составляется протокол приема устного заявления. Согласно ст. 204.6 УПК АР поводом к возбуждению уголовного дела не может быть неподписанное, либо подписанное поддельной подписью, либо написанное вымышленным физическим лицом заявление или иное анонимное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 296 УК АР.

Поводом к возбуждению уголовного дела является также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных (не прописанных в УПК АР) источников, например, от учреждений или организаций, их должностных лиц. Эти сообщения должны быть сделаны в письменной форме в виде служебного письма или заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы. В соответствии со ст. 205.2 УПК АР к ним могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства преступления.

Под эту же категорию подпадает и сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации (ст. 206 УПК АР). Особенность СМИ как источника сообщения в том, что передаваемые сведения не адресуются непосредственно прокурору, следователю или органу дознания, — они в первую очередь рассчитаны на привлечение внимания общественности, в том числе лиц, наделенных правом возбуждать уголовное дело. При этом формы подачи материала могут быть самыми разными (статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, документальный фильм и т. п.).

Поводом к возбуждению уголовного дела признается также выявление дознавателем, следователем, прокурором информации о преступлении по собственной инициативе. Так, орган дознания может выявить признаки преступления при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий, дознаватель и следователь — при расследовании других уголовных дел, прокурор — при осуществлении надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и т. п. Кроме того, даже сообщение о преступлении, не соответствующее требованиям закона, считается поводом. Например, прокурор при определенных условиях может возбудить уголовное дело о преступлении, преследуемом в порядке частного обвинения, без жалобы потерпевшего. В этих и некоторых других случаях поводом к возбуждению дела будет непосредственное обнаружение признаков преступления лицом, принимающим такое решение.

Среди поводов, перечисленных в УПК АР, не предусмотрена явка с повинной. По нашему мнению, это пробел в законодательстве, требующий устранения. Считаем, что ст. 204 УПК АР необходимо дополнить новой частью следующего содержания: «Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, которое может быть сделано как в устной, так и в письменной форме. Оформление заявления о явке с повинной осуществляется в соответствии с требованиями статьи 204.2 настоящего Кодекса».

Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо и основание — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 208 УПК АР). Если в сведениях, имеющихся в распоряжении прокурора, следователя или органа дознания, содержится информация о деянии, которое не является преступлением, уголовное дело не может быть возбуждено. Например, недопустимо возбуждение уголовного дела на основе сведений об антиобщественных мыслях и установках лица, если они не были воплощены в конкретном преступном деянии. Не может считаться обоснованным и возбуждение дела при наличии данных о противоправных, но уголовно ненаказуемых деяниях (административных проступках, гражданских правонарушениях и т. п.).

Как справедливо отмечается в правовой литературе, при оценке материалов предварительной проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела следователь должен: 1) проверить соответствие материалов требованиям закона об оперативно-разыскной деятельности; 2) изучить сведения на предмет наличия признаков состава преступления; 3) изучить материалы предварительного исследования вещественных доказательств[2].

Имеющиеся сведения могут характеризовать содеянное лишь в общих чертах. Так, для принятия решения о возбуждении уголовного дела не обязательно устанавливать лицо, совершившее деяние, форму его вины и т. п. (выявление этих обстоятельств — задача стадии расследования), — вполне достаточно данных, свидетельствующих о наличии объективных признаков преступления (объекта и объективной стороны), причем нет необходимости достоверно устанавливать наличие этих признаков. Уголовное дело должно заводиться даже при минимальной степени вероятности того, что преступление было совершено. Если же в ходе дальнейшего производства такое предположение не подтвердится и дело будет прекращено, это не означает, что оно было возбуждено необоснованно. Прекращение дела — это нормальный (один из возможных) результат расследования, соответствующий задаче установления истины.

Каждое заявление или сообщение о преступлении должно быть проверено. Способы такой проверки законом не закреплены. Безусловно, в целях собирания и проверки сведений до возбуждения уголовного дела могут быть использованы «иные процессуальные действия»: получение объяснений; требование представить предметы и документы, которые могут установить необходимые сведения; требование произвести ревизию или документальную проверку.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии со ст. 207 УПК АР дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отклонении возбуждения уголовного дела; о направлении сообщения по подследственности; о направлении сообщения о преступлении, преследуемом в порядке частного обвинения, по подсудности.

При возбуждении уголовного дела дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах своей компетенции принимают соответствующее решение, о чем выносят постановление. Поскольку для возбуждения уголовного дела необходим и достаточен вероятный вывод о наличии преступления, квалификация такого преступления в большинстве случаев также является предположительной. К примеру, обнаружение трупа с признаками насильственной смерти дает основание предположить, что смерть явилась результатом убийства либо причинения смерти по неосторожности. Поэтому в постановлении о возбуждении уголовного дела следует указывать ту квалификацию, которая представляется наиболее вероятной в конкретном случае.

Согласно ст. 212 УПК АР в случае незаконности поводов или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела дознаватель, следователь или прокурор, осуществляющий процессуальное руководство предварительным расследованием, выносит постановление об отклонении возбуждения уголовного дела. Сопоставление этой нормы со ст. 210 УПК АР, которая содержит определение основания для возбуждения уголовного дела, позволяет утверждать, что отказ в возбуждении дела возможен, когда отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Отказ по иным мотивам (например, «ввиду нецелесообразности») недопустим.

 

Библиография

1 См.: Михайлов В.А. Проблемы совершенствования процессуальной деятельности органов внутренних дел в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел. — М., 1988. С. 14—32.

2 См.: Исаков А.В., Зайцев О.А. Некоторые особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях террористического характера, совершаемых путем взрывов / Науч. тр. МАЭП. № 15. — М., 2006. С. 377—381.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 13 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 13 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 13 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 13 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 13 дней назад