УДК 342.5.

Страницы в журнале: 69-72 

 

И.М. БАЙКИН,

магистр юриспруденции, аспирант Санкт-Петербургского юридического института (филиала)  Академии Генеральной прокуратуры РФ

 

Исследуется актуальный вопрос защиты прокурором жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей; предлагаются меры, направленные на повышение уровня защиты прав детей-сирот.

Ключевые слова: прокурорский надзор, дети, сироты, жилищные права.

 

Some problems of protection by the public prosecutor of the housing rights of children without parental support

 

Baikin I.

 

Pressing question of protection is investigated by the public prosecutor of the housing rights of children without parental support; the measures directed on increase of level of protection of the rights of children-orphans are offered.

Keywords: public prosecutor’s supervision, children, orphans, the housing rights.

 

Разрушение системы духовных ценностей, резкое падение уровня жизни большей части населения привели к росту в нашей стране социального сиротства. Сегодня по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детей, Россия занимает первое место в мире[1].

Согласно Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г.[2], ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее — дети-сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По словам директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. Левитской, более 200 тыс. российских детей-сирот не имеют закрепленного за ними жилого помещения, «из них число детей-сирот, у которых реально возникла ситуация, когда они, достигнув совершеннолетия, ушли из сопровождающих их семей или детских домов, у которых остро стоит ситуация с жильем, составляет 77 тысяч 552 человека»[3].

По данным председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В. Петренко, на 1 января 2010 г. у 60 тыс. детей не было жилья, на учете в качестве нуждающихся состоит более 180 тыс. человек[4].

В России ежегодно обеспечивается жильем 10—15 тыс. детей-сирот, не имеющих жилого помещения, и примерно столько же детей в течение года ставится на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Среднее время ожидания жилья превышает 4 года[5]. Практически только Москва обеспечивает всех детей-сирот отдельными квартирами сразу после выпуска из интернатных учреждений[6].

В этой связи актуально рассмотреть практику наделения детей-сирот жилыми помещениями в общежитиях.

Как справедливо отмечает Е.А. Шипунова, «…общежитие в силу своей планировки (большое количество комнат, один коридор и т. д.) представляет собой хороший способ оперативного решения проблемы нехватки жилых помещений, которые могут быть предоставлены гражданам в виде комнат, а не квартир»[7].

Так, согласно ч. 1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Отсюда возникает вопрос: а вправе ли соответствующие органы предоставлять жилье в общежитии детям-сиротам, и является ли оно жилым помещением?

Так, Е.А. Шипунова с учетом высказанных в юридической литературе мнений и проведенного анализа действующих норм ЖК РФ сформулировала следующее понятие общежития:  «это специально построенный или переоборудованный дом (его часть), отнесенный в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду, в котором нанимателям (категории которых установлены законом) предоставляются в связи с работой, службой или обучением для временного проживания по договорам найма жилого помещения в общежитии квартиры или комнаты, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания предметами»[8].

По мнению Д.В. Карпухина, «отнесение помещений в общежитиях к жилым обоснованно, поскольку данные помещения пригодны для постоянного проживания, но предоставляются гражданам временно по определенным установленным законом основаниям (при этом на практике данный срок может быть достаточно длительным)»[9].

Факт отнесения к числу жилых помещений, пригодных для временного проживания, ряд авторов оценивали негативно. В частности, В.Н. Литовкин отмечал: жилое помещение становится местом не столько жительства, сколько пребывания граждан, а это, как следствие, отражается в снижении санитарных и технических требований к нему[10].

Не должен вызывать сомнений тот факт, что жилое помещение может считаться жилым только в том случае, если оно соответствует установленным санитарным и техническим требованиям[11].

В этой связи Д.В. Карпухин ставит обоснованный вопрос: можно ли рассматривать объекты, предназначенные для временного проживания, в качестве жилых помещений? Если исходить из того, что данные помещения отвечают признакам жилого помещения, изложенным в ЖК РФ, то их можно отнести к жилым помещениям по формальным критериям[13].

Так, по мнению П.В. Макеева, помещения специализированного жилищного фонда являются жилыми помещениями[13]. Автор приходит к выводу, что общежития должны быть предназначены для постоянного проживания, поскольку временность проживания в жилых помещениях специализированного жилищного фонда обусловлена не требованиями, установленными санитарными и техническими правилами и нормами к самим жилым помещениям (в отличие, например, от некоторых строений на дачных участках, в которых в связи с отсутствием отопления проживать можно только временно, в дачный сезон), а спецификой условий и оснований предоставления специализированных жилых помещений, в частности, на ограниченный временем период работы или учебы; особенностью субъектного состава. Кроме того, как показывает практика, наниматели проживают в специализированных жилых помещениях достаточно длительный срок[14].

Однако И.А. Фаршатов указывает: «Предоставление гражданину места в общежитии, длительное время его проживания в нем (общежитии) не является основанием отнесения его к категории лиц, обеспеченных жильем на постоянной основе. Ибо... жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания. ВС РФ в своих определениях и постановлениях неоднократно разъяснял, что недопустимо превращать комнаты в общежитии в место постоянного проживания и считать гражданина обеспеченным жильем»[15].

Так, по одному из дел прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования в интересах К.А. о предоставлении жилья, поскольку администрацией муниципального образования К.А. было выделено койко-место в общежитии, а не жилое помещение, как того требует закон. Суд удовлетворил иск прокурора в полном объеме[16].

По другому делу суд пришел к выводу, что, поскольку в соответствии с действующим жилищным законодательством предоставленное истцу жилое помещение являлось комнатой в общежитии, т. е. жилым помещением, предназначенным для временного проживания,  администрация обязана обеспечить истца жилым помещением (решение Советского районного суда Республики Марий Эл по делу от 17.09.2010 № 2-150)[17].

Таким образом, вышеизложенная практика судов показывает: общежитие не является жилым помещением, поскольку оно предназначено для временного проживания. Предоставление детям-сиротам в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения койко-места или комнаты в общежитии не законно.  Однако следует учитывать: если общежитие потеряло свой статус и переведено в другой жилищный фонд, то предоставление такого жилья является законным.

Следует добавить, что дети-сироты, имеющие закрепленное жилье в виде комнаты в общежитии, размер которой менее учетной нормы, не обладают правом на внеочередное предоставление жилого помещения. В данном случае есть основания для признания детей-сирот нуждающимися в улучшении жилищных условий[18].

Необходимо отметить, что установленное в ч. 1 ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года аналогичное правило о предоставлении жилых помещений в общежитиях гражданам в период их работы, службы или обучения содержало указание на возможность предоставления жилых помещений в общежитиях иной категории лиц, а точнее, иным гражданам, не являющимся по отношению к наймодателю работниками или учащимися. Это правило ЖК РФ было отменено.

Вместе с тем с учетом назревшей проблемы отсутствия возможности у государства оперативно решать вопросы обеспечения жильем детей-сирот в условиях нехватки бюджетных средств, думается, следует закрепить законодательно положение о предоставлении жилья в общежитиях.

На сегодняшний день законодателем приоритетное право на внеочередное получение жилого помещения в общежитии не установлено. Представляется, что в данном случае вполне целесообразно было бы закрепить основополагающие моменты о преимущественном праве детей-сирот на получение жилой площади в общежитии.

В заключение отметим: на современном этапе развития государства существенное значение имеет общенадзорная функция прокуроров по защите жилищных прав детей-сирот. Без этой деятельности жилищные права несовершеннолетних оказались бы практически без государственной защиты. Таким образом, следует согласиться с мнением Е.Н. Мозымовой о том, что преждевременно отказываться от функций прокуратуры по надзору за исполнением законов и соблюдением прав граждан. Иначе механизм защиты жилищных прав социально незащищенных граждан (несовершеннолетних, инвалидов, лиц пожилого возраста и др.) ослабнет настолько, что государство отнимет у них чуть ли не единственную гарантию на реальную защиту их жилищных прав[19].

 

Библиография

1 См.: Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданин и право. 2010. № 3. С. 49

2 См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. — М., 1990. С. 385—388.

3 Более 200 тысяч российских детей-сирот не имеют закрепленного за ними жилья // www.rg.ru/2010/10/25/siroty-anons.html

4 Дух и буква // www.rg.ru/2010/07/19/sovfederacii-site.html

5 Дом раздора // www.rg.ru/2007/04/20/siroty.html

6 Дом раздора // www.rg.ru/2007/04/20/siroty.html

7 Шипунова Е.А. Одиноким предоставляется общежитие // Жилищное право. 2009. № 4. С. 47.

8 Она же. Жилищное правоотношение по найму специализированного жилого помещения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 21.

9 Карпухин Д.В. Нормативные и правоприменительные аспекты определения понятия «жилое помещение» // Жилищное право. 2010. № 9. С. 97.

10 См.: Литовкин В.Н. Право собственности и другие вещные права на жилище // Там же. 2001. № 1. С. 34.

11 См.: Дроздов И.А. Понятие жилого помещения // Закон. 2006. № 8. С. 14.

12 См.: Карпухин Д.В. Указ. ст. С. 100.

13 См.: Макеев П.В. О признаках жилого помещения: предназначенности и пригодности для постоянного проживания граждан // Жилищное право. 2010. № 11. С. 108.

14 Там же.

15 Фаршатов И.А. Охрана и защита жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях // Жилищное право. 2008. № 4. С. 38.

16 В Смоленской области районный прокурор отстаивает в суде законные интересы детей сирот // www.admin.smolensk.ru/ ~prokuratura67/ru/news/news_current.shtml-2009-11-06.html; www.oblsud.blg.sudrf.ru/modules.php?name=docum_ sud&id=373

17 www.sovetsky.mari.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=486

18 Обзор законодательства и судебной практики судов Ямало-Ненецкого автономного округа по гражданским делам по искам прокуроров от 6 октября 2010 г. по делу № 2-1298-09 // www.oblsud.ynao.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=176; см. также: Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда по делу от 06.04.2010 № 1550Г // www.oblsud.sar.sudrf.ru/modules.php?name=docum sud&id=5157

 

19 См.: Мозымова Е.Н. Деятельность прокурора по защите жилищных прав граждан в гражданском судопроизводстве: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006. С. 47.