Реклама
Статья

О некоторых аспектах совершенствования таможенного контроля

И.В. МИЛЬШИНА, соискатель кафедры финансового, банковского и налогового права Саратовского юридического института МВД России Таможенный контроль является важнейшим и неотъемлемым элементом системы государственного управления таможенным делом. По мнению С.В. Халипова, игнорирование требований таможенного контроля на практике нередко заканчивается значительными финансовыми потерями, испорченной деловой репутацией либо привлечением лиц к административной и уголовной ответственности[1].

И.В. МИЛЬШИНА,

соискатель кафедры финансового, банковского и налогового права Саратовского юридического института МВД России

 

Таможенный контроль является важнейшим и неотъемлемым элементом системы государственного управления таможенным делом. По мнению С.В. Халипова, игнорирование требований таможенного контроля на практике нередко заканчивается значительными финансовыми потерями, испорченной деловой репутацией либо привлечением лиц к административной и уголовной ответственности[1].

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (подп. 19 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (далее — ТамК РФ)). Объективно контроль всегда выражается в действиях контролирующих субъектов. Их содержанием является проверка соблюдения законодательства субъектами таможенного права.

Являясь самостоятельной функцией управления, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений[2]. Основной характеристикой контроля должна быть его регулярность. Обращение к контрольной функции лишь по очевидным свершившимся отклонениям от заданного режима сводит на нет ее результативность.

Контроль осуществляется посредством сбора, учета и анализа результатов контролируемой деятельности. Эти элементы составляют содержание контроля как одной из функций управления и обусловливают его значение, а также сложность его правового регулирования и организации.

В последние годы в условиях реформирования таможенного законодательства изменился подход к осуществлению таможенного контроля. ТамК РФ предполагает максимальное упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, сокращение времени таможенного оформления с тем, чтобы товары могли беспрепятственно поступить в оборот и использоваться в соответствии с целью их ввоза. Таможенный контроль ограничивается минимумом мероприятий, направленных в основном на соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности[3].

Таможенный контроль является частью системы государственного контроля, и содержание его зависит от проводимой государством таможенной политики. Главное требование к таможенному контролю — его эффективность. От эффективности осуществления таможенного контроля зависят состояние экономики страны, расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства. Повышению эффективности таможенного контроля и управления способствует получаемая своевременная, точная информация, предоставляемая оперативно и периодически в форме определенных отчетов, сведений и данных.

При выявлении отклонений в процессе таможенного контроля и установлении их причин таможенные служащие определяют возможные пути решения возникающих проблем и применяют индивидуальные способы воздействия на субъекты внешнеэкономической деятельности с целью преодолеть отклонения и пресечь нарушения таможенного законодательства. Осуществление таможенного контроля предполагает достижение важнейшей цели таможенного контроля — проверки соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

По мнению Н.В. Терехова, целями осуществления таможенного контроля являются:

· обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства всеми субъектами таможенного права;

· охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;

· защита общественного порядка;

· выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

· предупреждение неправомерных деяний субъектами внешнеэкономических отношений;

· защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;

· оказание содействия в борьбе с международным терроризмом[4].

Требования таможенных органов при осуществлении таможенного контроля не должны служить препятствием для участников внешнеэкономической деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения актов таможенного законодательства.

Таможенный контроль будет эффективным лишь при условии наделения контролирующих органов соответствующими полномочиями. Если таможенные органы имеют в своем арсенале недостаточные меры воздействия, это не позволит реально изменить положение, устранить выявленные в ходе таможенного контроля нарушения. Следовательно, необходимо расширить контрольные полномочия таможенных органов по применению более жестких санкций за невыполнение предписаний по устранению допущенных нарушений. Этих полномочий должно быть достаточно и для того, чтобы оперативно решать возникшие в ходе таможенного контроля проблемы.

Одним из ключевых элементов эффективного таможенного контроля является система управления рисками, основанная на принципе выборочности таможенного контроля и используемая при установлении его форм. Применяя эту систему в целях создания благополучных условий для участников внешнеэкономической деятельности, таможенные органы определяют добросовестность участников путем всестороннего анализа по определенным критериям и оптимального использования ресурсов таможенных органов. Философия тотального контроля, которая основывалась на принципе «никому не доверяй, проверяй всех и вся», себя не оправдала. Объем таможенных досмотров сократился и составляет при импорте 6,17%, при экспорте — 1,17%.

При внедрении новых информационных технологий необходимо разрабатывать новые методы выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела, при обнаружении проблем или пробелов в законодательстве вносить предложения по его совершенствованию.

Для более эффективного проведения таможенного контроля нужно наладить механизм взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими государственными органами. Достижение этой цели возможно за счет решения главной задачи — создания единого информационного пространства. Принципиально новая, основанная на международных стандартах информатизация таможенного контроля и автоматизация таможенного оформления повысят результативность государственного управления таможенным делом и позволят минимизировать влияние человеческого фактора на эти процессы.

 

Библиография

1 См.: Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ): Учеб.-практ. пособие. — М., 2005. С. 6.

2 См.: Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. — М., 1996. С. 46.

3 См.: Основы таможенного дела: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Ю.Ф. Азарова. — М., 2005. Т. 1. С. 236—237.

4 См.: Терехов Н.В. Таможенный контроль как средство выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2003. С. 17.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024