УДК 

О.В. ДАМАСКИН, 
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Вышла в свет книга профессора Академии военных наук полковника юстиции М.Ф. Гацко «Правовое обеспечение строительства Вооруженных сил Российской Федерации». 
Появление книги, содержащей комплексный анализ проблем правового обеспечения строительства Вооруженных сил РФ, чрезвычайно актуально и весьма своевременно. 
 
 В настоящее время ни один серьезный политик, военный, просто гражданин России не ставит под сомнение необходимость принципиальных изменений в армии и на флоте нашего государства. Формирование нового облика российской армии поистине жизненно необходимо и требует всесторонней государственной и общественной поддержки. 
М.Ф. Гацко безусловно прав, констатируя, что строительство Вооруженных сил РФ относится к сфере государственной жизни, где необходима наиболее полная правовая регламентация, которая еще не достигнута в должном объеме. На основе фактического материала в монографии убедительно показано, что в правовом регулировании строительства Вооруженных сил РФ проявляется отставание разработки необходимых законодательных актов от предъявляемых военно-политическим руководством государства требований в области обороны и обеспечения военной безопасности России. Так, до настоящего времени все еще не приняты федеральные законы, регулирующие основные направления военного строительства, вопросы формирования и исполнения военного бюджета, осуществления гражданского контроля над военной деятельностью и военным строительством в Российской Федерации. 
В книге рассматриваются проблемы правового регулирования статуса Стратегических сил сдерживания (ССС) и Сил общего назначения (СОН), деятельность по строительству которых в Российской Федерации, как убедительно доказывает автор, еще не нашла надлежащего нормативно-правового закрепления. Так, допущенные ранее просчеты при упразднении главкомата Сухопутных войск или при объединении, а затем разъединении таких компонентов ССС, как Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и Космические войска, наглядно свидетельствуют о необходимости разработки и принятия федерального закона о Вооруженных силах РФ, который регламентировал бы вопросы их строительства.
В монографии обосновывается, что в условиях возрастания угрозы возникновения внезапных и скоротечных локальных войн и военных конфликтов на ограниченном театре военных действий, как это произошло в августе 2008 года в Южной Осетии, необходима трансформация существующей структуры СОН, оставшейся в наследство от периода «холодной войны», в более компактную, гибкую и мобильную с целью формирования сил, способных вести эффективные боевые действия в XXI веке. В связи с переходом Вооруженных сил РФ от четырехзвенной системы управления войсками (округ — армия — дивизия — полк) к трехзвенной (округ — оперативное командование — бригада) М.Ф. Гацко предлагает ввести нормативные акты, регламентирующие деятельность создаваемых оперативных командований как органов управления войсками. Обосновывается также необходимость переработки Общевоинских уставов Вооруженных сил РФ, которые еще во многом ориентированы на упраздняемую дивизионно-полковую структуру армии.
Особое внимание автор уделил исследованию отечественной и зарубежной систем комплектования военной организации государства людскими ресурсами, правовым аспектам совершенствования социальной защиты военнослужащих. В монографии обосновывается, что важным направлением строительства Вооруженных сил РФ и необходимым условием обеспечения военной безопасности России является совершенствование системы комплектования армии и флота личным составом. 
М.Ф. Гацко аргументировано доказывает, что в современных условиях при комплектовании Вооруженных сил РФ целесообразно взвешенно сочетать призыв граждан на основе воинской повинности и их добровольное поступление на военную службу. В целях подготовки  мобилизационного резерва необходимо сохранить комплектование рядового состава в обычных частях и соединениях Вооруженных сил РФ военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. В то же время должностной состав соединений постоянной боевой готовности, плавсостав ВМФ, а также должности сержантов (старшин) во всех частях и соединениях Вооруженных сил РФ целесообразно комплектовать только по контракту.
Вопреки распространенным представлениям, комплектование вооруженных сил исключительно добровольцами не является непременным атрибутом развитого демократического государства. Так, если в США, Великобритании, Франции и ряде других государств военнослужащих набирают в армию только по контракту, то в Германии, Финляндии, Греции, Норвегии, Швеции и в других странах наряду со службой по контракту сохраняется обязательный призыв граждан на военную службу. В работе показано, что, например, в Германии, Австрии, Финляндии призыв на военную службу не утратил для граждан своей привлекательности. В этих странах обеспечивается достойная оплата воинской службы по призыву, создаются хорошие бытовые условия для военнослужащих, реально соблюдаются их права и свободы, им предоставляются преимущества при поступлении на учебу и при трудоустройстве после завершения службы. В то же время в США и Великобритании, где имеется многолетний опыт комплектования вооруженных сил в мирное время только на добровольной основе, в условиях нарастания вовлеченности зарубежных воинских контингентов этих стран в борьбу с международным терроризмом ощущается острый дефицит людских ресурсов для прохождения военной службы на профессиональной основе. 
Анализируя имеющийся в России опыт комплектования частей и соединений рядовым и сержантским составом по контракту, автор показывает, что комплектование Вооруженных сил РФ военнослужащими на контрактной основе станет эффективным лишь тогда, когда военнослужащий-контрактник будет получать денежное довольствие на порядок выше средней заработной платы, установленной в регионе, будет обеспечен на период прохождения военной службы служебным жильем, а после увольнения с военной службы сможет приобрести жилье в собственность. Кроме того, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей должны быть социально защищены. В этой связи предлагается комплекс приоритетных мер по поддержанию статуса военнослужащих на достаточном уровне.
В книге М.Ф. Гацко есть еще целый ряд интересных положений, остается только сожалеть о ее весьма ограниченном тираже.
Выводы автора логично вытекают из содержания труда, а предложенные им рекомендации по совершенствованию правового обеспечения строительства Вооруженных сил РФ могут быть полезны тем, кто напрямую связан с системой государственного и военного управления. Рецензируемая книга М.Ф. Гацко предназначена для государственных служащих, специалистов, интересующихся проблемами строительства отечественных вооруженных сил, а также для широкого круга читателей.