Е.С. КЛИМОВИЧ,

кандидат технических наук

 

В статье проведен системный анализ действующего отечественного законодательства и нормативных правовых документов в области регулирования взаимоотношений между автором и издательством; показана неправомерность некоторых ограничений прав автора, содержащихся в договорных документах.

Ключевые слова: автор, авторский договор, гонорар, издательство, авторское произведение, правила публикации авторских материалов.

 

Keywords: author, author’s contract, honorarium, publishing house.

 

В  настоящее время существенно увеличилось количество различных договоров, посредством которых регулируется взаимодействие сторон (физических и юридических лиц) в процессе их деятельности. В трудовой деятельности любого автора рано или поздно наступает момент, когда он заключает договор с издательством о публикации своей работы. В договоре участвуют две стороны: автор и издательство, действующие на основе признания равенства участников регулируемых им отношений и осуществляющие свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. 1 ГК РФ). Равенство сторон обеспечивается действующим законодательством, которому должен соответствовать любой легитимный документ, находящийся в правовом поле, в том числе авторский договор и правила публикации авторских материалов.

Эти документы накладывают на автора ряд ограничений: автор не должен предоставлять свои произведения, ранее опубликованные в других издательствах; одновременно посылать свое произведение для публикации в других изданиях; после заключения договора предоставлять свое произведение для публикации в другое издательство в течение срока действия договора.

В соответствии с авторским договором в случае нарушения этих правил вся ответственность, включая материальные требования и издержки, полностью ложатся на автора. Звучит довольно строго, особенно в наше демократическое время. При этом следует отметить, что подобные «лимиты» в среднем для разных издательств составляют до 25—30% от конкретных смысловых позиций текста договора. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость рассмотреть эти ограничения с более общих позиций отечественного законодательства и нормативно-правовой практики. При изучении данного вопроса следует иметь в виду, что именно правовая основа тех или иных ограничений действий сторон (автора и издательства) в первую очередь подлежит всестороннему анализу в случае третейского рассмотрения конфликтов и споров, возникающих в процессе их творческого взаимодействия.

В этом плане целесообразно рассмотреть достаточно распространенную ситуацию, когда автор, не заключая договор с издательством об использовании произведения в периодической печати в письменной форме, выслал созданное им произведение, например, в два издательства. В соответствии с п. 2 ст. 1286 ГК РФ, регулирующим взаимоотношения автора и издателя, договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В известном смысле для автора имеется определенная свобода действий, не препятствующая рассылке авторского произведения в разные издательства.

При этом возможна реализация следующих вариантов:

1) оба издательства решили не опубликовывать произведение;

2) одно издательство приняло произведение к опубликованию, другое — нет;

3) оба издательства решили опубликовать авторское произведение.

В первом случае (это достаточно частый случай, особенно для начинающих авторов) необходимо иметь в виду, что автор, создавая произведение, действовал на свой страх и риск: затратил определенные нематериальные и материальные ресурсы: время, знания, умение, материальные средства и т. д. Его работа отклонена издательством. Причем в этой ситуации никакой компенсации, страховки и прочего за израсходованные автором ресурсы не предусматривается, ведь автор действовал в порядке своей личной инициативы. Причем, как это ни странно, практически ни у кого, в том числе и у автора, как правило не имеющего никакой юридической подготовки, не возникает мыслей о какой-либо страховке авторских издержек и тому подобных гарантиях. В реальной действительности это чаще всего не является поводом для юридических коллизий и никаким образом не отражается в авторском договоре, хотя он (договор) разработан специалистами издательства и в принципе должен предусматривать равенство участвующих сторон: автора и издательства.

Второй вариант: одно из издательств приняло произведение автора к опубликованию, второе отказало. При этом с автором заключается договор (для периодических изданий договор допускается в устной форме), а после опубликования произведения ему выплачивается вознаграждение (авторский гонорар).

Здесь и далее речь идет об издательствах, которые выплачивают автору соответствующее авторское вознаграждение. В принципе, в этом плане в настоящее время все отечественные издательские учреждения можно разбить на три группы: гонорарные, безгонорарные, антигонорарные.

К первой группе относится большинство издательств, которые выплачивают автору за опубликованные материалы определенное денежное вознаграждение.

Ко второй группе — издательства, не выплачивающие автору гонорар или до опубликования произведения уведомляющие автора о перечислении авторского гонорара, например, на благотворительные цели.

Понятие антигонорарного издательства требует некоторого пояснения. Дело в том, что для решения задач подготовки специалистов высшей квалификации, например, для защиты диссертаций, требуется публикация материалов диссертаций в научных изданиях, причем эти публикации должны предшествовать защите диссертации. С этой целью для организации оперативного издания научных разработок соискателей в последнее десятилетие ХХ века у нас появились и функционируют издательские организации (например, «Объединенный научный журнал», журналы «Право: теория и практика», «Экономика и право»), которые осуществляют срочные платные публикации, при этом за публикацию платит автор.

Третий вариант — наиболее интересный с точки зрения анализа правовых отношений, возникающих между автором и издательским учреждением в современном авторском праве. В этом случае возникает ситуация, когда автор, выславший свое произведение в два издательства, уже при заключении договора (в устной или письменной форме) является нарушителем правил публикации или авторского договора (авторские ограничения приведены выше). Дело в том, что в соответствии с авторским договором, разработанным юридическими специалистами издательства, автор, чтобы не являться нарушителем, должен отправлять свое произведение последовательно по одному адресу и только, дождавшись, увы, отрицательного ответа от одного издательства, отправлять в другое. Действительно, представляется совершенно естественным, что целью издательства является публикация интересных материалов именно в своем печатном органе. Поэтому в существующих авторских договорах должен быть отражен интерес этой стороны — издательства. Но в договоре присутствует и другая  равноправная сторона — автор, понимающий, что издательство может ему отказать, и, естественно, желающий повысить свои шансы быть опубликованным и сократить время на реализацию этого процесса посредством направления своего произведения разным издательствам. Именно так и предусмотрено в ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которой стороны действуют на признании равенства участников регулируемых им отношений и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. При этом действия любой из сторон в достижении своего интереса согласно ст. 17 Конституции РФ не должны нарушать права и свободы других лиц.

В авторском договоре зафиксирован интерес только одной из сторон — издательства. Рассматривая это обстоятельство, необходимо иметь в виду, что автор — гражданин своей страны. Как предусмотрено ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закона, запрещающего автору высылать свое произведение для публикации в несколько издательств, в настоящее время нет. В этом смысле положение авторского договора, запрещающее автору рассылку своего произведения одновременно в разные издательства, нарушает права автора как гражданина Российской Федерации.

Рассмотрим ограничение, в соответствии с которым автор обязуется не передавать без согласия издательства право третьим лицам на произведение или часть его в течение срока действия договора. Включение этого пункта в авторский договор правомочно, если автор работал в качестве штатного сотрудника данного издательства. Только в этом случае в соответствии со ст. 1295 ГК РФ издательство, которое состоит с автором в трудовых отношениях, т. е. является работодателем, и именно по этой причине имеет исключительное право на использование «служебного» произведения. Но издательство должно иметь перед своим работником совершенно конкретные обязательства в соответствии с трудовым договором, в частности в социальной области: оплачивать отпуск (очередной, учебный, декретный), бюллетень по временной потере трудоспособности, начислять трудовой стаж и т. д.

У автора, создавшего свое произведение в порядке личной инициативы, подобных трудовых отношений с издательством, естественно, нет. Автор не получает от издательства в течение действия авторского договора оплачиваемый отпуск, ему не оплачивают бюллетень и

т. д. Так почему же издательство предусматривает в авторском договоре исключительное право на авторское произведение? Таким образом, если следовать тексту авторского договора, издательство присвоило себе права работодателя по отношению к автору, на самом деле таковым не являясь. В этом плане автор, создавший свое произведение в порядке личной инициативы и не имеющий трудового договора с издательством, вправе после заключения авторского договора с издательством предлагать свое произведение другому издательству.

В подтверждение этого довода можно привести пример из области современной отечественной нормативно-правовой практики, когда документами исполнительной власти для некоторых «служебных» произведений установлены выплаты авторского гонорара за каждое исполнение произведения. Так, постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» (далее — Постановление № 218) утверждается, что «автору, создавшему в порядке выполнения служебного задания образец произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства… авторское вознаграждение… выплачивается в процентах от отпускной цены каждого экземпляра изделия» (раздел 2, п. 3). В определенной степени в пользу возможности опубликования произведения в других издательствах после заключения договора свидетельствует то обстоятельство, что, как уже отмечалось, ГК РФ (ст. 1286) допускает, что «договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме». Таким образом, автор, создавший свое произведение в порядке личной инициативы, и в формальном плане имеет достаточно степеней свободы для передачи своего произведения в несколько издательств.

Постановление № 218 устанавливает размеры авторского вознаграждения за каждое исполнение произведения, которое составляет определенный процент от сумм валового сбора от продажи билетов. В этом плане, применяя содержащийся в ГК РФ принцип аналогии закона (ст. 6), можно заключить, что публикация, т. е. издание, одного и того же произведения в разных издательствах является аналогом исполнения одного и того же произведения и, соответственно, должна оплачиваться, как это предусмотрено Постановлением № 218.

В заключение рассмотрим взаимоотношения между автором и антигонорарными издательствами. Как отмечалось выше, таким издательствам автор выплачивает гонорар за публикацию своего произведения. Возникает любопытная юридическая коллизия, порожденная рыночными отношениями, формирующимися и в этой области. Является ли автор, по мнению таких издательств, нарушителем авторского договора (заключенного в письменной или устной форме), если он оплатил публикацию одного и того же материала в двух издательствах? Представители таких издательств в неофициальных беседах отмечают, что, по их мнению, нет никаких ограничений в количестве издательств, куда можно отправлять один и тот же авторский материал (это воля и дело автора). При этом естественное желание таких издательств получить прибыль, т. е. опубликовать большее количество произведений (хотя и одинаковых), очевидно не удастся сдержать авторскими договорами и правилами публикации авторских материалов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) автор может одновременно высылать свое литературное произведение для публикации в несколько издательств, а также предлагать для опубликования ранее вышедшие в печати материалы;

2) издательство в соответствии со своими требованиями вправе публиковать или не публиковать присланные автором материалы (без какой-либо компенсации ресурсов, затраченных автором);

3) издательство, заключившее авторский договор и опубликовавшее произведение автора, не может препятствовать публикации этого произведения (по желанию автора) в другом издательстве;

4) издательство не вправе включать в свои правила публикации авторских материалов или авторский договор условия, возлагающие на автора все судебные издержки, которые могут возникнуть в случае претензии со стороны третьих лиц, связанных с нарушением их авторских прав.

 

Литература

 

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 09.07.1993

№ 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1962 № 326 «Об авторском гонораре за произведения политической, научной, производственно-технической, учебной и другой литературы». — М., 1966. С. 304—312.

Словарь-справочник автора / Сост. Л.А. Гильберг и Л.И. Фрид. — М., 1979.