Реклама
Статья

Обеспечение противодействия ВИЧ-инфекции в интересах национальной безопасности

О.В. ДАМАСКИН, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ проблем законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Н.В. ГЕНРИХ, кандидат юридических наук, доцент Краснодарского Института МВД РФ В настоящее время становится очевидной зависимость международной и национальной безопасности от состояния здоровья населения. Наибольшей угрозой является распространение СПИДа (вируса иммунодефицита человека), поскольку от него умирает намного больше людей, чем в результате локальных войн или вооруженных конфликтов.

О.В. ДАМАСКИН,

доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ проблем законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ,

Н.В. ГЕНРИХ,

кандидат юридических наук, доцент Краснодарского Института МВД РФ

 

В  настоящее время становится очевидной зависимость международной и национальной безопасности от состояния здоровья населения. Наибольшей угрозой является распространение СПИДа (вируса иммунодефицита человека), поскольку от него умирает намного больше людей, чем в результате локальных войн или вооруженных конфликтов. Всего в мире зарегистрировано около 50 млн инфицированных и около 20 млн умерших от СПИДа.

Признавая последствия СПИДа для безопасности человечества, Совет Безопасности ООН в январе 2000 года впервые в истории включил в повестку дня медицинскую проблему. Он обратил внимание на потенциальную угрозу, которую представляет эта эпидемия, особенно в условиях военных конфликтов и миротворческих операций. СПИД следует рассматривать как кризис безопасности, как угрозу для народов, государств и международного сообщества сопоставимую с крупной войной.

«Пандемия ВИЧ/СПИД усугубляется условиями насилия и нестабильности, которые усиливают опасность заражения этой болезнью в результате перемещений больших групп людей, повсеместной неуверенности в условиях и ограниченного доступа к медицинскому обслуживанию... Пандемия ВИЧ/СПИД, если ее не остановить, может создавать угрозу для стабильности и безопасности»[1].

Социальные, военные конфликты и стихийные бедствия способствуют распространению СПИДа, поскольку в этих условиях чаще происходит массовое перемещение гражданских лиц, нарушение их прав (включая сексуальное насилие). Люди оказываются в нищенском положении, побуждающем их использовать коммерческий секс для выживания.

В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27 июня 2001 г., Генеральная Ассамблея призывает все учреждения ООН, региональные и международные организации, а также неправительственные организации, занимающиеся оказанием международной помощи странам и регионам, пораженным конфликтами, гуманитарными кризисами или стихийными бедствиями, в срочном порядке включить в свои планы и программы элементы профилактики СПИДа. Из 17 стран мира, в каждой из которых более 100 тыс. детей стали сиротами в результате СПИДа, 13 находятся в условиях конфликта или чрезвычайного положения, а также являются странами с низким уровнем жизни.

Лица, проходящие службу в силовых структурах, обеспечивающих оборону и безопасность государства, входят в группу с высокой степенью уязвимости для инфекций, что главным образом обусловлено особенностями их работы, мобильностью, возрастом и другими факторами, способствующими повышению риска инфицирования СПИДом.

Угроза распространения СПИДа, имеющая глобальный характер, актуализируется и в России, где зарегистрировано около 300 тыс. инфицированных, из которых около половины в возрасте до 30 лет. Вместе с тем силовые структуры, обладающие традициями организованности и дисциплины, представляют собой плацдарм для противодействия распространению СПИДа в обществе.

Главное военно-медицинское управление Министерства обороны РФ совместно с руководством Программы профилактики ВИЧ/СПИДа в Научно-исследовательском медицинском центре ВМС США в Сан-Диего (штат Калифорния), организовало проведение 31 августа — 2 сентября 2004 г. Американско-российской военной конференции по профилактике ВИЧ/СПИДа. В конференции приняли участие около 140 военных медицинских специалистов из 17 стран, преимущественно Восточной Европы и Центральной Азии. Основными результатами конференции стали: определение возможностей расширения сферы прилагаемых усилий и стратегии заполнения установленных пробелов в профилактике СПИДа, увеличение различных подходов к диагностике и лечению, разработка проекта стратегического плана по повышению эффективности мероприятий по профилактике СПИДа среди военнослужащих России и СНГ.

Актуальность конференции определяется общей тенденцией роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, объективной необходимостью совершенствования мер по противодействию распространению ВИЧ-инфекции. Масштабы и скорость ее распространения и вызванные этим последствия привели к тому, что, сегодня, в начале третьего тысячелетия, ВИЧ-инфекция представляет собой одну из главных угроз безопасности человечества в целом.

Развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в России определяет ее распространение и среди военнослужащих, при этом характер и закономерности распространения отражают ситуацию, сложившуюся в стране. Федеральным законодательством России не предусмотрено обязательное тестирование на ВИЧ при призыве на военную службу. Поэтому существует угроза заноса ВИЧ-инфекции в воинские коллективы. В течение последних двух лет наметилась тенденция к уменьшению числа выявления ВИЧ-инфицированных среди военнослужащих. Однако не вызывает сомнения значительная латентность реального уровня инфекции. Наиболее поражаемой категорией стали военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в возрасте 18-21 года.

Основные пути заражения военнослужащих менялись в зависимости от этапа эпидемии ВИЧ-инфекции в стране: до 1996 года преобладал половой путь заражения; с 1996 по 2001 год — передача при внутривенном введении наркотических препаратов (в основном до призыва на военную службу); с 2003 года — половой путь.

Основными направлениями деятельности в Вооруженных Силах РФ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции являются: разработка стратегии и тактики борьбы с ВИЧ-инфекцией в Вооруженных Силах; совершенствование нормативно-правовой базы; осуществление и дальнейшее совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции; развитие системы информирования военнослужащих о ВИЧ-инфекции и доступных мерах ее профилактики; подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции; социальная защита лиц, подвергшихся риску заражения при исполнении служебных обязанностей, и ВИЧ-инфицированных военнослужащих.

В целях дальнейшего совершенствования  противодействия распространению ВИЧ-инфекции среди военнослужащих и развития навыков, позволяющих молодым людям сохранить здоровье в условиях эпидемии, Главным военно-медицинским управлением Минобороны России с одобрения министра обороны внедряются новые формы работы совместно с общественными организациями в регионах с высоким риском заражения ВИЧ-инфекцией.

В течение последних трех лет на территории неблагополучных по ВИЧ-инфекции регионов — Центрального и Приволжско-Уральского федеральных округов — с помощью межрегиональной общественной организации «Центр поддержки и содействия развитию здравоохранения “Акцент” (Москва) и Челябинского городского благотворительного общественного фонда «Береги себя» проведен ряд мероприятий: распространение информационных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции, наркомании; семинары, информационно-передвижные выставки и обучающие игры по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании для призывников на сборных пунктах и в школах РОСТО-ДОСААФ, для обучающихся в военно-учебных заведениях и служащих воинских частей; выездные консультации для военнослужащих специалистов по различным вопросам здорового образа жизни и профилактики заболеваний; семинары для врачей призывных комиссий по вопросам своевременного выявления ВИЧ-инфекции среди призывников. Мероприятия сопровождались социологическими исследованиями, которые показали их эффективность: значительное (на 40%) повышение уровня информированности участников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Это позволяет сделать вывод об эффективности партнерства с общественными организациями и определить основные направления этого партнерства:

· выявление уровня информированности молодежи призывного возраста, военнослужащих по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и их мнения о предпочтительной форме и способах получения данной информации;

· изучение динамики социально-поведенческих характеристик молодежи призывного возраста, определение уровня их рискованного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией;

· проведение информационно-обучающих профилактических мероприятий среди призывников и военнослужащих с использованием новых прогрессивных методик, доказавших свою эффективность;

· оказание помощи командованию и медслужбе в организации и проведении профилактических мероприятий;

· подготовка санитарно-просветительских материалов по соответствующей тематике и их целенаправленное распространение.

Профилактика ВИЧ-инфекции среди военнослужащих имеет огромное значение, так как рост заболеваемости среди личного состава влияет на боеспособность воинских частей, требует значительных затрат на диагностику и лечение, влечет негативные социальные последствия.

С целью предупреждения инфекции медицинскому обследованию на ВИЧ подлежат: военнослужащие иностранных государств, прибывающие в воинские части и учреждения Минобороны России на срок свыше трех месяцев без сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции; граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу по контракту, в военно-учебные заведения; призывники, а также молодые люди, склонные к употреблению наркотиков, с их согласия и с учетом показаний; лица, поступающие на работу, связанную с обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, проведением судебно-медицинской экспертизы ВИЧ-инфицированных или соответствующего материала.

Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией в войсках осуществляется в системе государственного санэпиднадзора и медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава и является основой тактических и стратегических управленческих решений при планировании и осуществлении мероприятий по противодействию распространения инфекции.

Обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию проводится с предварительным и последующим консультированием. Любое обследование крови на ВИЧ является незаконным, если оно проведено без предварительного согласия пациента (кроме случаев, установленных федеральным законодательством) и без предварительного и последующего консультирования по вопросам профилактики инфекции. Юридические нормы добровольности и необходимости консультирования закреплены в ст. 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. от 07.08.2000[2]; далее — Закон).

В настоящее время актуализируется проблема разрешения противоречия между возрастающими практическими потребностями и ограниченными правовыми возможностями защиты интересов военнослужащих и общества в целом в условиях распространения СПИДа. При этом следует иметь в виду интересы как инфицированных лиц, так и лиц, состоящих с ними в служебных и иных отношениях.

Наиболее актуальными представляются следующие проблемы: основания обязательности обследования на выявление ВИЧ-инфекции; своевременность определения момента инфицирования (до или во время несения военной службы); возможность несения лицом военной службы после выявления у него инфекции; основания, условия и продолжительность обеспечения военно-медицинской службой лечения инфицированных лиц; осведомленность командования, других лиц об инфицированности сослуживца; регламентация служебных, бытовых отношений военнослужащих с инфицированными сослуживцами.

Названные и другие проблемы нуждаются в правовом урегулировании для создания легальных основ обеспечения интересов военнослужащих. При этом имеются два противоположных подхода. Сторонники первого настаивают на немедленном увольнении с военной службы ВИЧ-инфицированных, а сторонники второго допускают возможность несения инфицированными лицами военной службы до возникновения условий, препятствующих этому. Такими условиями являются: ухудшение здоровья инфицированного лица, затрудняющее исполнение служебных обязанностей; изменение характера и условий военной службы, неблагоприятно влияющих на здоровье инфицированного лица; конфликтные ситуации вследствие реакции отторжения инфицированного лица сослуживцами и др.

Прекращение военно-служебных отношений с инфицированным лицом сопряжено со сложностью установления времени и обстоятельств инфицирования. Однако эти обстоятельства, очевидно, должны подлежать учету при определении правовых последствий в части, касающейся компенсаций в связи с утратой здоровья (пособий, пенсий), а также подведомственности и источника финансирования весьма продолжительного медицинского обеспечения. Кроме того, необходим учет естественных интересов военнослужащих в сохранении своего здоровья, в связи со служебным контактом с инфицированным. Очевидно, необходим также учет интересов персонала военно-медицинской службы.

Разумеется, в основе содержательной стороны вопросов, касающихся противодействия распространению СПИДа, должны находиться достоверные медицинские показатели и надежные рекомендации по содержанию и условиям служебных контактов военнослужащих с инфицированными лицами. В детально регламентируемых военно-служебных отношениях это специфическое направление должно быть упорядочено правовыми нормами, обязательными правилами поведения. Представляется, что такие нормы должны стать составной частью военного законодательства, включающего в себя правила служебных отношений, быта и гигиены военнослужащих.

Этим целям может служить предварительное изучение сложившейся или развивающейся практики в армиях различных стран для выработки правового статуса инфицированных и регламентации отношений с ними в сфере военной службы.

В процессе глобализации необходимым условием выполнения такой задачи применительно к проблемам правовой защиты интересов военнослужащих и общества может и должно стать международное сотрудничество в области военной медицины и здравоохранения по противодействию распространению СПИДа в рамках соответствующих международных программ.

Перспективами дальнейшего международного сотрудничества в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции среди военнослужащих могут быть: обмен опытом в области профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и других социальных инфекций; взаимопомощь в обучении соответствующих военных специалистов современным достижениям науки и практики в данной области; оказание помощи в изучении, адаптации и внедрении в жизнь профилактических программ, показавших свою эффективность среди военнослужащих и резервистов или призывников; взаимодействие по вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции среди миротворцев многонациональных сил, а также лечения инфицированных военнослужащих.

Важным направлением противодействия распространению СПИДа становится правовое регулирование этого процесса, организация сотрудничества военно-медицинских служб разных стран, унификация нормативных актов, совместная деятельность при осуществлении миротворческих и контртеррористических операций в интересах национальной и международной безопасности.

Проблема соотношения индивидуальных прав и свобод человека с правами и законными интересами других лиц в области охраны здоровья применительно к СПИДу, исходя из потребности обеспечения их безопасности, нуждается в законодательном разрешении.

Поскольку юридические нормы добровольности обследования и необходимости предварительного консультирования закреплены в ст. 7 Закона, врач, назначающий обследование крови, ставит себя в особые юридические отношения с пациентом. Отказ пациента от обследования на СПИД может обусловливаться различными мотивами, но создает неопределенность ситуации, которая, в свою очередь, способна привести к вредным последствиям для здоровья как самого пациента, так и неопределенного круга лиц.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В связи с этим представляется, что право гражданина на отказ от обследования на СПИД не может быть гиперболизировано, поскольку в этом случае нарушаются законные права других лиц на защиту своего здоровья. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Распространение СПИДа в настоящее время стало реальной угрозой безопасности здоровья населения, в том числе военнослужащих, призванных обеспечивать оборону страны. Это обусловливает потребность и целесообразность внесения соответствующих изменений в действующее законодательство для устранения конфликта интересов отдельного человека и неопределенного круга лиц в области защиты здоровья, в интересах безопасности государства.

 

Библиография

1 Резолюция № 1308 Совета Безопасности ООН. 17 июля 2000 г.

2 С 1 января 2005 г. вступает в силу редакция от 22.08.2004. — Примеч. ред.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024