Е.В. ЛЕМЕШЕВ,
адъюнкт кафедры специальных дисциплин Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии
 
На таможенные органы России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства. В современных условиях таможенные органы выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики страны, обеспечению защиты ее экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики.
 
Цель таможенной политики России — обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулировать товарообмен на таможенной территории России, участвовать в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулировать развитие национальной экономики, содействовать проведению структурной перестройки и др.
Оперативная обстановка, в которой таможенные органы осуществляют свои важнейшие социальные функции, характеризуется следующими основными факторами.
Высокий уровень доли таможенных платежей в доходной части федерального бюджета (42% налоговой составляющей) во много раз превосходит показатели, характерные для экономически развитых стран (Франция — 6%, США — 1—1,5%).
Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с целью снижения уплачиваемых таможенных платежей в бюджет путем искажения данных о номенклатуре, таможенной стоимости, количестве, весе товаров и т. п. стремятся склонить должностных лиц таможенных органов к оказанию им в этом содействия путем выплаты денежного вознаграждения. Такое «решение проблем с таможней», экономически выгодное для участников ВЭД, наносит ощутимый ущерб экономической безопасности России в связи с непоступлением значительной части платежей в бюджет. Этот фактор оперативной обстановки способствует участникам ВЭД, заинтересованным в уменьшении суммы таможенных платежей, втягивать сотрудников таможенных органов в противоправную деятельность, что отражается на полноте сборов таможенных платежей и уменьшает вероятность своевременного выявления и пресечения таможенных преступлений и правонарушений.
Преступления, направленные на нарушение таможенного законодательства, в большинстве своем совершаются организованной группой. Признаки преступления, совершаемые группой лиц, определены в ст. 35 УК РФ. Особенность группы лиц состоит в том, что ее преступной деятельности предшествует сговор, соглашение между участниками на совместные действия. Каждый член группы в рамках состоявшегося соглашения осознает совместных характер действий, полностью или частично выполняет действия, составляющие объективную сторону преступления.
Подпадая под классическое определение по структуре, организованные преступные группировки, организованные преступные структуры, действующие во внешнеэкономической сфере, отличаются четким разделением ролевых функций: одни занимаются организацией и маркетингом, вторые — только перевозкой, третьи — сбытом. Особое место в преступной цепи занимают организация непосредственного перемещения товара через таможенную границу РФ, т. е. организация так называемых таможенных коридоров, или окон, а также организация прикрытия контрабандных схем путем подкупа должностных лиц различных органов государственной власти, в том числе правоохранительных.
Во многих случаях реализация экономических преступлений, направленных на непосредственное нарушение таможенного законодательства, невозможна без соучастия должностных лиц таможенных органов. Пособничество должностных лиц таможенных органов в совершении преступлений — это преступления против интересов государственной службы, ответственность за которые предусмотрена статьями гл. 30 УК РФ. Отличительная особенность должностных преступлений заключается в том, что они совершаются лицами, которые сами призваны соблюдать и охранять закон.
Обстановка в сфере нарушений таможенного законодательства значительно обостряется таким фактором, как низкая социальная защищенность сотрудников таможенных органов. Социальный статус должностных лиц таможни отличается нестабильностью, неопределенностью положения, связанной с отменой льгот и изменением статуса (перевод большей части личного состава на должности государственных служащих), что усилило отток из таможенных органов квалифицированных, опытных сотрудников. Последние зачастую попадают в коммерческие структуры, действующие в околотаможенной сфере, и используют полученные ими знания и опыт для уклонения от таможенных платежей. На смену им нередко приходят лица, которые ориентированы на получение дополнительных доходов путем злоупотребления возможностями, предоставляемыми их служебным положением.
О негативных результатах этих процессов свидетельствует постоянное увеличение выявляемых в таможенных органах фактов совершения сотрудниками преступлений и других правонарушений коррупционного характера, их число возрастает в среднем на 9—15% ежегодно.
Продолжаются активные попытки со стороны криминальных структур внедрить в таможенные органы «своих людей». Так, с 1997 года подразделения собственной безопасности таможенных органов пресекли около 400 подобных попыток. Для втягивания сотрудников в противоправную деятельность наряду с подкупом широко используются шантаж, компрометация, угрозы.
В этих условиях актуальность эффективного обеспечения собственной безопасности органов ФТС России становится связанной не только с необходимостью усиления борьбы с коррупцией в системе органов государственной власти, но и с самой возможностью таможенных органов надлежащим образом выполнять важнейшие социальные функции.
Подразделения собственной безопасности созданы в 1994—1995 годах практически во всех правоохранительных органах. Если в спецслужбах имелся накопленный опыт решения организационных и практических проблем безопасности (Управление особых отделов в КГБ—ФСБ России, контрразведывательное управление в органах разведки), то для вновь созданных подразделений собственной безопасности в МВД России, ФСНП России, ФПС России, ГТК—ФТС России эта работа была абсолютно новым видом специальной деятельности. Особенно это характерно для таможенных органов, получивших статус правоохранительных в 1993 году и ставших субъектом оперативно-розыскной деятельности в 1995 году, что потребовало теоретического осмысления, организационно-правового регулирования, выработки собственной концепции, подходов и методик ее осуществления, адаптации опыта других силовых структур.
Система подразделений собственной безопасности создана в таможенных органах в 1994 году во исполнение Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 24.05.94 № 1016. Целью новой структуры являлись предупреждение, выявление и пресечение фактов коррупции и защита сотрудников таможенных органов от насильственных действий при исполнении служебных обязанностей.
Достигнутый в настоящее время уровень оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов позволяет им выявлять более 80% коррупционных преступлений, совершаемых в таможенной сфере. Однако одними методами оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальными мерами невозможно противостоять коррупционным явлениям как в таможенных органах, так и в любых других органах государственной власти.
Коррупция — один из основных, но не единственный фактор, представляющий угрозу нормальному функционированию государственного аппарата. Необходима концептуально обоснованная система мер, направленных на обеспечение собственной безопасности как органов власти, так и таможенных органов.
Безопасность таможенных органов заключается в следующем:
· надежное обеспечение возможности эффективного осуществления своих функций как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;
· ограждение процесса оперативно-служебной деятельности и персонала, информационных ресурсов, объектов таможенной инфраструктуры от попыток незаконного вмешательства и преступных посягательств со стороны отдельных лиц, организаций, коммерческих структур, преступных сообществ, представляющих угрозу для таможенной деятельности или личной безопасности сотрудников;
· предотвращение, локализация и ликвидация последствий попыток незаконного вмешательства и преступных посягательств, создание необходимых условий для эффективного выполнения задач по обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов России.
Основные объекты защиты:
· таможенное дело в его толковании, данном в Таможенном кодексе РФ;
· сотрудники и работники таможенных органов, члены их семей и лица, оказывающие содействие правоохранительной деятельности таможенным органов (см. Федеральный закон от 20.04.1995 № 25-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации»);
· таможенные органы, их инфраструктура, материальные ценности, оружие, специальные технические средства и технологическое оборудование;
· информация ограниченного доступа, составляющая государственную, коммерческую, служебную тайны, информационные ресурсы, информационные системы и средства специальной связи (см. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Обеспечение собственной безопасности — это деятельность по реализации комплекса правовых, организационных, информационных, оперативно-розыскных, управленческих, режимных, инженерно-технических и иных мер, направленных на выявление, предупреждение, пресечение, локализацию внешних и внутренних угроз и деструктивных факторов; устранение, предотвращение опасностей и рисков, влияющих на дееспособность таможенных органов. Собственная безопасность таможенных органов России — состояние защищенности таможенного дела, таможенных органов и их сотрудников от внешних и внутренних угроз путем осуществления системных мер безопасности общего и специального характера.
В 1995 году приказом ГТК России от 26.04.1995 № 287 утверждена Концепция ГТК России по обеспечению собственной безопасности таможенных органов. В ней определены угрозы собственной безопасности таможенных органов, предложена 2-уровневая и 2-звенная система и структура обеспечения собственной безопасности (общий и специальный уровни; Управление собственной безопасности ГТК России и подразделения в структуре региональных таможенных управлений), установлены основные направления деятельности на каждом из уровней. Однако основной упор делался на осуществление общих мер безопасности и реализации оперативных мер по обеспечению безопасности и защите сотрудников таможенных органов. Отсутствие опыта и правовой базы на федеральном и ведомственном уровне не позволило четко сформулировать основные направления и задачи подразделений собственной безопасности.
Современный уровень развития нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности, организации оперативно-розыскной деятельности, задачи таможенной политики, а также накопленный опыт организационной, оперативно-розыскной, предупредительно-профилактической деятельности Управления собственной безопасности ФТС России и его подразделений ставит актуальную задачу: на основе современного системного подхода в сфере таможенной преступности разработать новую концепцию собственной безопасности таможенных органов. Необходимо предложить научно обоснованную систему взглядов на теорию и практику обеспечения собственной безопасности с учетом реальных и потенциальных угроз, опасностей и рисков криминогенного, экономического, информационного и иного характера, а также имеющихся возможностей и ресурсов, предложить систему и комплекс мер, обеспечивающих надежную защиту таможенного дела, таможенной инфраструктуры, сотрудников таможенных органов, предупреждение и пресечение коррупции в таможенных органах.