Реклама
Статья

Общая характеристика единого информационного пространства

Н.Н. КОВАЛЕВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной академии права Рассматриваются понятие и характерные особенности единого информационного пространства. Обосновывается вывод о том, что информационное пространство страны одновременно является и сферой реализации государственной информационной политики, и объектом управляющего воздействия.

УДК 342.951

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 37-38 

 

Н.Н. КОВАЛЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной академии права

 

Рассматриваются понятие и характерные особенности единого информационного пространства. Обосновывается вывод о том, что информационное пространство страны одновременно является и сферой реализации государственной информационной политики, и объектом управляющего воздействия.

Ключевые слова: единое информационное пространство, информационное пространство общества, объект государственной информационной политики.

 

General characteristic of uniform information field

 

Kovaleva N.

 

The concept and prominent features of uniform information field are considered. The conclusion that country information field simultaneously is also sphere of realization of the state information policy and object of operating influence is proved.

Keywords: uniform information field, society information field, object of the state information policy.

 

В  последнее время глобализация привела к трансформации пространства как такового: наряду с географическим пространством формируется, в частности, электронное.

В соответствии с Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694) единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Как объект влияния государственной информационной политики информационное пространство общества (информационно-психологическое пространство) относится к сложным динамическим объектам с не до конца прогнозируемой реакцией на воздействие. Для информационного пространства социума характерно наличие скрытых для субъекта управления объектов и связей, выявление и учет которых в процессе планирования и реализации регулирующих информационных воздействий затруднен, а подчас и невозможен.

Вместе с тем развитие средств и технологий информационного влияния в сочетании с использованием направляющих воздействий в сфере политики, экономики и культуры делает информационное пространство достаточно надежно управляемым объектом.

По мнению А.В. Манойло, основными структурными элементами информационного пространства общества, на которые должно осуществляться управляющее воздействие при реализации государственной информационной политики, являются субъекты, осуществляющие массовое оповещение, а также активно актуализирующие свои интересы в информационном пространстве и генерирующие значимые в масштабах общества и системы его ценностей и интересов потоки сведений[1].

Понятие «информационное пространство» объединяет два термина: «пространство» и «информация». В философской литературе категория «пространство» является одной из наиболее разработанных. Пространство и время — формы бытия материи. Пространство характеризуется такими свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах[2]. Следовательно, это понятие используется для обозначения протяженных, структурированных и, что особенно важно,  каким-либо образом скоординированных, т. е. взаимодействующих, объектов бытия. Эти атрибутивные свойства наследуются не только физическим, но и любым другим видом пространства.

«Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого другого свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто»[3]. В рассматриваемом случае пространство предполагает информационное наполнение. Понятие «информация» — это субстрат всех информационных событий. Но пока именно с неясной трактовкой данной дефиниции связана сложность определения информационных явлений.

Очень часто информация трактуется как организованность, для которой существуют заранее заготовленные места и способы употребления в системах деятельности[4]. В силу этого одним из главных свойств информационного пространства можно считать его структурированность. В процессе своего генезиса информационное пространство проходит несколько стадий. Оно является результатом развития фазы сохранения и передачи информации[5].

В силу особой системной сложности единство информационного пространства не может складываться стихийно. Необходимы согласованные действия всех участников, большую роль при этом играет правовое обеспечение информационных процессов. Единое пространство можно представить и как информационную модель жизнедеятельности социума, отражающую связи между различными объектами территории и позволяющую оперировать их информационными аналогами на основе гарантированных правовых норм с использованием совместимых технических и технологических средств коммуникации. Во всех составляющих его элементах, на всех этапах развития государственная поддержка прогрессивных тенденций всегда была решающим фактором.

Создание единого информационного пространства — сложнейший интегративный процесс. По-видимому, полное единение всех его субъектов, всех его ресурсов — это труднодостижимый идеал, приближение к которому может быть целенаправленным, последовательным и достаточно длительным. Соединить разрозненные элементы станет возможным только благодаря целенаправленным действиям всех участников процесса формирования единого информационного пространства. Таким образом, информационное пространство имеет ярко выраженный социальный аспект и может трактоваться как сфера отношений людей и их общностей по поводу информации.

По мнению Т.Ф. Берестовой, информационное пространство — это исторически сформировавшаяся, обеспеченная правовыми гарантиями и средствами связи, обеспечивающая наибольшую меру доступности для потребителя форма скоординированных и структурированных, территориально близких и удаленных информационных ресурсов, аккумулирующих результаты коммуникационной деятельности людей[6].

Глобальное информационное пространство представляет собой многоуровневую иерархическую систему, на самом низшем уровне декомпозиции которой находятся взаимосвязанные совокупности различных предметно ориентированных информационных систем. По сути они являются однородными и извлекают и обрабатывают данные непосредственно из соответствующей предметной области[7]. А.Э. Калинина определяет понятие «информационное пространство» как форму существования и интеграции предметно ориентированных информационных систем, характеризующуюся иерархичностью, структурностью, протяженностью и дифференцированностью, что позволяет в рамках функционального и эволюционного подходов охарактеризовать информационное пространство в виде модельных представлений и информационного отражения взаимодействия субъектов хозяйственной системы региона[8].

Информационное пространство как способ существования информационных систем имеет свои собственные структурные характеристики. Г.Г. Почепцов считает, что нет никакой аналогии в типе контроля между физическим и информационным пространством: физическое пространство имеет четкие пределы, чего нельзя сказать об информационных сегментах. С одной стороны, информационное пространство безгранично, мы можем добавлять в него все новые и новые сообщения. С другой стороны, оно способно вбирать в себя альтернативные и несовместимые друг с другом объекты, что нереально для варианта физического пространства[9].

Различаются информационные пространства отдельного индивида, группы, общества в целом, какой-либо организации, информационных сетей и т. д.; в соответствии с этим создаются различные варианты информационных технологий[10].

Таким образом, информационное пространство страны есть одновременно и сфера реализации государственной информационной политики, и объект управляющего воздействия.

 

Библиография

1 См.: Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Моногр. — М., 2003. С. 94—97.

2 См.: Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М., 1989. С. 544.

3 Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. С. 570.

4 См.: Рац М.В. Книга в «информационном обществе»: о чем речь? Взгляд методолога // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. — М., 2000. С. 82—91.

5 См.: Берестова Т.Ф. Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции) // Библиотековедение. 2004. № 6. С. 43—51.

6 Там же. С. 43—51.

7 См. подробно: Калинина А.Э. Развитие информационного пространства региональной хозяйственной системы. — Волгоград, 2005. С. 14—26.

8 См.: Она же. Основные теоретические положения развития информационного пространства хозяйственной системы // http://www.volsu.ru/s_conf/tez_htm/062.htm (дата обращения: 13.02.2011).

9 См.: Почепцов Г.Г. Информационные войны. — М.; К., 2000. С. 380.

10 См.: Кликушина Н.Ю. К вопросу манипуляции общественным сознанием в рамках информационного пространства // http://www.imek.org/?q=node/1338 (дата обращения: 13.02.2011).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024