Реклама
Статья

Объективная реальность европейской и мировой политики

Ю.Я. ЧАЙКА, Министр юстиции Российской Федерации Позвольте от имени организаторов конференции, которыми при поддержке Европейского Союза выступили министерства юстиции России и Финляндии, поприветствовать ее участников из 15 европейских государств и четырех международных организаций и форумов, представляющих органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также деловые и академические круги.

Ю.Я. ЧАЙКА,

Министр юстиции Российской Федерации

 

Позвольте от имени организаторов конференции, которыми при поддержке Европейского Союза выступили министерства юстиции России и Финляндии, поприветствовать ее участников из 15 европейских государств и четырех международных организаций и форумов, представляющих органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также деловые и академические круги.

Если раньше мы говорили об интеграции России в общеевропейское сообщество как о некой весьма отдаленной перспективе, то сегодня эти процессы приобрели более четкое очертание и стали объективной реальностью европейской и мировой политики.

Наша конференция — наглядное тому подтверждение. Сегодня мы обсудим теоретические и практические вопросы развития правовой и экономической интеграции России и Европейского Союза.

Символично, что наш форум проходит в Санкт-Петербурге —  городе, который исторически является связующим звеном между Россией и Европой. При основании Санкт-Петербурга, 301 год назад, Петр I говорил о нем как об окне в Европу. Сейчас, после расширения Евросоюза, Россия имеет общую границу с ним в 2200 км.

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. отмечалось, что «нужно, чтобы расширение Евросоюза сближало нас не только географически, но и экономически, и духовно. ...В этом залог успеха не только российского, но и всего европейского бизнеса, в этом и новые рынки, и новые инвестиции,  в целом — новые возможности для будущего Большой Европы».

Как известно, на санкт-петербургском (май 2003 года) и римском (ноябрь 2003 года), а также на московском саммитах (май 2004 года) были поставлены и конкретизированы задачи построения общеевропейских пространств: 1) экономического; 2) внешней безопасности; 3) внутренней безопасности (свободы, безопасности и правосудия); 4) науки, образования и культуры.

Решение этих масштабных задач предполагает формирование соответствующей правовой базы (как международно-правовой, так и внутри России и 25 государств — членов Евросоюза), а также укрепление механизмов партнерского взаимодействия.

Очевидно, что создание правовой базы в рассматриваемых сферах перекликается с идеей Президента Российской Федерации В.В. Путина о формировании общеевропейского правового пространства.

По нашему мнению, общеевропейское правовое пространство можно определить как совокупность норм, юридически обязательных для всех или абсолютного большинства государств Европы и международных органов, юрисдикция которых распространяется на эти государства. Таким образом, в общеевропейском правовом пространстве выделяются два взаимосвязанных компонента: нормативный и институционный.

Нормативный компонент включает в себя международно-правовые нормы (договорные и обычные), обязательные для всех или большинства государств европейского континента. К таким нормам в первую очередь относятся правила международных договоров — как универсальных (например, заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений), так и региональных (прежде всего конвенций Совета Европы).

Институционный компонент включает в себя универсальные и общеевропейские международные органы, в компетенцию которых входят принятие, применение и контроль за исполнением правовых норм, обязательных для государств Европы. Пока данный компонент менее развит, чем нормативный. Наиболее яркий пример таких органов — Европейский суд по правам человека, имеющий, однако, сравнительно ограниченную сферу компетенции.

Естественно, что на процессы формирования общеевропейского правового пространства оказывает влияние нормотворческая деятельность субрегиональных организаций Европы (главным образом Европейского Союза, Северного совета, Бенилюкса).

Очевидно, что объективную основу формирования общеевропейского правового пространства составляют интеграционные процессы в экономике, которые во многом определяют основные направления, средства и темпы правовой интеграции (гармонизации, сближения и унификации национальных законодательств, правоприменительной практики, юридического образования и т.п.). Не следует забывать, однако, что уровень правового обеспечения интеграционных процессов может сказаться на их ускорении или, напротив, замедлении.

В этой связи, как представляется, следует интенсифицировать работу по сближению законодательства Российской Федерации и Европейского Союза. И не только в экономических отраслях права, которые обозначены в ст. 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного 10 лет назад — 24 июня 1994 г.

После подписания данного соглашения и вступления в 1996 году в Совет Европы Россия проводит последовательную политику интеграции в общеевропейское правовое пространство. В частности, будучи сегодня участником 45 конвенций Совета Европы, Российская Федерация продолжает работу по присоединению к европейским конвенциям, рассматривая их как важнейший инструмент формирования европейского правового пространства.

За исторически небольшой срок в основном завершено обновление российского законодательства и реформирование судебной системы на новых, демократических началах и в большой степени с учетом международных, в том числе европейских, стандартов.

За последние годы в России приняты фундаментальные кодифицированные и иные законодательные акты в сфере обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшего развития демократических институтов общества и государства, углубления экономических преобразований. В частности, вступили в действие Земельный, Трудовой, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации.

Постоянно совершенствуется таможенное, налоговое, антимонопольное и банковское законодательство, правовое регулирование инвестиционной деятельности и защиты прав интеллектуальной и промышленной собственности, в том числе применительно к зарубежным физическим и юридическим лицам.

Важным блоком отношений в процессе построения общего пространства свободы, безопасности и правосудия считаем сотрудничество в антикриминальной сфере на основе Плана совместных действий по борьбе с организованной преступностью (2000) в целях обеспечения безопасности населения наших государств. При этом представляется необходимым неуклонно повышать эффективность сотрудничества в сферах борьбы с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом, отмыванием преступных доходов, торговлей людьми и нелегальной миграцией.

Как показывает опыт России и ряда других государств, для успешной борьбы с терроризмом весьма важно достичь единого понимания сущности и проявлений данного криминального явления и отразить это в международном соглашении, уделив внимание определению механизмов совместной антитеррористической деятельности. В этой связи представляется заслуживающей поддержки идея разработать в рамках Совета Европы всеобъемлющую европейскую конвенцию о борьбе с терроризмом, что, на наш взгляд, могло бы придать импульс усилиям ООН в этой области. Очевидно, что в условиях Европы (и тем более в нынешней ситуации) легче разработать такой договор, чем в рамках всего международного сообщества. При этом можно было бы использовать наработки в данной сфере, имеющиеся в Европейском Союзе (в том числе определение терроризма), Совете Европы и Содружестве Независимых Государств (СНГ).

По нашему мнению, пока во многом невостребованным остается потенциал сотрудничества в области правовой помощи по гражданским, торговым и семейным делам, что представляется важным в плане обеспечения прав не только граждан, но и предпринимательских структур России, и государств — членов Евросоюза.

Следует, однако, иметь в виду, что сотрудничество в области юстиции и внутренних дел не ограничивается указанными сферами.

Если мы говорим об общем пространстве свободы, то необходимо обеспечить недискриминационное, свободное от «двойных стандартов» соблюдение основных прав и свобод человека, в том числе некоторыми новыми членами Европейского Союза.

Очевидно, что формирование правовой составляющей построения всех четырех общеевропейских пространств в немалой степени будет опираться на стандарты, принимаемые в рамках Европейского Союза. В этой связи полагаем необходимым проекты технического содействия, особенно в рамках программы ТАСИС, в большей степени ориентировать на перевод, распространение и использование стандартов Евросоюза с целью обеспечения возможно более полного соответствия этим стандартам российского законодательства и, что не менее важно, практики его применения.

Представляется также важным, чтобы российские эксперты принимали (в согласованных формах) участие в разработке стандартов Евросоюза. Причем, по нашему убеждению, обмен правовым опытом России с Евросоюзом и его членами не может быть движением только в одном направлении.

Эта работа будет способствовать восприятию правового опыта Евросоюза не только в России, но и на всем пространстве СНГ, разработке модельных законов и рекомендательных законодательных актов Межпарламентской ассамблеей СНГ, выработке правовых основ функционирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и единого экономического пространства. Например, в ближайшее время в Астане (Казахстан) состоится подписание  Договора о статусе основ законодательства ЕврАзЭС, разработанного по инициативе России с учетом опыта работы Европейского парламента.

Одним из перспективных направлений взаимодействия в решении общеевропейских проблем нам представляется совершенствование инструментов демократии в условиях глобализации с использованием новых информационных технологий, среди которых — развитие электронных систем взаимодействия граждан и бизнеса с органами власти. Об этой проблеме говорилось на состоявшейся месяц назад в Страсбурге конференции спикеров национальных парламентов и председателей парламентских ассамблей Европы.

В этой связи позволю себе обратить внимание участников международной конференции на недавнюю инициативу Министерства юстиции Российской Федерации о создании под эгидой Совета Европы общеевропейского регистра нормативных актов.

Эта инициатива имеет целью содействие более эффективной защите прав и законных интересов физических и юридических лиц в Большой Европе, гармонизации законодательства европейских государств и формированию общеевропейского правового пространства, имплементации европейских стандартов в государствах — членах Совета Европы, обеспечению более широкого доступа граждан и компаний к нормативным актам европейских государств и международных организаций в электронном и систематизированном виде, совершенствованию законодательства и правоприменительной практики европейских государств и, при необходимости, третьих стран, а также разработке новых международных стандартов как обязательного, так и рекомендательного характера.

По поручению 25-й Конференции европейских министров юстиции (София, октябрь 2003 года) Секретариат Совета Европы прорабатывает возможные пути реализации этой идеи — создания (в качестве пилотного проекта) правовой базы данных в области борьбы с терроризмом. Полагаем, что Евросоюз мог бы подключиться к поэтапному претворению этой инициативы в жизнь.

Следует подумать и об организационном обеспечении сотрудничества России и Евросоюза в построении общего экономического пространства и пространства свободы, безопасности и правосудия. В частности, необходим скорейший запуск работы Постоянного совета партнерства на уровне министров юстиции и внутренних дел, что позволит перевести взаимодействие Россия — Евросоюз в новое качество и вести конструктивное обсуждение проблем с целью достижения конкретных результатов. В числе приоритетных задач этого органа видится разработка концепции пространства свободы, безопасности и правосудия и плана действий по ее реализации (с выработкой, при необходимости, «дорожных карт» решения ключевых вопросов).

Видимо, нужно использовать и новые организационные механизмы, в частности, интенсифицировать развитие взаимодействия России с Евроюстом, Европолом, Европейской правовой сетью по гражданским и торговым делам и другими специализированными органами Евросоюза.

Россия готова к конструктивному взаимодействию с партнерами в Евросоюзе в подготовке и принятии мер, которые реально могли бы обеспечить практическую реализацию договоренностей, закрепленных в документах саммитов последних лет Россия-Евросоюз.

При этом Министерство юстиции Российской Федерации будет не только использовать имеющиеся с партнерами из 14 государств —членов Евросоюза соглашения и иные договоренности о межведомственном сотрудничестве, но и намеренно расширять такое взаимодействие, особенно на приграничном уровне.

Очевидно, что создание четырех общих пространств потребует многих лет напряженной работы, основанной на подлинном равноправии, взаимном доверии, солидарности и партнерстве в строительстве мирной, стабильной, безопасной и процветающей Европы - Единой Европы без разделительных линий, Европы — нашего общего дома для всех граждан.

Надеюсь, что встречи, подобные нынешней конференции, будут происходить и в дальнейшем. Они послужат развитию партнерских отношений между нашими странами и народами, между министерствами и ведомствами, между бизнесменами, академическими кругами и простыми гражданами Большой Европы.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024