С.Г. ГРИГОРЬЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент

 

В статье раскрываются содержание подготовки учителей начальных классов к инновационной деятельности и методика определения уровней готовности выпускников вуза к инновационной деятельности.

Готовность будущих учителей к инновационной деятельности представлена как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков формируемых в целостном педагогическом процессе вуза, позволяющих современному специалисту внедрить в свою деятельность нововведения.

Одной из эффективных методик, позволяющих определить уровни готовности к инновационной деятельности, является экспертная оценка, представленная в статье.

 

The article deals with the content of training of primary school teachers in order to enable them to fulfill innovations in their future work. The article also deals with the techniques of assessing the levels of graduating students' preparedness for such innovations. 

Future students' preparedness for innovations is presented as a system of theoretical knowledge and practical skills which are acquired by them during the comprehensive educational process at the university, such knowledge and skills enabling modern specialists to introduce innovations into their professional activities.  

One of the effective methods to determine the level of a student's preparedness for innovations is the method of expert appraisal which is described in the article.  

 

Современный уровень развития российской экономики требует от системы образования подготовки специалистов с глубокими знаниями, готовых решать профессиональные задачи в области учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, организационно-управленческой деятельности, владеющих метанавыками и инновационными технологиями воспитания и обучения подрастающего поколения. Лишь это позволит современному учителю широко и гибко использовать разнообразные инновационные формы, средства и методы его преподавания. Только тогда школьные программы могут содержать живой, подвижный, ориентированный на ребенка, соотнесенный с его способностями блок знаний, а обучение станет саморазвивающимся, самосовершенствуемым, постоянно обновляющим информацию процессом.

Сегодня существенно возросла роль педагогической науки, необходимой для поддержки и дальнейшего продвижения инновационных начинаний в системе образования. Отсюда приоритетными направлениями ее развития являются следующие:

—подготовка учителя новой формации, выполняющего социальный заказ на формирование творчески мыслящей, ответственной, нравственной личности ученика, который будет определять будущее своей Родины;

—воспитание учителя — творца своей профессии, который должен соответствовать вызовам времени и быть готовым к инновационной деятельности;

—подготовка учителя, понимающего современного ученика и принимающего его таким, какой он есть, что требует от учителя новых подходов к обучению и воспитанию в условиях значимых изменений ребёнка и ситуаций его развития;

—формирование учителя-исследователя, постоянно наращивающего свой научный багаж для нахождения доказательно оптимальных путей, способов воспитания и обучения, создания инновационного педагогического инструментария.

Система подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности представляет собой совокупность блоков теоретической, практической и методической подготовки студентов.

Содержанием теоретической подготовки являются следующие блоки знаний: о развитии инновационных процессов в истории педагогики; об инновационных процессах в теории педагогики; о новых исследованиях, передовом и новаторском педагогическом опыте; о новых образовательных и воспитательных технологиях; об основах научной и экспериментальной работы в области духовной сферы и культуры; в области технологий развивающего обучения и воспитания; о критериях подготовленности учителя к инновационной педагогической деятельности и др.

Практическая подготовка направлена на обучение и использование: технологически четкой оптимизационной организации учебного процесса на уроке (Ю.К. Бабанский); технологического процесса поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина); основных технологических приемов укрепления дидактических единиц (П.М. Эрдниев); опорных листов (В.Ф. Шаталов); комментированного управления учебного процесса (С.Н. Лысенкова); технологии раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев); технологии совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев); технологий развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова; личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская); способов дистанционных образовательных коммуникаций с помощью Интернет технологий; программы «Сообщество» для начальной школы; образовательной системы «Школа 2100» и др.

В содержание методической подготовки включены формирование следующих знаний и умений: умения самостоятельно прогнозировать и планировать учебно-воспитательную работу; умение работать с различными источниками информации; умение наблюдать, оценивать педагогические явления; умение определять цели, задачи на каждом этапе своей деятельности, прогнозировать ее результаты; умение доходчиво, аргументировано объяснять; прогнозировать результаты; вести диалог, дискутировать, спорить, выслушивать учащегося, собеседника до конца; организовать работу по отбору, хранению информации, организации рабочего места в школе; оценивать свои нововведения в учебно-воспитательный процессе с использованием рефлексии и др.

В практическую подготовку входит формирование следующих умений и навыков: подготовить и провести творческий урок с элементами инноваций на заданную тему; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; формировать навыки работы с различными источниками; планировать и проводить различные внеурочные занятия, использовать активные методы обучения и воспитания; вести научно-методической работу, использовать опытно-экспериментальные формы педагогической деятельности и опыт учителей по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями и др.

Показатели сформированности теоретической, практической, методической и технологической готовности студентов 5 курса психолого-педагогического факультета к инновационной деятельности можно определить на основе специально построенной диагностической карты.

Сначала уровень теоретической, практической, методической и технологической подготовленности оценивается самой студенткой (самооценка), потом — подругами, затем — учителем школы, где студентка-будущий учитель начальных классов проходил педагогическую практику, затем преподаватель вуза, который работал с будущими учителями со 2-го по по 5-й курсы.

В тесте использовалась 10-балльная шкала оценки сформированности готовности будущего учителя начальных классов к инновационной деятельности, которая и характеризует уровень сформированности готовности будущего учителя начальных классов к инновационной деятельности.

При оценке готовности будущего учителя начальных классов к инновационной деятельности необходимо мысленно представить высший (10-ый) и низший (1-й) уровень теоретической, практической, методической и технологической подготовленности и найти место каждого сформированного качества на 10-бальной шкале, далее соединить соответствующие точки прямыми линиями, построив графики (или профили) готовности будущего учителя начальных классов к инновационной деятельности. Каждую линию лучше выделить оп-ределенным цветом, например: самооценку — серым; оценку подруги — черным; оценку учителя школы — зеленым; оценку преподавателя вуза — синим.

После экспертной оценки по каждому направлению сектора подсчитывается суммарное число баллов, а затем выводится средний балл, который показывает уровень подготовленности будущего учителя начальных классов к инновационной деятельности.

Из 50 студентов, прошедших диагностирование, высокий уровень готовности показали 19 человек (38%, средний балл 286-380), средний уровень — 31 человек (56%, средний балл 191-285).

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что уровень сформированности готовности будущего учителя к инновационной деятельности достаточно высокий, что позволяет признать достаточную эффективность системы подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности.