Реклама
Статья

Организация анализа состояния преступности прокуратурой города, района

С.В. ЖИВАЛОВ, аспирант кафедры государственного строительства и права РАНХиГС при Президенте РФ Автор излагает основные задачи анализа состояния преступности, подробно останавливаясь на методике проведения анализа и обобщении полученных данных. Особо отмечаются практическая целенаправленность и ценность анализа состояния преступности.

С.В. ЖИВАЛОВ,

аспирант кафедры государственного строительства и права РАНХиГС при Президенте РФ

 

Автор излагает  основные задачи анализа  состояния  преступности, подробно останавливаясь на методике проведения  анализа и обобщении полученных данных. Особо отмечаются практическая целенаправленность и ценность анализа состояния преступности.

Ключевые слова: прокуратура, прокурор, анализ состояния преступности, методика анализа.

 

На современном этапе развития общества важная роль в укреплении правопорядка и борьбы с преступностью принадлежит прокуратуре. На нее возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, разработка совместно с другими органами мер предупреждения указанных антиобщественных явлений. Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генерального прокурора РФ от 26.06.1997 № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» установлена обязанность прокуроров уделять большое внимание профилактике преступлений, проводить не реже двух раз в год анализ ее состояния, по результатам которого принимать исчерпывающие меры, направленные на усиление борьбы с преступностью.

Главной целью анализа является совершенствование борьбы с преступностью. Борьба с преступностью — это одновременно предупреждение преступности, как главное направление борьбы, и правоохранительная деятельность. Предупреждение преступности — это воздействие на причины и условия преступного поведения, как индивидуального, так и массового; правоохранительная деятельность — воздействие на само преступное поведение путем выявления, пресечения всех фактов преступлений, изобличения виновных, привлечения их к установленной законом ответственности, обеспечения неотвратимости этой ответственности.

Прокуратура участвует в предупреждении преступности и в правоохранительной деятельности. При этом она выполняет ряд ответственных функций по результатам анализа: во-первых, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; во-вторых, участвует в разработке предупредительных мер совместно с другими государственными органами и при этом выполняет роль информатора о состоянии преступности, ее причинах, условиях, действенности принимаемых мер. Как координатор деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокуратура должна располагать полными данными о преступности.

Оценка данных о преступности заключается в определении ее масштабов, выявлении особенностей порождения, развития, функционирования, подверженности влиянию конкретных предупредительных и правоохранительных мер.

Высокая организация анализа и сам анализ преступности, ее изменений, позволяет выявлять причины преступности, правильно определять направления и меры борьбы с ней, вырабатывать обоснованные рекомендации по совершенствованию предупредительной и правоохранительной деятельности[1].

В данной работе сделана попытка выделить основные способы и методы организации анализа и проведения самого анализа состояния преступности в прокуратуре города, района.

В науке понятие преступности рассматривается с разных точек зрения: уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика — методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия — влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология — место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах.

Проанализировав изложенные характеристики, можно сделать вывод, что преступность — это объективно существующее в обществе негативное явление, связанное с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности и требующее специфических форм и методов борьбы.

Преступность представляет собой социальное явление, включающее совокупность различных актов индивидуального преступного поведения. Однако для преступности свойственно преодоление этих индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие.

В криминологии под преступностью понимается социальное исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени. Преступность включает не просто множество преступлений. Их совокупность представляет сложное специфическое системно-структурное образование с многообразными взаимосвязями преступлений и преступников, разных видов преступлений и преступности в целом.

Социальная природа и социальная обусловленность преступности проявляются в том, что она возникает из конкретных деяний, совершенных людьми в обществе и против интересов общества, их особого социального поведения.

В настоящее время в нашем обществе сложилась социальная напряженность, кризисные явления в экономике, политике, в социальной сфере, снижение авторитета органов власти и управления вызвали рост преступности, повышение степени общественной опасности отдельных видов преступлений. Особенно опасный характер приобрели организованная преступность, межнациональные конфликты, терроризм, сопровождающиеся гибелью невинных людей и актами вандализма и насилия[2].

В целях эффективной и результативной борьбы с преступностью необходима правильная организация ее анализа и сам анализ.

Анализ преступности представляет собой единство познания и оценки. В процессе познания исследователь получает фактические данные о преступности, как бы ее «фотографию», правда, специфически отраженную в системе признаков, характеристик. Оценка предполагает соотнесение полученных статистических данных с рядом других в целях выработки необходимых управленческих решений. Например, данные о фактической преступности соотносятся с прежними представлениями о ней, которые определяли организацию борьбы. На этом основании делаются выводы о правильности прежних представлений, вносятся коррективы в планы мероприятий по предупреждению преступности и т.д. Данные о преступности также всегда сопоставляются с потребностями того, кто осуществляет анализ, с тем, что он хочет получить, какие цели при этом преследует. Если речь идет о повышении эффективности предупреждения преступности, то, очевидно, в первую очередь анализу должны подвергаться те характеристики, которые отражают особенности порождения преступности социальной средой. В то же время данные о наиболее распространенных способах преступной деятельности приобретают особое значение в процессе совершенствования деятельности по раскрытию преступлений.

Вообще познание и оценку можно разграничивать разве что в абстракции. Практически они взаимосвязаны. Содержание оценки, т.е. то, с каких позиций будет исследоваться преступность (криминологических, криминалистических и т.п.), задает цель познания, его направленность, определяет границы. В свою очередь, сама оценка зависит от результатов познания, в том числе на предшествующих его этапах.

Таким образом, важно, во-первых, обеспечивать целенаправленность аналитической деятельности, правильно определить ее задачи; во-вторых, учитывать при анализе имеющиеся данные о закономерностях преступности.

Оценка данных о преступности заключается в определении ее масштабов, выявлении особенностей порождения, развития, функционирования, подверженности влиянию конкретных предупредительных и правоохранительных мер.

Целью анализа в прокуратуре города, района является повышение эффективности правоохранительной деятельности. Для достижения этой цели аналитическая работа в прокуратуре должна быть направлена на решение двух основных задач:

1. Определение приоритетных направлений по всем видам деятельности прокуратуры города, района. Для этого необходимо установить наиболее распространенные виды нарушений законов, динамику их развития, кем и на каких территориях города, района они в основном совершаются, выявить причины и условия им способствующие, определить меры по их устранению.

2. Обобщение, оценка деятельности прокуратуры, правоохранительных органов, а также принятие необходимых мер, в том числе, формирование планов, подготовка организационно-распорядительных и информационно-справочных документов, направленных на совершенствование организации и управления в прокуратуре города, района и устранение основных недостатков в работе.

Решение этих задач, в свою очередь, при  выявлении:

 — общих данных о преступности как объекте анализа, общей распространенности и общественной опасности преступности в конкретных условиях места и времени;

 — социальных характеристик преступности, которые указывают на особенности ее порождения и функционирования: социальная направленность; мотивация; социально-территориальная распространенность; социально-групповая распространенность;

 — характеристик, дающих представление об особенностях самой преступности как относительно самостоятельном явлении; степени ее активности, устойчивости, организованности.

При организации анализа преступности в городе, районе истребуются следующие первоисточники:

 — статистические отчеты о преступности;

 — статистические карточки на лицо, совершившее преступление;

 — статистические карточки на подсудимого;

 — данные обобщения уголовных дел и материалов о преступлениях;

 — данные прокурорских проверок;

 — данные социально-экономической, социально-демографической и другой статистики;

 — результаты изучения общественного мнения о преступности и криминологических исследований, если они проводились в городе, районе;

 — данные об иных правонарушениях и таких негативных явлениях, как пьянство, алкоголизм, уклонение от общественно полезного труда.

Статистическая информация выражает разные ступени познания истины, разные этапы прохождения статистической отчетности. В первую очередь подлежат анализу отчеты о:

 — зарегистрированных преступлениях;

 — лицах, совершивших преступления;

 —лицах, совершивших преступления, работающих в различных отраслях деятельности;

 — числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по приговорам, определениям, вступившим в законную силу;

 — месте, времени совершения преступлений, составе осужденных;

 — распределении осужденных за отдельные виды преступлений по отраслям их деятельности;

 — несовершеннолетних осужденных.

Использование статистических карточек открывает дополнительные возможности для оценки состояния преступности, так как позволяет уточнить конкретные обстоятельства совершения преступления, отдельные моменты, связанные с личностью виновного. Например, изучение статистических карточек дает возможность провести достаточно детальный анализ распределения лиц, совершивших преступления, одновременно по возрасту, месту их проживания, месту совершения преступления, семейному и профессиональному положению, а также позволяет установить, где, какой категорией лиц и в каких масштабах чаще всего совершаются преступления, уточнить характер совершения преступления.

Регулярные анализы статистических показателей об уровне и структуре преступности в каждой конкретной территориальной единице, проводимые органами прокуратуры, представляют интерес, так как позволяют выявить интенсивность совершения преступлений в зависимости от срока проживания в городе, определить удельный вес среди преступников лиц приезжих и местных, лиц без определенных занятий и т. д.

Важное значение имеет информационно-аналитическая работа прокуратуры, суда, органов внутренних дел, юстиции, в частности обобщение отдельных категорий уголовных дел. Данные выборочного или сплошного исследования уголовных дел значительно расширяют представления о преступлениях, о личности преступников, помогают выводить на причины и условия совершения преступления.

Прежде чем определить выборку, нужно четко представлять цель и характер проводимого обобщения, период, за который проводится обобщение, предусмотреть в плане все необходимые вопросы. В зависимости от объема работы можно провести сплошное или выборочное изучение.

Сплошное изучение уголовных дел применяется чаще всего в тех случаях, когда имеется небольшой объем уголовных дел или изучаются редко возникающие на практике дела.

Изучение уголовных дел целесообразно проводить по специально разработанной программе, в которой нужно предусмотреть такие вопросы, которые не включены в статистическую карточку на обвиняемого или подсудимого и которые характеризовали бы особенности формирования жизнедеятельности личности, ее ближайшее окружение и т. п. Например, если преступление совершено по месту работы и надо определить ситуацию, способствующую его совершению, то можно поставить такие вопросы: использовал ли виновный в преступных целях орудия (предметы) своего труда, вверенные по службе материальные ценности, неофициальные личные контакты и т. п.; какие недостатки в организации производственного процесса способствовали созданию ситуации совершения преступления.

Использование материалов прокурорских проверок позволяет существенно расширить и дополнить представления о характере и причинах антиобщественных деяний, объяснить, почему произошли те или иные изменения в количественных и качественных характеристиках преступлений.

Сопоставительный анализ изменений в картине правонарушений и преступлений, совершенных на отдельных предприятиях, в учреждениях, позволит выявить наиболее слабые места в постановке охраны, дисциплины труда. Эти данные могут стать существенным дополнением к анализу уголовных дел или послужить поводом для организации криминологического изучения.

Определенным сигналом к необходимости более тщательного анализа могут служить и материалы проверок, осуществленных в порядке надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах.

Прокурорские проверки, направленные на борьбу с преступностью, и другими правонарушениями, позволяют не только отметить недочеты и недостатки в работе правоохранительных органов, но и определить пути изучения причин, способствующих совершению правонарушений, выявить факторы, которые чаще всего влияют на неблагоприятные изменения в преступности.

Глубокий анализ преступности с установлением обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений, может быть дан только тогда, когда наряду с уголовно-статистическими данными будут использованы и материалы, содержащие информацию экономического, демографического, социально-культурного характера и др.

Анализируя изменения показателей, характеризующих социально-экономические условия жизни людей в городе, районе, необходимо обратить особое внимание на: а) изменения в численности и социально-демографическом составе населения, в том числе связанные с миграцией; при этом используются соответствующие данные социально-демографической статистики о движении населения, о естественном приросте, смертности и т.п. по городу и району в целом; б) строительство новых предприятий, расширение прежних, появление предприятий, учреждений, новых отраслей промышленности.

Сравнение данных о преступности с материалами, характеризующими иные правонарушения и антиобщественные деяния, позволяет проследить взаимосвязь преступности и различных видов антиобщественного поведения, в частности такого, как потребление спиртных напитков и совершение хулиганства, других преступлений против личности. В этих целях всегда следует иметь виду статистические данные, содержащиеся в отчетах о числе задержанных и доставленных в медвытрезвитель, о лицах, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, привлеченных к ответственности за мелкое хулиганство, анализ мелких хищений и т.п.[3]

Изучение состояния законности осуществляется в два этапа:

1) сбор эмпирической информации о состоянии законности и правопорядка, а также о явлениях, детерминирующих их;

2) анализ собранной информации в целях проверки гипотез, формулирования выводов, на основе которых разрабатываются предложения по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и деятельности правоприменительных и контролирующих органов;

В качестве методов сбора первичной эмпирической информации можно рассматривать истребование данных официальной статистики, организацию опросов в различных формах (анкетирование, интервью), изучение документов (уголовных дел, приговоров, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, документов прокурорского реагирования, материалов проверок контролирующих органон, материалов журналистских расследований, материалов органов местного самоуправления), проведение экспертных оценок.

К наиболее распространенным методам анализа эмпирической информации относятся следующие:

 — использование относительных и обобщающих показателей (анализ состояния, динамики преступности и правопорядка не только в абсолютных цифрах, но и в коэффициентах; анализ структуры преступности в долях и процентах, сопоставление динамики структуры, выраженной в относительных показателях);

 — статистические ряды (ряды распределения, ряды динамики);

 — параллельные ряды;

 — аналитические группировки;

 — измерение координационных связей.

В отдельных случаях целесообразно использовать более сложные методики анализа, такие как математический анализ, матричное моделирование, факторный анализ и различные варианты математического моделирования.

Ценная информация, которая может быть положена в основу анализа состояния законности и правопорядка, содержится в материалах прокурорской практики, к которым относятся следующие документы:

 — организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, в т.ч. информация профильного управления (отдела) ГП РФ и прокуратуры субъекта РФ;

 — акты прокурорского реагирования;

 — материалы прокурорских проверок во всех сферах деятельности (следует восстановить в памяти, какие нарушения законов были допущены, какие нарушения встречались наиболее часто, устранены ли нарушения, восстановлены ли нарушенные права и законные интересы);

 — материалы проверок ведомственных и других контролирующих органов;

 — материалы проверок состояния работы в прокуратуре;

 — статистическая отчетность прокуратуры;

 — докладные записки и информации направляемые в адрес вышестоящей прокуратуры;

 — решения координационных, оперативных совещаний; организационно-распорядительные документы прокуратуры;

 — материалы доследственных проверок;

 — материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел;

 — электронные базы данных актов органов местного самоуправления;

 — экспертные заключения уполномоченных органов на нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;

 — обращения граждан и организаций, в т.ч. общественных организаций, а также депутатские обращения и запросы;

 — СМИ, периодические издания правового направления, в которых работники правоохранительных, контрольных и судебных органов делятся своим опытом;

 — личные впечатления, телефоны доверия, горячие линии;

 — статистические и иные данные правоохранительных и контролирующих органов, органов власти, организаций

Методика анализа материалов прокурорской практики включает следующие элементы:

1) уяснение целей и задач анализа;

2) составление программы анализа и обобщения материалов прокурорской практики (в отдельных случаях составляется специальный аналитический вопросник и макеты таблиц);

3) изучение документов прокурорской практики в соответствии с программой и регистрация в таблицах аналитических данных;

4) формулирование теоретических положений и практических выводов по результатам обобщения[4].

Проведенный на основании изложенных в настоящей работе методик анализ преступности на территории Задонского района Липецкой области за 1-е полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал, что число зарегистрированных преступлений сократилось с 236 до 234, т. е. на 0,9%.

Снизилась на 28,6% противоправная активность лиц, ранее судимых за совершение  преступлений (с 49 до 35) и на 11,0% — ранее совершавших преступления (со 100 до 89), на 31,6% сократилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (с 19 до 13), на 80,0% — в сфере быта (с 5 до 1) и на 50,0% — совершенных с применением оружия. Снизилось на 47,7% количество преступлений против жизни и здоровья граждан (с 44 до 23), в том числе убийств (с 3 до 1) и фактов причинения тяжкого вреда здоровью (с 7 до 3).

Наряду с этим произошел рост на 30,8% преступлений против собственности (со 133 до 174), в том числе краж из квартир (с 16 до 26), краж из магазинов (с 3 до 6), грабежей (с 5 до 6), разбоев (с 0 до 3), фактов уничтожения имущества (с 1 до 5). Возросло число преступлений, совершенных в общественных местах (на 8,0%, с 25 до 27) и на улицах (на 22,2%, с 9 до 11), в составе группы (с 4 до 15), несовершеннолетними (на 80,0% с 5 до 9).

Возросло количество выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с 2 до 3.

Раскрываемость преступлений. Возросла раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений (с 80,3% до 81,2%), а так же отдельных категорий и видов преступлений: против жизни и здоровья граждан (с 67,3% до 77,4%), в том числе убийств (с 40,0% до 100,0%), преступлений против собственности (с 45,7% до 46,6%), в том числе краж транспортных средств (с 25,0% до 50,0%), фактов неправомерного завладения транспортными средствами (с 25,0% до 50,0%), краж скота (с 25,0% до 33,3%).

Вместе с тем доля раскрытых преступлений от находящихся в производстве снизилась с 58,3% до 49,7%, снижена раскрываемость краж (с 45,8% до 32,7%), в том числе краж из квартир (с 59,5% до 40,6%), фактов уничтожения имущества (со 100,0% до 33,3%).

Использование компьютерных технологий в юридической практике весьма разнообразно: создаются информационно-поисковые системы для учета уголовных дел, лиц, совершивших преступления, похищенного имущества и оружия, автотранспорта и т.д. Внедряются вспомогательные подсистемы для учета кадров правоохранительных органов, финансов, имеющихся ресурсов, нарушений законности и т.п.

Для прокурорских работников информационные технологии позволяют более эффективно осуществлять надзор в данной области и анализировать преступность, поскольку значительно ускоряется возможность получения необходимой информации, а значит, и своевременное реагирование на нарушения закона и разрабатывать методы борьбы с преступностью. Возможность сохранения информации позволяет анализировать состояние преступности по годам, категориям преступлений, выявляя возникающие тенденции в области борьбы с преступностью в городе, районе.

По результатам анализа преступности составляется обобщенная справка, в которой отражается ряд моментов.

1. Общая распространенность преступности и ее изменения в анализируемом периоде. Имеются в виду абсолютные данные (число фактов и лиц) и относительные (коэффициенты по фактам и лицам).

2. Выводы о том, являются ли изменения преступности реальными, отражающими фактическое положение дел, или они связаны с улучшением (ухудшением) выявления и регистрации преступлений. В последнем случае важно выяснить, касалось ли улучшение (либо ухудшение) всей преступности или отдельных ее видов (каких), имело ли оно место на всей территории или только в отдельных районах, городах.

3. Достаточно ли полно, судя по данным бюро судебно-медицинских экспертиз, контролирующих органов и других, уголовная статистика отражает фактическое положение дел с распространенностью, другими качественными характеристиками преступности. Каковы реальные изменения видов преступности.

4. Какие контингенты населения более или менее интенсивно втягивались в совершение различных преступлений (несовершеннолетние, молодежь, лица старших возрастов, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, неработавшие и неучившиеся, лица с разным уровнем образования и т.д.).

5. Особенности качественных и количественных характеристик преступности (в динамике) в городах и сельской местности, разных типах поселений.

Другие моменты отражаются в справке с учетом специфики региона, особенностей преступности, ее изменений и целей анализа.

В заключении должны формулироваться рекомендации, вытекающие из анализа.

 

Библиография

1 Методика анализа преступности: Методическое пособие. /Под ред. зам. Генерального прокурора СССР О.В. Сороки. — М., 1986.

2 Прокурорский надзор: Учеб. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. — М., 2008.

3 Методика анализа преступности: Методическое пособие. /Под ред. заместителя Генерального прокурора СССР  О.В. Сороки. — М., 1986.

4  Анализ состояния законности и правопорядка в Российской Федерации: схема и методические рекомендации. / О.С. Ка-пинус, Б.В. Андреев, С.М. Иншаков, А.Х. Казарина, В.П. Тищенко. — М., 2009.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024