УДК 340.1
 
М.Ю. ОСИПОВ,
кандидат юридических наук
 
Автор анализирует основные существующие классификации факторов, влияющих на формирование права, и делает вывод, что  сочетание и особенности этих факторов определяют эффективность правотворчества и правового регулирования.
Ключевые слова: правотворчество, правовое регулирование, классификация факторов
 
Под основными факторами, влияющими на правотворчество, следует понимать такие жизненные обстоятельства, которые будут содействовать или препятствовать процессу правотворчества и правового регулирования. В литературе существуют различные классификации факторов, влияющих на правотворчество и правовое регулирование.
Так, А.С. Пиголкин считает, что основными факторами, определяющими формирование права, являются экономические, политические, социальные, национальные, внешнеполитические, идеологические, организационно-волевые факторы. При этом к экономическим факторам он относит «материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства»; к политическим — «политическую обстановку в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений»; к социальным — «степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод»; к национальным — взаимоотношения и формы сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботу об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовые механизмы оформления их юридического статуса. «Международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями» относятся, по мнению А.С. Пиголкина, к внешнеполитическим факторам, а к идеологическим факторам, влияющим на процесс правотворчества, — «идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи»[1].
По мнению Ю.А. Тихомирова, факторы, влияющие на правотворчество, можно разделить на две группы по характеру влияния: факторы, находящиеся вне правовой системы, и факторы, находящиеся внутри правовой системы[2]. В зависимости от времени действия они подразделяются ученым на постоянные и временные. По мнению А. Нашиц, все факторы, влияющие на правотворчество, можно разделить на три большие группы: факторы естественной среды, факторы социально-экономической среды и человеческий фактор[3].
На наш взгляд, при анализе факторов, влияющих на правотворчество и правовое регулирование, следует исходить из того, что правовое регулирование, а тем более правотворчество, всегда вызвано какой-нибудь причиной объективного или субъективного характера. Поэтому все факторы, влияющие на правотворчество и, как следствие, на правовое регулирование, могут быть подразделены на объективные и субъективные.
Кроме того, правотворчество как деятельность по созданию, изменению или отмене норм права имеет свое содержание в виде действий и операций, на которое также оказывают влияние различные объективные и субъективные факторы. Дать их полный перечень не представляется возможным, поскольку число их слишком велико. Кроме того, влияние их носит динамический характер, т. е. изменяется с течением времени. Тем не менее можно выделить факторы, непосредственно влияющие на ход и содержание процесса правотворчества (прямые факторы), и факторы, влияющие на процесс правотворчества и правового регулирования через другие факторы (косвенные факторы)[4].
В дополнение к приведенной классификации факторов, влияющих на процесс правотворчества и правового регулирования, по виду влияния можно выделить позитивные и негативные факторы. К первым относятся факторы, способствующие улучшению системы права, появлению более качественных законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых устраняются правотворческие и иные ошибки в правовом регулировании; ко вторым — факторы, препятствующие этому.
В зависимости от стадий правотворческого процесса можно выделить факторы, влияющие:
а) на принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта, заключения нормативного договора;
б) на процесс разработки проекта нормативного правового акта, нормативного договора;
в) на принятие решения о внесении проекта нормативного правового акта в правотворческий орган;
г) на процесс обсуждения закона или иного правового акта в правотворческом органе;
д) на принятие решения об одобрении проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;
е) на процесс утверждения проекта нормативного правового акта.
К числу факторов, влияющих на процесс правового регулирования, можно отнести:
1) состояние предмета правового регулирования, наличие новых общественных отношений, еще не урегулированных правом;
2) осознание субъектом правотворчества состояния предмета правового регулирования, наличия новых общественных отношений, еще не урегулированных правом;
3) степень определенности правового статуса субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
4) осознание субъектом правотворчества степени определенности правового статуса субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
5) степень определенности правового режима объектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
6) осознание субъектом правотворчества степени определенности правового режима объектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
7) степень определенности субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
8) осознание субъектом правотворчества степени определенности субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
9) степень определенности оснований возникновения и прекращения субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
10) осознание субъектом правотворчества степени определенности оснований возникновения и прекращения субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
11) степень определенности способов и сроков реализации субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
12) осознание субъектом правотворчества степени определенности способов и сроков реализации субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
13) наличие или отсутствие мер защиты и мер ответственности за несоблюдение юридических обязанностей или нарушение субъективных прав;
14) осознание субъектом правотворчества наличия или отсутствия мер защиты и мер ответственности за несоблюдение юридических обязанностей или нарушение субъективных прав и их эффективности;
15) наличие или отсутствие иных источников права, регулирующих данный вид общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
16) осознание субъектом правотворчества наличия или отсутствия иных источников права, регулирующих данный вид общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
17) степень определенности пределов действия этих источников во времени, в пространстве и по кругу лиц;
18) осознание субъектом правотворчества степени определенности пределов действия этих источников во времени, в пространстве и по кругу лиц;
19) степень определенности и эффективности процедуры правоприменения;
20) осознание субъектом правотворчества степени определенности и эффективности процедуры правоприменения;
21) степень конкретности и определенности правовых предписаний;
22) осознание субъектом правотворчества степени конкретности и определенности правовых предписаний;
23) степень соответствия состояния правового регулирования общественных отношений принципам правового регулирования и требованиям, предъявляемым к нему[5];
24) осознание субъектом правотворчества степени соответствия состояния правового регулирования общественных отношений принципам правового регулирования и требованиям, предъявляемым к нему;
25) степень реализации основных функций правового регулирования;
26) осознание субъектом правотворчества степени реализации основных функций правового регулирования;
27) наличие ошибок в правовом регулировании;
28) осознание субъектом правотворчества наличия ошибок в правовом регулировании и необходимости их устранения.
Таким образом, анализ факторов, влияющих на правовое регулирование, а соответственно и на правотворчество, показывает, что каждому объективному фактору корреспондирует субъективный фактор, и только в случае, если объективный и субъективный факторы являются конгруэнтными или согласованными между собой, правотворчество будет более эффективным, а состояние системы правового регулирования будет более близко к оптимальному, т. е. к состоянию, когда число ошибок в правовом регулировании будет стремиться к нулю, а правовые предписания будут оперативно отражать изменившиеся общественные отношения. При этом динамика правового регулирования, на наш взгляд, будет зависеть от сочетания и особенностей вышеуказанных факторов.
 
Библиография
1 Пиголкин А.С. Правотворчество: Проблемы теории государства и права / Ред. В.С. Нерсесянц. — М., 2000. С. 309—310.
2 См.: Тихомиров Ю.А. Правотворчество // Общая теория государства и права: Акад. курс: В 3 т. Т. 2 (Право). — М., 2007. С. 400—401.
3 См.: Нашиц А. Правотворчество и законодательная техника. — М., 1974. С. 36—56.
4 Подробнее об этом см.: Афанасьев В.С. Проблемы укрепления законности и правопорядка // Общая теория государства и права / Ред. В.В. Лазарева. — М., 1996.
5 О принципах правового регулирования и требованиях, предъявляемых к нему, см.: Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система // Право и политика. 2006. № 1