УДК  342.9

Страницы в журнале: 49-51 

 

А.В. КРОПАЧЕВА,

аспирант Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

 

Исследуется вопрос об административной ответственности в сфере строительства. Рассматривается термин «градостроительная деятельность», который по своей сущности является синонимом такой широко используемой в специальной литературе категории, как «строительная деятельность».

Ключевые слова: административная ответственность, строительная деятельность, правонарушение, наказание, законодательство.

 

A specialty of the administration responsibility for the trespassing of the construction acts

 

Kropacheva A.

 

This article is devoted to the investigation of the administration responsibility in the sphere of construction. It is regarded the term «town-planning» which is the synonym of the term «construction» which is used in special texts.

Keywords: administration responsibility, construction activity, offence, punishment, legislation.

 

В  юридической литературе имеются многочисленные определения административной ответственности[1], но мы примем в качестве обзорной дефиницию, которая широко используется в учебной литературе по административному праву[2].

Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, суть которой выражается в назначении органом государственной власти или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность за отступление от норм строительного законодательства в России является средством охраны правопорядка, элементом государственно властных полномочий, а также одним из способов укрепления законности при осуществлении строительной деятельности на территории страны.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим строительную деятельность, является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрадК РФ). Однако он регулирует отношения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, ввода их в эксплуатацию лишь на территории городов и иных поселений. Поэтому в ГрадК РФ сформулировано легальное определение понятия «градостроительная деятельность», которым должны руководствоваться все физические и юридические лица в процессе реализации правовых норм в области строительства. Согласно ГрадК РФ градостроительная деятельность — это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 1).

Термин «градостроительная деятельность» является по своей сущности синонимом такой широко используемой в специальной литературе категории, как «строительная деятельность»[3]. Разница заключается лишь в том, что строительная деятельность осуществляется не только в городах и иных поселениях, но и за пределами их границ (обустройство нефтяных и газовых скважин, прокладка железнодорожных и шоссейных магистралей, каналов и трубопроводов и т. п.). Во избежание терминологической путаницы мы используем категорию «строительная деятельность», которая более точно соответствует смыслу ст. 9.5 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение строительного законодательства.

Субъектами строительной деятельности выступают индивидуальные застройщики, специализированные предприятия и организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством данные субъекты приобретают специальный статус застройщика, инвестора, заказчика, проектировщика, лица, выполняющего инженерные изыскания, эксперта, органа государственного строительного надзора[4]. Между ними возникают правоотношения по поводу:

1) регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

2) приобретения лицензии на осуществление определенных видов строительной деятельности;

3) получения разрешения на строительство;

4) осуществления строительного контроля.

Основаниями административной ответственности за нарушение строительного законодательства в Российской Федерации являются нормативный, фактический и процессуальный факторы[5].

Нормативную основу административной ответственности в области осуществления строительной деятельности образует система правовых норм строительного законодательства и КоАП РФ.

Как указывалось выше, основным актом строительного законодательства является ГрадК РФ, который закрепляет основы градостроительной политики в России, определяет компетенцию исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в области градостроительства, устанавливает государственный строительный надзор при осуществлении капитального строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов, если при этом затрагиваются характеристики их надежности и безопасности, формулирует отсылочные нормы об уголовной или административной ответственности за нарушение строительного законодательства (ст. 4).

Наряду с ГрадК РФ в систему строительного законодательства входят Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», многочисленные строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты (ГОСТ), технические условия (ТУ), закрепляющие обязательные требования к осуществлению строительных работ, прочности строительных конструкций и материалов (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Акты с техническими нормами будут действовать до их полной замены техническими регламентами, как это и предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Нормы строительного законодательства по своему целевому назначению являются положениями позитивного регулирования[6]. Поэтому они не могут сами по себе служить нормативным основанием административной ответственности в области строительства. В качестве обязательной составляющей нормативного основания административной ответственности за нарушение строительного законодательства выступают также правоохранительные установления КоАП РФ.

Таким образом, нормативное основание административной ответственности за несоблюдение строительного законодательства составляют положения права, регламентирующие регулятивные и охранительные правоотношения в области строительства на территории России.

Фактической причиной наступления административной ответственности за нарушение строительного законодательства является административное правонарушение, посягающее на установленный порядок строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, приемки и ввода его в эксплуатацию. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Впервые в российском законодательстве сформулировано понятие административной ответственности юридического лица (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). С учетом существенных признаков этой дефиниции можно дать определение административной ответственности юридического лица за нарушение строительного законодательства. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в области строительства, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения всех норм и правил строительного законодательства России, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания за нарушение строительного законодательства Российской Федерации юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Процессуальным основанием административной ответственности за нарушение строительного законодательства служит правоприменительный акт, принятый по делу органами государственного строительного надзора (ст. 23.56 КоАП РФ).

Административная ответственность в области строительства выполняет важные социальные функции. Она обеспечивает строгое соблюдение установленного государством порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, приемки и ввода их в эксплуатацию, служит средством предупреждения совершения новых административных правонарушений, подчинена карательной или наказательной цели. Кара, как считают многие ученные, есть сущность наказания[7]. Для административной ответственности всегда свойственно воспитание или перевоспитание правонарушителя. В части 1 ст. 3.1 КоАП РФ не названа воспитательная цель, как это было сделано в ст. 7 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984 года. Однако совершено очевидно, что предупреждение совершения новых правонарушений есть воспитание правонарушителя, а для других лиц является примером. Принудительное влияние на правонарушителя будет оказывать психологическое воздействие. У граждан должно появиться чувство уважения к праву, закону. Но если мы имеем в виду административную ответственность юридических лиц, то говорить об их развитии невозможно. Психологическое воспитание может быть оказано только на человека. Скорее всего, это и послужило основанием для невключения в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ положения о воспитательной цели административного наказания. Тем не менее в состав юридических лиц входят обычные граждане; именно они и подвержены, как нам представляется, психологическому воздействию.

Воспитательное влияние административной ответственности в сфере строительства проявляется в том, что государство дает возможность ознакомления с законами, в которых установлен определенный запрет, обеспеченный санкцией КоАП РФ. Лица не должны совершать противоправных действий.

Таким образом, административная ответственность оказывает мотивирующее воздействие на физических и юридических лиц в целях строгого соблюдения правовых норм строительного законодательства. Тем самым обеспечивается безопасность строительных работ для жизни и здоровья человека, предотвращается эксплуатация некачественных зданий и сооружений.

Сказанное позволяет сделать вывод, что административная ответственность за нарушение строительного законодательства России представляет собой применение к виновным физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения в области строительства, административных мер воздействия в особом, урегулированном нормами

КоАП РФ процессуальном порядке в целях наказания правонарушителей, предупреждения совершения новых правонарушений, обеспечения порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, приемки и ввода их в эксплуатацию.

 

Библиография

1 См., например: Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. — М., 2009. С. 603.

2 См., например: Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. — М., 2006. С. 324.

3 См.: Шумилов М.С. Гражданские здания и их техническая эксплуатация. — М., 2009. С. 18.

4 См.: Положение о Главном управлении жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (приложение к Указу губернатора Омской области от 26.05.2009 № 42).

5 См.: Бахрах Д.Н. Административное право. — М., 2008. С. 103.

6 О классификации норм права подробно см.: Недбайло П.Е. Нормы советского права. — М., 1959; Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. — Саратов, 1987.

7 См., например: Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование): Моногр. — Воронеж, 1970. С. 134; Михлин А.С. Проблемы совершенствования системы наказаний в советском уголовном праве // Актуальные проблемы уголовного права: Сб. науч. работ. — М., 1988. С. 105.