Реклама
Статья

Особенности исполнения договора водоснабжения

Анализируются особенности исполнения договора водоснабжения как гражданско-правового обязательства. Рассмотрен порядок исполнения данного договора, а также условия его исполнения.

УДК 347.44 

Страницы в журнале: 43-46

 

В.В. ШИРОБОКОВ,

соискатель кафедры гражданского права Российской академии правосудия hepburn08@mail.ru

 

Анализируются особенности исполнения договора водоснабжения как гражданско-правового обязательства. Рассмотрен порядок исполнения данного договора, а также условия его исполнения.

Ключевые слова: обязательство, договор, исполнение договора.

 

Characteristics of water supply contract discharge

 

Shirobokov V.

 

This article is devoted to the  characteristics of water supply contract discharge as a private obligation. The order of contract discharge and contract conditions and its particularizes are considered. 

Keywords: obligation, contract, discharge of contract.

 

Проблема исполнения гражданско-правового обязательства по настоящее время остается актуальной. Работ, посвященных данной тематике, насчитывается достаточно много[1]. Целью статьи является не обзор до сих пор противоречивых научных взглядов, а рассмотрение особенностей исполнения такого вида обязательства, как договор водоснабжения, которому в юридической литературе уделено мало внимания.

В теории права даются различные определения понятия «исполнение обязательств».

В частности, под исполнением обязательства понимается совершение должником действия, обусловленного содержанием обязательства, в пользу кредитора или, в соответствии с условиями обязательства, — в пользу третьего лица[2].

Согласно М.И. Брагинскому, «исполнение обязательства заключается в совершении или воздержании от действий, составляющих предмет обязательства»[3]. Также «под исполнением обязательства понимается совершение должником действия (или воздержание от такового), обусловленного содержанием обязательства»[4].

По мнению В.В. Витрянского, исполнение обязательства состоит в совершении кредитором и должником действий, составляющих содержание их прав и обязанностей[5].

В науке гражданского права единодушно отмечается, что исполнение обязательства составляет его цель[6].

В самом деле, исполнение — это тот результат, к которому добросовестные стороны обязательства стремятся, полагают его достичь. Надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 Гражданского кодекса РФ), следовательно, исполнение сторонами лежащих на них прав и обязанностей влечет прекращение обязательственного правоотношения.

Отсюда можно сделать вывод о том, что стороны, вступая в обязательственное правоотношение, преследуют определенную цель — надлежащее исполнение обязательства, последствием которого является прекращение их прав и обязанностей.

Если исходить из того, что в основе обязательственного правоотношения лежат волевые действия сторон этого правоотношения — кредитора и должника (сторон договора), имеющие своей целью надлежащее исполнение обязательства (договора), то под исполнением обязательства (договора) следует понимать волевые действия сторон обязательственного правоотношения (сторон договора), направленные на его надлежащее исполнение, имеющее своей целью прекращение прав и обязанностей.

Исполнение всегда представляет собой определенный процесс. Правоведы верно отмечают, что исполнение обычно не сводится к совершению какого-либо одного действия, и приводят в качестве примера выполнение работы, которое состоит из нескольких последовательно совершаемых действий, представляющих собой определенный процесс[7].

В цивилистике иногда выделяют три стадии исполнения обязательств:

1) организационную;

2) материальную;

3) технико-юридическую.

Организационная стадия исполнения включает информационные действия как должника, так и кредитора. Первый предлагает исполнение, а второй информирует о готовности принять исполнение.

Материальная стадия исполнения включает два основных действия: предоставление исполненного должником и принятие предмета исполнения кредитором.

Технико-юридическая стадия включает в себя действия по проверке исполненного по качественным и количественным показателям[8].

Исполнение договора водоснабжения также представляет собой процесс, причем процесс непрерывный, поскольку снабжение абонента водой осуществляется непрерывно посредством присоединенной сети.

Кауза договора водоснабжения, которой является снабжение абонента питьевой водой, позволяет говорить о том, что исполнение обязательства по договору водоснабжения (прием и отпуск питьевой воды) осуществляется непрерывно и способом такого исполнения служит наличие присоединенной сети.

Поскольку исполнение состоит из действия (бездействия), то, смотря по характеру обязательства и его условиям, оно может быть либо одинарным, либо составным. Одинарное исполнение обязательства состоит всего из одного действия каждой из сторон. Составное обязательство может являться таковым в силу своих особенностей[9].

На наш взгляд, договор водоснабжения следует отнести к составному обязательству. С одной стороны, абонент, заключая договор водоснабжения, должен принять от организации водопроводно-канализационного хозяйства определенное количество питьевой воды (лимит водопотребления), с другой стороны, организация водопроводно-канализационного хозяйства должна отпустить абоненту питьевую воду. Следовательно, каждая из сторон договора может совершить только одно действие: абонент  — принять питьевую воду, а организация водопроводно-канализационного хозяйства — отпустить определенное количество питьевой воды. Это является признаком одинарного исполнения обязательств. Вместе с тем договор водоснабжения включает в себя еще и действия по приему сточных вод. Таким образом, организация водопроводно-канализационного хозяйства может выполнять различные действия: отпускать питьевую воду (договор на отпуск питьевой воды), принимать стоки (договор на прием сточных вод), либо то и другое вместе (договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод). Соответственно, договор водоснабжения можно отнести к составному виду обязательств, и исполнение будет носить смешанный характер.

В.С. Толстой предлагал классифицировать исполнение обязательств в зависимости от возможности передачи и принятия предмета исполнения. В результате такой классификации выделяются три вида исполнения обязательств.

К первому виду относятся обязательства, предметы, исполнения которых передаются и принимаются (передача вещей в собственность, оперативное управление, владение, пользование, возврат вещей из временного владения, обязанности по оказанию услуг, требующих совершения действий по поводу вещей с целью их изменения, перемещения и т. д.).

Ко второму виду относятся обязательства, предметы, исполнения которых передаются должником, но их принятие кредитором невозможно (всякого рода сведения).

К третьему виду относятся обязательства, предмет исполнения по которым не передается и не принимается (использование имущества или иных благ, например, охрана объекта по месту его нахождения, перевод долга или уступка требования)[10].

Договор водоснабжения относится к первому виду исполнения, поскольку предполагает передачу и принятие предмета исполнения — питьевой воды. В договоре водоснабжения одна сторона — организация водопроводно-канализационного хозяйства — отпускает абоненту питьевую воду (принимает сточные воды), а абонент принимает воду, отпущенную организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Таким образом, исполнение договора водоснабжения носит смешанный характер: относится к составному виду исполнения, предполагающему передачу предмета исполнения — питьевой воды — посредством специального способа — через присоединенную сеть.

Стороны, заключая договор, могут сформулировать в нем положения, отличные от содержащихся в диспозитивных нормах. Это право сторон, но не их обязанность. Стороны договора водоснабжения могут предусмотреть в нем любые условия, которые по общему правилу не должны противоречить положениям нормативных правовых актов и, прежде всего, Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила)[11].

Следовательно, действия, которые должны совершить стороны, чтобы исполнить обязательство, могут вытекать не только из договора, но и из нормативных правовых актов. Если учитывать это обстоятельство применительно к договору водоснабжения, то, исходя из Правил, одна сторона договора — организация водопроводно-канализационного хозяйства — должна отпустить абоненту определенное количество питьевой воды и (или) принять от него сточные воды, а абонент должен принять отпущенную питьевую воду и уплатить за нее обусловленную договором цену. Но в любом случае стороны могут предусмотреть в договоре и иные права и обязанности.

Исполнение обязательств подчинено определенным общим правилам (принципам), распространяющимся как на договорные обязательства, так и на обязательства, основанные на иных юридических фактах[12].

Важнейшим из них выступает принцип надлежащего исполнения обязательства.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

Как отмечает С.В. Сарбаш, указанный принцип исполнения обязательства является генеральным, т.е. носит общий характер и в широком смысле охватывает собой все другие принципы: реального исполнения, недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, сотрудничества и добросовестности. Таким образом, всякое надлежащее исполнение является реальным исполнением, не нарушает принцип недопустимости одностороннего отказа, соответствует требованию сотрудничества и произведено добросовестно[13].

Полагаем, что с указанным мнением С.В. Cарбаша следует согласиться. Принцип надлежащего исполнения является предопределяющим для всех остальных принципов исполнения обязательств, в том числе и исполнения договора водоснабжения.

В заключение сделаем следующие выводы:

— исполнение договора водоснабжения представляет собой непрерывный процесс, заключающийся в снабжении абонента питьевой водой и приеме сточных вод посредством присоединенной сети, к которой присоединен абонент. Указанное исполнение носит смешанный характер — относится к составному виду исполнения, предполагающему передачу предмета исполнения — питьевой воды — посредством специального способа — через присоединенную сеть;

— исполнение договора водоснабжения подчинено общим принципам исполнения обязательства, главным из которых является принцип надлежащего исполнения. Указанный принцип предопределяет другие принципы исполнения обязательства.

 

Библиография

1 См., например: Толстой В.С. Исполнение обязательств. — М., 1973. C. 19.

2 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный) / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. — М., 2002. С. 665 (автор комментария — Г.Д. Отнюкова); Доренкова Ю.М. Исполнение договорного обязательства в гражданском праве России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2000. С. 12.

3 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (постатейный) / рук. авт. кол. и отв. ред. О.Н. Садиков. — М., 1997. С. 558 (автор комментария — М.И. Брагинский).

4 См.: Гражданское право: учеб. / под ред. С.П. Гришаева. — М., 1998. С. 131 (автор главы — Г.Д. Отнюкова).

5 См.: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М., 1995. С. 274 (автор комментария — В.В. Витрянский).

6 См.: Гражданское право России. Общая часть: курс лекций / отв. ред. О.Н. Садиков. — М., 2001. С. 589 (автор главы — М.И. Брагинский).

7 См.: Гражданское право: учеб. для вузов / под ред. В.В. Залесского, М.М. Рассолова. — М., 2002. С. 311 (автор главы — А.И. Косарев).

8 См.: Советское гражданское право / под ред. О.А. Красавчикова. 3-е изд., испр. и доп.  —  М., 1985. Т. 1. С. 471—473.

9 См.: Сарбаш С.В. Исполнение договорного обязательства. — М., 2005. С. 35.

10 См.: Толстой В.С. Указ. соч. C .63.

11 СЗ РФ. 1999. № 8. Ст. 1028.

12 См.: Гражданское право: учеб. / под ред. С.П. Гришаева. С. 132 (автор главы — Г.Д. Отнюкова).

 

13 См.: Сарбаш С.В. Указ. соч. С. 76.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
С 1 июля 2019 года в правовую систему России был включен новый институт наследственного права — институт наследственного договора. Многие аспекты этого института не получили своего полного раскрытия, правоприменительная практика наследственного договора только начинает складываться.
Добавлено: 14 дней назад
По мере развития человеческой цивилизации количество гражданско-правовых договоров постепенно увеличивалось, при этом в результате движения современных государств к VI технологическому укладу все чаще стали появляться новые договорные конструкции, не существовавшие ранее.
Добавлено: 14 дней назад
Сделка неразрывно связана с определенными психологическими элементами: волей, проявлением воли (волеизъявлением), мотивом, целью, потребностью и др. Толчком к зарождению воли на совершение сделки является осознанная потребность субъекта права в каком-либо товаре, работе, услуги.
Добавлено: 14 дней назад
В статье рассмотрены актуальные проблемы защиты гражданских прав и ответственности при реализации охранительной функции гражданского права в отношениях по поводу предвидимого нарушения договора
Добавлено: 04.03.2024
В статье утверждается, что международное право как феномен не регулирует общественные отношения, если они существуют абстрактно, без объективации в конкретных отраслях российского права, в том числе административного
Добавлено: 28.12.2023