Реклама
Статья

Особенности структуры умственного развития детей 10-11 лет, проживающих и обучающихся в условиях города и сельской местности

М.В. МАЛХАСЯН Статья посвящена изучению структуры умственного интеллекта у детей, проживающих в различных социокультурных условиях

М.В. МАЛХАСЯН

 

 

Статья посвящена изучению структуры умственного интеллекта у детей, проживающих в различных социокультурных условиях

Ключевые слова:умственное развитие детей, структура интеллекта, креативность. город, сельская местность

 

Distinctive features of intellectual growth and development structure of 10-11 year old children who are living and studying in cities and rural areas

The article is devoted to the study of structure of intellect of children living in different sociocultural societies

Keywords: : intellectual growth of children , structure of intellect, creativity, city, rural areas

 

Общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, отражающим состояние и тенденции развития общества, при этом, оказывая на него свое влияние. Модернизация отечественного образования должна способствовать актуализации проблемы повышения уровня социокультурного потенциала образовательных учреждений. Наличие различных по масштабу воздействия на современное образование социокультурных факторов обусловливает внутренние социокультурные изменения общеобразовательной школы, которые осуществляются под их влиянием [2].

Изменения, происходящие в обществе в условиях его социокультурной трансформации, задают направления изменений школьного процесса обучения [3]. Культурно-образовательное пространство детей школьного возраста во многом определяется типом учебного заведения и местом его расположения [2]. Культурно-образовательное пространство, по утверждению А.С. Запесоцкого, является совокупностью условий и возможностей личности, определяемых качеством функционирования образовательных и культурно-досуговых учреждений и влияния социально-культурной среды [1].

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ ,на 1 января 2009 г. из 13,4 млн. детей в возрасте 5 до 14 лет 68,31% проживают в городах и 31,68% детей проживают в сельской местности. В образовательном пространстве России в настоящее время 68,9% школ — сельские, их доля в региональных системах образования гораздо выше, чем городских. Городские и сельские школы в различных региональных условиях обладают неповторимым социокультурным статусом и производственным окружением, оказывающим существенное влияние на развитие личности детей.

Способность личности успешно осваивать культурно-образовательное пространство, активно формировать его, отражает социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие  детей, их «социокультурный интеллект». Интеллект, в свою очередь, можно рассматривать как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, тесно связанной с ее эмоционально-волевой сферой, потребностями и ценностными установками [5]. Следует отметить, усвоение детьми культурно-образовательного пространства зависит также и от состояния их здоровья, работоспособности, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, мотивационных установок и творческого потенциала [4].

Целью данного исследования было выявить различия в  структуре умственного развития детей 10-11 лет, проживающих и обучающихся в условиях городской среды и сельской местности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

—определить изучаемую структуру умственного развития детей, проживающих и обучающихся в условиях городской среды и сельской местности;

—выявить наиболее значимые корреляционные связи между показателями исследуемых групп.

В исследовании приняли участие 90 детей в возрасте 10—11 лет, учащихся 4-х классов средних общеобразовательных школ. Были выделены две группы детей:  1 группа — 46 учащихся средней общеобразовательной школы № 14 г. Нижнего Новгорода, из них 24 девочки и 22 мальчика; 2 группа — 41 учащийся из средней общеобразовательной школы поселка городского типа — Сосновское и деревни Виткулово Сосновского района Нижегородской области, из них 24 девочек и  17 мальчиков.

Для исследования умственного развития детей использовали тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.А. Ясюковой, для исследования творческого мышления детей использовали когнитивно-интеллектуальные творческие факторы теста Вильямса в адаптации Е.Е. Туник. Использовали следующие структурные факторы: общая осведомленность, интуитивное понятийное мышление, понятийное логическое мышление, понятийная категоризация, абстрактное мышление, образный синтез, пространственное мышление, логическая оперативная память, творческая производительность, гибкость дивергентного мышления, оригинальность мышления, ассиметричность дивергентного мышления, вербализация внутренних образов, креативность.

Статистическая обработка проводилась с использованием программы Statistica 6.1 для Windows с использованием параметрических и непараметрических методов статистической обработки данных.

В результате психолого-педагогического исследования детей, проживающих и обучающихся в городских и сельских условиях, были выявлены отличия в структуре их интеллектуальных особенностей.

Так, например, общий уровень интеллекта детей, оцениваемый как средний балл показателей субтестов 2-4 и 6 [4], проживающих в городе (3,22±0,08; s=0,56), достоверно выше (p=0,01 по  Wilcoxon Matched Pairs Test), чем у детей, проживающих и обучающихся в условиях сельской местности (2,91±0,07; s=0,49). Следует отметить, что все показатели структуры интеллекта входят в зоны 2 - ниже среднего и 3 - среднего уровня.

Показатели общей осведомленности детей, проживающих в городе, оцениваются как средние (3,39±0,15; s=1,02), и достоверно (p=0,04) отличаются от показателей детей, проживающих в сельской местности (2,97±0,11; s=0,75) — нижесреднего.

Наиболее высокие показатели структуры интеллекта в обеих группах детей были выявлены по интуитивному понятийному мышлению в группе 1 (3,69±0,08; s=0,55)  и группе 2  (3,24±0,08; s=0,53), тем не менее, в группе 1 показатели достоверно выше  (p=0,003).

Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимые зачатки для развития понятийного мышления у детей имеются, однако детям необходима помощь со стороны взрослых (родителей), взрослые должны постоянно контролировать, чтобы дети не просто зазубривали учебный материал, но и правильно понимали его. По показателям понятийного логического мышления, пространственного мышления и понятийной категоризации достоверных отличий между группами 1 и 2 не выявлено.

Показатели образного синтеза во 2-й группе (3,12±0,13; s=0,84) оказались достоверно выше (p=0,00007), чем в 1-й группе (2,26±0,07; s=0,53),  что свидетельствует о более высоком уровне развития репрезентативной функции исследуемой группы детей из сельской местности.

Показатели абстрактного мышления и логической оперативной памяти достоверно выше у школьников, проживающих в городе (p=0,00007 и p=0,01 соответственно), причем, только за счет отличий показателей у мальчиков, так как у девочек достоверных отличий не выявлено.

Показатели общих когнитивно-дивергентных творческих факторов у детей, проживающих и обучающихся в городе (61,82±2,84; s=0,56) и сельской местности (60,58±2,00; s=0,56) достоверно не отличаются (p=0,61). Однако показатели творческой производительности, гибкости дивергентного мышления  у детей, проживающих и обучающихся в сельской местности, достоверно выше (p=0,00008 и p=0,001 — соответственно), чем у городских детей, при этом показатели ассиметричности дивергентного мышления достоверно ниже (p=0,0006), чем у детей проживающих и обучающихся в городе.

Анализ корреляционных связей группы детей, проживающих и обучающихся в городских условиях, выявил, что наибольшее количество значимых связей (5) имеет фактор логической оперативной памяти. Увеличение показателя фактора логической оперативной памяти у данной категории детей ведет к снижению творческой производительности (r=-0,46; p=0,001), гибкости дивергентного мышления (r=-0,53; p=0,0001); оригинальности мышления (r=-0,53; p=0,0001); вербализации внутренних образов (r=-0,32; p=0,02) и общего показателя креативности (r=-0,37; p=0,01). Увеличение показателя фактора общей осведомленности влияет на снижение показателя гибкости дивергентного мышления (r=-0,41; p=0,003); фактор понятийного логического мышления оказывает положительное влияние на фактор оригинальности мышления (r=0,30; p=0,03). Показатель общего уровня интеллекта детей положительно влияет на фактор вербализации внутренних образов (r=0,31; p=0,03).

Анализ корреляционных связей группы детей, проживающих и обучающихся в сельских условиях выявил, что наибольшее количество значимых связей имеет фактор общей осведомленности (4): отрицательная зависимость с фактором творческой производительности (r=-0,38; p=0,01); оригинальности мышления (r=-0,50; p=0,0007); общей креативности (r=-0,36; p=0,01).

Показатели фактора пространственного мышления имеют положительную корреляционную связь с показателем фактора  вербализации внутренних образов (r=0,32; p=0,03) и общей креативности (r=0,38; p=0,01). На показатели фактора логической оперативной памяти оказывают отрицательное влияние показатели фактора гибкости   дивергентного мышления (r=-0,30; p=0,04).

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что общий уровень интеллекта у детей,  обучающихся и проживающих в городе, достоверно выше, чем у детей, проживающих и обучающихся в условиях сельской местности, при этом все показатели структуры интеллекта входят в зоны ниже среднего и среднего уровня.

У группы детей, проживающих и обучающихся в городе, наибольшему влиянию со стороны когнитивно-дивергентных процессов подвержен фактор  логической оперативной памяти структуры интеллекта. У группы детей, проживающих и обучающихся в сельской местности, наибольшему влиянию со стороны когнитивно-дивергентных процессов подвержен фактор  общей осведомленности.

Показатели когнитивно-дивергентных творческих факторов у детей, проживающих и обучающихся в городе и сельской местности в указанных группах достоверно не отличаются. 

 

Список использованной литературы:

1.            3апесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А.С. 3апесоцкий. — СПб.: Изд-во СПбГУП.- 1996. — 350 с.

2.            Гурьянова, М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М.П. Гурьянова.- Педагогика. — 1999. -№7 -С.23. 

3.            Петрусевич, А.А. Социальная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы / А.А. Петрусевич. — Современные проблемы науки и образования. — 2008. — № 2 — С. 79-83.

4.            Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST) / Л.А. Ясюкова. — СПб.: Иматон, 2002- 80 с.

5.            Amthauer, R. Der Intelligenz-Struktur-Test / R. Amthauer. —  Handanweisung.- Gottingen, 1953.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 06.03.2024
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
Применение правового института в виде Фонда компенсации потерпевшим является абсолютно новым для казахстанского законодательства. В статье дается подробная правовая характеристика данного института
Добавлено: 04.03.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
В статье затронут вопрос о значимости социальной миссии государства в обеспечении прав такой категории граждан, как осужденные, а также обосновывается необходимость развития взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества для осуществления пробации в России
Добавлено: 04.03.2024