Г.Г. АХМЕДОВ

кандидат юридических  наук, профессор, академик Российской  академии образоваия

 

Автор анализирует толкование  понятий «творчество», «свобода творчества» и «право на свободу творчества» в трудах известных ученых разных эпох и особенности современного правового регулирования в России художественного творчества (авторское право) и научного (патентное право).

Ключевые слова: свобода творчества, право на свободу творчества, интеллектуальная деятельность, авторское право, патентное право.

 

An author analyses interpretation  of concepts "creation", "freedom of creation" and "right on freedom of creation" in labours of the known scientists of different epoches, and features of the modern legal adjusting in Russia of artistic creation (copyright) and scientific (patent right).

Keywords: freedom of creation, right on freedom of creation, intellectual activity, copyright, patent right.

 

Рассматривая понятие права конституционной свободы научного, технического и иных видов творчества, следует остановиться на понятии творчества, поскольку полноценное изучение конституционного права человека на свободу творчества должно, прежде всего, базироваться на правильном толковании его осно-вы — многогранного явления общественной жизни, а именно творчества. Творчество, являясь одним из наиболее часто употребляемых термином в современном мире, вместе с тем, характеризуется противоречивым толкованием понятия как в науке, так и в праве.

В психологическом плане творчество определяет самовыражение личности, а в социальном — было и остается главным источником развития, цивилизации и культуры всего человечества, становясь их неотъемлемым звеном[1]. Творчество как явление общественной жизни не раз являлось предметом исследования многих наук: философии, истории, социологии, права. Вместе с тем, в научной литературе нет однозначного определения творчества, имеющиеся формулировки достаточно расплывчаты. Представляется необходимым рассмотреть право на свободу творчества, прежде всего, с философской точки зрения.

В философии творчество — это создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии; это — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности[2]. Обращаясь к истории, следует отметить, что в античном мире софисты еще не рассуждали о творчестве как таковом, однако внимание к вопросам творчества в западной философии заметно, появился первый философский опыт самосознания, а также возможность последующего осмысления творчества. В софистах, как отмечает А.Ф. Лосев, античный дух впервые обращается к самому себе, внутрь себя, рефлектирует над самим собою вместо фиксирования той или другой внешности. Впервые греческий дух натолкнулся на самого себя, обратив взор на свою глубину и впервые что-то ощутив в себе самом[3].

В произведениях Платона внимание к творчеству более заметно, он пытался рассматривать творчество в целом, не связывая его с отдельными областями или видами деятельности. Творчество, по Платону, проявляется в смене этапов эротического восхождения, это касается вынашивания и рождения прекрасных произведений, любых прекрасных идей, а не только художественных[4]. Платон стал рассматривать творчество не как сферу или вид деятельности, а как привносимую в деятельность специфическую особенность. Именно он впервые попытался определить специфику творчества как особого рода качество (характер) деятельности. Безусловно, взгляды Платона на специфику творчества не потеряли актуальности и в современном понимании.

В средние века творчество понималось, прежде всего, как творение мира, человека, любой вещи Богом из ничего или как продолжающееся творение, создания нового. По отношению к человеческому творчеству средневековая философия во многом продолжала ан-тичное понимание творчества, которое рассматривалось как несовершенное подражание идеальным прообразам или божественным произведениям. Творчество связывалось с мастерством, искусством, ремеслом; в понимание творчества постепенно вовлекаются и виды научной деятельности; сохраняется довольно невысокий статус художественного творчества по сравнению с областями исторической, нравственной, религиозной деятельности[5].

Целенаправленное изучение творчества началось с исследований творческого процесса, проведенных Г. Гельмгольцем и А. Пуанкаре в конце XIV в. Вопросы творчества отчасти перешли от философии к частным наукам, произошло значительное изменение тематики исследований.

В эпоху ренессанса представления о творчестве значительно расширяются, данное понятие стало применяться практически ко всем областям деятельности. В конце XIX в. началась эпоха конкретного, систематического и целенаправленного исследования творчества. Вопросы творчества отчасти перешли от философии к науке, произошло изменение тематики исследований, появляются новые принципы понимания этого феномена[6].

В отечественной философии интерес к данному вопросу проявился в конце XIX — начале XX вв., о чем свидетельствуют изданные в тот период многочисленные работы. Систематизации и обзоры западных концепций творчества, а также собственные идеи представлены в исследованиях Н.А. Бердяева, М.А. Блоха, Ф.Ю. Левинсон-Лессинга, Б.А. Лезина,

П.К. Энгельмейера[7]. Творчество преимущественно изучалось как индивидуально-психологическая деятельность, практически не уделялось внимания его социокультурным аспектам творчества. В 60-х годах интерес к вопросам творчества заметно повысился, о чем свидетельствуют работа Комиссии по комплексному изучению художественного творчества под руководством Б.С. Мейлаха, проведение в Москве в 1967 г. первого симпозиума по проблемам научного и технического творчества, последующих семинаров и конгрессов, издание многочисленных книг и статей о творчестве[8].

Современное изучение творчества характеризуется множественностью подходов. Значительный вклад в изучение различных аспектов творчества внесли зарубежные и отечественные философы, социологи, психологи, педагоги, культурологи, искусствоведы, историки[9].

По мнению В.И. Серебровского, творчество — это сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата[10].  О.С. Иоффе интерпретирует творчество как интеллектуальную деятельность, завершающуюся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности[11]. Э.П. Гаврилов определяет творчество как деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью[12].

Поскольку по своей сути творчество представляет собой, прежде всего, деятельность, то необходимо рассмотреть семантическое содержание данного термина. Толковый словарь В.И. Даля содержит следующее определение понятия «деятельность» — это предмет или дело, занятие, труд[13].

И.П. Павлов считал, что творческая деятельность — это производство человеком новых представлений, понятий, идей. Анализ и синтез составляют сущность творчества в соединении с силами воображения и фантазии. Творчество есть аналитико-синтетическая деятельность ума[14].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, для целей последующего формирования понятия права на свободу творчества, необходимо определить ряд характерных черт, присущих исключительно творческой деятельности:

— осознанность творческого действия;

— наличие творческого результата;

— наличие определенного набора характеристик творческого результата, таких как качественная новизна, определенная доля неповторимости, оригинальности и уникальности. Раскрытие содержания конституционного права на свободу творчества невозможно без рассмотрения вопроса о его структуре. Прежде всего, следует отметить, что право на свободу творчества представляет собой субъективное право, т.е. обеспеченную законом меру возможного поведения человека, направленную на достижение целей, связанных с удовлетворением интересов в сфере творчества. Данная мера возможного поведения в правоотношении обеспечивается как обязанностями других лиц, так и гарантируется государством.

С точки зрения структуры права, как и любое другое субъективное право, право на свободу творчества состоит из определенных правомочий, а именно конкретных юридических возможностей[15]. Как известно, субъективное право может состоять из одного или нескольких правомочий. Анализируя состав исследуемого конституционного права, необходимо отметить, что свободе творчества присущи:

—право действия (возможность самостоятельно по своей воле осуществлять творческую деятельность, возможность самостоятельного определения юридической судьбы результата творческой деятельности, в том числе согласно ст. 17 ОЗК РФ право на вывоз за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи; возможность сокрытия от иных лиц индивидуальных особенностей творческой деятельности).

—право требования (право требовать от других лиц невмешательства в творческую деятельность, соблюдения авторского права в отношении результатов творческой деятельности).

—право притязания (в виде возможности обращения к уполномоченному государственному органу в целях охраны и защиты нарушенного права; притязание на финансовую, социальную, организационную, информационную и иную помощь со стороны государства для обеспечения развития творческих организаций: школ искусств, студий, домов творчества).

—право пользования (возможность пользоваться определенным социальным благом в результате реализации данного права другими лицами).

Обращаясь к действующему законодательству следует отметить, что исходя из ст. 10 ОЗК РФ, право на творчество включает следующие элементы: выбор вида творчества и выбор основы занятия творческой деятельностью (профессиональная или любительская). Выбор вида творчества заключается в возможности заниматься любым творчеством в соответствии со своими способностями и интересами, а выбор основы занятия творческой деятельностью (профессионально или на любительском уровне) заключается в избрании формы организации творчества, которые, в свою очередь, очень тесно взаимосвязаны[16]. Любительское творчество представляет собой  исходную форму организации, при которой творческая деятельность осуществляется вне рамок должностных обязанностей, на досуге, область ее выбирается в зависимости от склонностей личности, его основа — инициатива увлеченных творческих людей. Профессиональное творчество, напротив, становится для человека основным родом занятий, поскольку составляет его трудовую функцию, а также предполагает взаимодействие с определенной профессиональной общностью.

Отличительным признаком права на свободу творчества является, прежде всего, тот факт, что данное право является одним из проявлений индивидуальной свободы человека, в которой ему гарантирована определенная независимость в обществе. Вместе с тем, было бы ошибкой утверждать об исключительно индивидуальном характере данного права, поскольку в процессе реализации данного права оно может принимать и черты коллективного права (например, при создании творческих союзов). Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, в соответствии с нормами четвертой части ГК РФ признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Подобное закрепление соавторства также свидетельствует о возможности существования коллективного права на свободу творчества.

В существующих исследованиях нет единообразного подхода к определению права на свободу творчества. Зачастую в комментариях к Конституции РФ такие понятия, как «свобода творчества» и «право на свободу творчества» отождествляются[17]. Вместе с тем, исторические, философские, теоретические, психологические, прикладные аспекты соотношения категорий «право» и «свобода» всегда были и остаются в поле зрения мыслителей, философов, ученых, политиков, правоведов — то есть всех, для кого эта проблематика представляет не только научный, познавательный, но и политико-прикладной, законотворческий и правоприменительный интерес[18].

По мнению Д.С. Шапоревой, свобода творчества является более широким понятием, чем «право на свободу творчества»[19]. Вместе с тем, подобной дефиниции не может быть достаточно для определения соотношения данных понятий. В связи с этим, заслуживает внимания точка зрения И.Д. Ягофаровой, в соответствии с которой категории «право» и «свобода», отражающие собой специфические феномены общественного сознания, занимают особое и взаимообусловленное место в категориально-понятийном аппарате правовой науки[20]. В контексте социального управления эти категории лежат в основе методологического подхода юридической науки к выявлению специфики правового регулирования общественных отношений как особой системы осмысления соотношения социальной свободы и социальной необходимости в их правовой форме и, в частности, через реализацию специфических мер по правовому ограничению свободы. Аргументом в пользу необходимости различать категории «право на свободу творчества» и «свобода творчества» служит факт конституционного закрепления в ст. 2 Конституции РФ в качестве высших ценностей как прав человека, так и его свобод. Таким образом, свободу необходимо рассматривать как предоставляющую большие по сравнению с правами возможности, свобода предоставляет различные варианты выбора поведения и подразумевает отсутствие ограничений и препятствий в действиях.

Также существует подход, в соответствии с которым право на свободу творчества представляет собой комплексное субъективное право, состоящее из таких правомочий, как возможность действия, возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица, право притязания, потенциальная вероятность возникновения отношений по пользованию определенным социальным благом[21]. Вместе с тем, подобный подход к определению права на свободу творчества представляется узким, а также лишенным должной конкретизации в свете существующего разнообразия видов творческой деятельности.

В свою очередь, разнообразие качественных проявлений права человека и гражданина на свободу творчества обуславливает необходимость исследования его в качестве субъективного права и рассмотрения вопроса о правомочиях данного права. В связи с этим, необходимо проанализировать отдельные виды творческой деятельности.

Для проведения разграничения видов творческой деятельности целесообразно рассматривать их с позиции конечного результата творческой деятельности, поскольку литература, искусство, наука и техника представляют собой диалектически связанные созидательные процессы материальной и духовной жизни людей. Рассматривая семантическое содержание термина «литература», следует отметить, что толковый словарь дает следующие определения:

 — совокупность произведений, выраженных в словесной (языковой) форме;

 — совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма)[22].

Вместе с тем, если под литературой понимать любые произведения, выраженные в словесной форме, то в зависимости от их содержания можно выделить как произведения науки, так и искусства. Специальное выделение литературных произведений имеет смысл лишь в том случае, если ими охватывается особая группа произведений, не подпадающих под произведения науки или искусства, вследствие чего литературными произведениями в данном случае будут считаться произведения художественной литературы, которые исключаются из художественного творчества.

Таким образом, под литературным творчеством следует понимать процесс создания человеком качественно новых художественных произведений, выраженных в словесной форме, не являющихся произведениями науки и искусства и характеризующихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью.

Что касается научного творчества, то толковый словарь определяет термин «наука» как систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельную отрасль таких знаний[23].

В.Я. Ионас подразделяет произведения науки на два вида:

1. Открытие неизвестных ранее явлений, свойств и закономерностей материального мира. Открытия должны обладать существенной новизной.

2. Научно-литературный труд, решающий задачу обоснования, нового изложения или критики новых либо уже добытых знаний[24].

Произведения науки включают в себя следующие элементы: установление новой научной истины, облеченной в форму понятий, а также средства выражения — слова или знаки (формулы). Научное произведение есть совокупность понятий, выраженный в объективной форме, представляющий новое изложение существующих научных взглядов, либо новое решение познавательной задачи (открытие), либо то и другое одновременно.

Таким образом, научное творчество представляет собой процесс создания качественно новых произведений науки (устанавливающих научную истину, облеченную в форму понятий, посредством слов, знаков, формул), отличающихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью.

Подобный подход к определению может быть оправдан и к художественному творчеству, особенность которого заключается в том, что к произведениям художественного творчества можно отнести все остальные произведения, не подпадающие под произведения науки и литературы, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, музыки, кино и театра и т.д.

Что касается технического творчества, то произведения техники представляют собой результаты творческой деятельности, раскрывающие содержание технических решений. Вместе с тем, действия по созданию новой техники могут быть отнесены и к сфере научной деятельности, таким образом,  понятия «научное творчество» и «техническое творчество» тесно переплетаются.

Таким образом, свобода литературного и художественного творчества заключается в возможности человека создавать литературные и художественные произведения (творческий результат). Их отличие от научного, технического и иных видов творчества заключается в максимальной приближенности к культурным правам. В свою очередь научное, техническое и иные виды творчества по своей сути различаются сферой приложения творческих усилий, что также вносит некую долю относительности при отнесении конкретной деятельности к различным видам творчества. Не вызывает сомнения, что именно результат творческой деятельности, его отношение к науке и технике либо литературе, позволяет в должной мере определить, к какому из видов творчества относится та или иная деятельность человека. Особенностью отношений собственности в сфере всех видов творчества является тот факт, что регламентируются они нормами авторского права либо патентного права. В этой связи нельзя не упомянуть 1228 ГК РФ, в соответствии с которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Примечательно, что нормы данной статьи также уделяют особое внимание творческому вкладу в результат творческой деятельности: не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Главное отличие авторского и патентного права, имеющее принципиальное значение в свете свободы творчества, является момент возникновения правовой охраны результатов творческой деятельности. Так, в патентном праве, в отличие от права авторского, правовая охрана результата интеллектуальной деятельности возникает не по факту создания этого результата, а в результате соответствующей процедуры оформления — патентования. До получения патента на тот или иной результат творческой деятельности в технической сфере этот результат по действующему законодательству не является охраняемым и может быть использован третьими лицами в качестве основы для своего собственного технического творчества.

Таким образом, как объект конституционного права, право человека на свободу творчества представляет собой конституционно установленное право на свободу осуществления сознательной деятельности, обладающей особого рода качеством, направленной на достижение определенного творческого результата (качественно нового, неповторимого, оригинального и уникального) в зависимости от сферы применения подразделяющееся на научное, техническое, художественное, литературное и иные виды, перечень которых является открытым.

В заключение проведенного исследования особенностей понятия конституционного права человека на свободу творчества в России следует сделать следующие выводы:

1. Право человека на свободу творчества представляет собой конституционно установленное право на свободу осуществления сознательной деятельности, обладающей особого рода качеством, направленной на достижение определенного творческого результата (качественно нового, неповторимого, оригинального и уникального) в зависимости от сферы применения подразделяющееся на научное, техническое, художественное, литературное и иные виды, перечень которых является открытым.

2. Конституционная свобода научного творчества представляет собой конституционно закрепленную возможность осуществления деятельности, направленной на создание качественно новых произведений науки (устанавливающих научную истину, облеченную в форму понятий, посредством слов, знаков, формул), отличающихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью.

3. Конституционная свобода художественного творчества представляет собой конституционно закрепленную возможность осуществления деятельности, направленной на создание качественно новых художественных произведений (произведений, не подпадающих под произведения науки и литературы, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, музыки, кино и театра и т.д.), отличающихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью.

4. Конституционная свобода технического творчества представляет собой конституционно закрепленную возможность осуществления деятельности, направленной на создание качественно новых технических решений, отличающихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью.

5. Конституционная свобода литературного творчества представляет собой конституционно закрепленную возможность осуществления деятельности, направленной на создание качественно новых произведений литературы (выраженных в словесной форме, не являющихся произведениями науки и искусства), отличающихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью.

6. С точки зрения структуры права свободе научного, технического и иных видов творчества  присущи:

—право действия (возможность самостоятельно по своей воле осуществлять творческую деятельность, возможность самостоятельного определения юридической судьбы результата творческой деятельности, в том числе согласно ст. 17 ОЗК РФ право на вывоз за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи; возможность сокрытия от иных лиц индивидуальных особенностей творческой деятельности).

—право требования (право требовать от других лиц невмешательства в творческую деятельность, соблюдения авторского права в отношении результатов творческой деятельности).

—право притязания (в виде возможности обращения к уполномоченному государственному органу в целях охраны и защиты нарушенного права; притязание на финансовую, социальную, организационную, информационную и иную помощь со стороны государства для обеспечения развития творческих организаций: школ искусств, студий, домов творчества).

—право пользования (возможность пользоваться определенным социальным благом в результате реализации данного права другими лицами).

7. Основы законодательства Российской Федерации необходимо привести в соответствие с Конституцией РФ в части замены употребляющейся формулировки «право на творчество» на «право на свободу творчества».

8. Разнообразие действующих нормативных правовых актов, регулирующих право на свободу творчества, существующие в них противоречия и несоответствия, а также особый характер и значение данного права в современном обществе обуславливают актуальность необходимости разработки и принятия отдельного федерального закона о свободе творчества.

9. Понятие «свобода творчества» является более широким чем «право на свободу творчества», поскольку предоставляет большие возможности в действиях, различные варианты выбора поведения и подразумевает отсутствие ограничений и препятствий. Данные понятия занимают особое и взаимообусловленное место в категориально-понятийном аппарате правовой науки и лежат в основе методологического подхода к выявлению специфики правового регулирования общественных отношений в сфере творчества.

 

Библиография

1 См.: Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. С. 3.

2 См.: Философский энциклопедический словарь. — М.: Феникс, 2004. С. 449; Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд. пятое. — М.: Политиздат, 1986. С. 474.

3 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М.: Искусство, 1969. С. 44.

4 См.: Платон. Соч. В 4 т. — М., 1993. Т. 2. С. 119.

5 См.: Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. С. 23.

6 См.: Лук А.Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976 г. С. 48.

7 См.: Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективизация // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1986; Блох М.А. Творчество в науке и технике. — Пг., 1920; Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. — Пг., 1923; Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. // Вопросы теории и психологии творчества. 1907. Т. 1; Энгельмейер П.К. Теория творчества. — СПб.: Образование, 1910.

8  См.: Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. — Л.: Сов. писатель. 1969. 444 с.

9  См.: Пигров К.С. Научно-техническое творчество: социально-философские проблемы. — Л.: ЛГУ, 1979; Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976; Гиргинов Г. Наука и творчество. — М.: Прогресс, 1979; Митрофанова А. Новый авангард, или Хаос как творческое наслаждение // New Media Logia. — М.: ЦСИС, 1996. С. 62.

10  См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М., 1956. С. 34.

11  См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право. В 3 т. Т. 3. — Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1965. С. 5.

12  См.: Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М.: Юрид. лит., 1984 г., С. 83.

13  См.: Толковый словарь Даля В.И. — М., 1981. Т. II. С. 44; Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Наука, 1995. С. 158.

14  См.: Павлов И.П. Условный рефлекс. — Спб.: Питер, 1952. С. 26.

15 См.: Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. — М.: НОРМА — ИНФРАМ, 1998. С. 216.

16 См.: Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. 2009. № 5.

17 См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. — М.: ИГП РАН, 1997. С. 50; Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. — М.: Юрайт, 2002 г., С. 168 — 169; Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. — М., 1994. С. 118; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. — М. 1997. С. 173; Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2009. С. 64; Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.А. Мирошникова. — М., 2000. С. 41.

18 См.: Ягофарова И.Д. Право как мера ограничения свободы: Дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2004. 206 c.

19См.: Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России: Автореф. ... канд. юрид. наук. — Саратов, С. 14.

20  См.: Ягофарова И.Д. Указ. раб.

21 См.: Шапорева Д.С. Указ. раб. С. 7.

22 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. И.К. Сазанова, Л.Н. Комарова. Изд. 25-е. — М.: Наука, 2001.

23  Там же.

24  См.: Ионас В.Я. Произведение творчества в системе советского гражданского права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. С. 9.