Реклама
Статья

Понятие международного туризма

Д.П. СТРИГУНОВА, аспирантка кафедры частного права ГУУ Международный туризм, являясь одним из видов туризма, обладает всеми присущими этому понятию признаками, а также имеет некоторые особенности, обусловленные его международным характером. В связи с этим определение понятия «международный туризм» зависит от определения общего понятия «туризм» с учетом специфических особенностей.

Д.П. СТРИГУНОВА,

аспирантка кафедры частного права ГУУ

 

Международный туризм, являясь одним из видов туризма, обладает всеми присущими этому понятию признаками, а также имеет некоторые особенности, обусловленные его международным характером. В связи с этим определение понятия «международный туризм» зависит от определения общего понятия «туризм» с учетом специфических особенностей.

Слово «туризм» имеет различные определения. Так, Манильская декларация по мировому туризму 1980 года определяет его как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов. В Рекомендациях по статистике туризма Всемирной туристской организации под туризмом понимается «деятельность лиц, которые путешествуют...». Гаагская межпарламентская декларация по мировому туризму 1989 года определяет туризм как явление, которое включает все свободные перемещения людей, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. В международных правовых актах, национальных законодательствах, а также в научной и учебной литературе приводятся и другие определения туризма[1].

Наличие множества трактовок вызвано разнообразием научных дисциплин, которые изучают туризм. Различные правовые определения туризма можно объяснить различными целями нормативных актов, а также развитием самого понятия. Однако подобные различия влекут неоднозначное понимание туризма в рамках конкретных наук. Например, экономическая наука рассматривает его как отрасль экономики, межотраслевой комплекс, вид предпринимательской деятельности и т. д. — в зависимости от целей исследования. В немногочисленных правовых изысканиях также используются разные определения. Анализ последних позволяет выделить несколько основных подходов к рассмотрению туризма, в том числе международного, в юридической науке.

Правоведы, принимающие за основу правового регулирования туризма нормы, выработанные Статистической комиссией ООН 1993 года, а также Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации, определяют туризм как деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями[2]. Критерием, положенным в основу данного определения, является то, что туризм представляет собой вид путешествия. Аналогичное понятие туризма содержится в отечественном законопроекте «О туризме и туристской индустрии» (далее — Проект).

Ряд цивилистов, в том числе Л.В. Щенникова, К.С. Свиридов, Н.В. Сирик, подходят к рассмотрению туризма как социально-экономического явления. В основе этого подхода лежит определение туризма, сформулированное в Гаагской межпарламентской декларации по мировому туризму 1989 года. В отличие от предыдущей трактовки туризм здесь рассматривается не только как путешествия лиц, но и как сфера услуг, создающая возможности для совершения таких путешествий. В связи с этим, например, К.С. Свиридов предлагает понимать под туризмом сферу социально-экономической деятельности, включающей в себя производство и потребление гостиничных, ресторанных, транспортных и иных, в том числе экскурсионных, услуг по реализации активного отдыха людей, связанного с выездом за пределы их постоянного местопребывания с целью укрепления здоровья, познания окружающего мира и т. д.[3]

Социально-экономический подход к рассмотрению туризма используется в действующем Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004; далее — Закон о туристской деятельности). Под туризмом здесь понимаются временные выезды граждан России с постоянного места жительства, а туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики.

Специалисты в области международного публичного права определяют международный туризм как одну из форм международных (межгосударственных) отношений, отмечая их социально-экономический характер[4].

Правоведы, занимающиеся проблемами международного частного права, считают международный туризм сферой предпринимательской деятельности. В частности, И.С. Зыкин указывает на необходимость рассмотрения международного туризма как области внешнеэкономической деятельности[4].

Соглашаясь в целом с позицией о необходимости рассмотрения международного туризма как вида предпринимательской деятельности, нельзя не учитывать его социальной направленности, которая выражается в удовлетворении потребностей туристов в поездках, отдыхе, экскурсиях и т. п. Поэтому представляется целесообразным подходить к рассмотрению международного туризма как социально-экономического явления, в котором его социальная составляющая обусловливает экономическую и наоборот. Рассмотрим поочередно каждую из указанных составляющих международного туризма.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Следовательно, социальная составляющая туризма включает ту его часть, которая относится к свободным перемещениям людей, их отдыху и досугу. Определение туризма, отражающее его социальную сущность, содержится в ст. 1 Закона о туристской деятельности. Туризмом здесь называются временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Следовательно, туризм понимается как вид путешествия.

Представляющее интерес понятие международного туризма в Законе о туристской деятельности отсутствует. Вместе с тем оно вытекает из совокупности понятий въездного и выездного туризма, прописанных в этом законе. Следуя его положениям, международный туризм включает путешествия иностранных граждан на территорию Российской Федерации, а также отечественных граждан — на территорию иностранного государства. Практически аналогичное понимание содержится в Проекте.

Употребляя в тексте Закона о туристской деятельности термин «путешествие» для характеристики категории «туризм», законодатель не раскрывает его содержания, что влечет неоднозначное понимание обоих понятий. Например, составители Большого глоссария терминов международного туризма считают, что «путешествие» является термином, обладающим значительной общностью понятийного смысла, обозначающим перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения.

Главным отличием туризма от путешествия является цель и массовость[6]. Составители Энциклопедии туризма приводят два определения путешествия, одно из которых в общем совпадает с приведенным выше, а второе характеризует путешествие как комплексную туристскую услугу, обеспечивающую удовлетворение потребностей туристов[7].

В юридической научной литературе вопрос о соотношении понятий «путешествие» и «туризм» поднимается Я.Е. Парцием. Он полагает, что путешествие является сущностью туризма, а его содержание раскрывается в понятии «тур» (комплекс услуг, связанных с путешествием)[8]. Интересно, что подобное определение путешествия содержится в некоторых правовых актах по туризму. Так, из смысла Международной конвенции по контракту на путешествие 1970 года (не вступила в силу) вытекает определение путешествия как комплекса туристских услуг, приобретаемых за путешественником за общую цену. Аналогичная трактовка выводится из некоторых законов о туристской деятельности США (в частности, штатов Калифорнии и Флориды). По смыслу этих законов следует, что путешествие представляет собой услуги, оказываемые специальными туристскими организациями.

Учитывая отсутствие законодательного закрепления термина «путешествие», считаем необходимым определять его как перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения.

Туризм, являясь одним из видов путешествий, обладает определенными признаками, отличающими его от остальных видов путешествий. Это четко определенные цели, ограничение во времени, обеспеченность туристскими услугами[9]. К сожалению, в рамках настоящей статьи останавливаться подробно на каждом из признаков не представляется возможным, поэтому отметим наиболее важные положения.

Говоря об определенности целей, следует указать на недостатки Закона о туристской деятельности, поскольку он не приводит исчерпывающего перечня туристских целей. Необходимо отметить, что данный вопрос не решен и в Проекте, в котором туристские цели содержатся в понятиях «турист» и «туризм», однако перечни туристских целей открытые. Вместе с тем в Рекомендательном законодательном акте от 29.10.1994 «Об основных принципах сотрудничества государств — участников СНГ в области туризма» (далее — РЗА) перечень туристских целей является закрытым. Но указание туристских целей без конкретизации не проясняет их содержания, поскольку, например, не позволяет однозначно определить, что означают вакационные цели, упомянутые в РЗА. В связи с этим в отечественном законодательстве о туризме следует не только дать исчерпывающий перечень туристских целей, но и разъяснить их содержание.

Приписываемый туризму признак его совершения в свободное время (в основном туризм преследует цели отдыха и досуга) мы склонны рассматривать критически. Такое определение туризма не позволяет относить к туристским деловые поездки, которые выделены в Проекте в самостоятельный вид.

Ограничение туризма во времени означает, что лицо, занимающееся туризмом (турист), не должно оставаться в посещаемой стране более определенного срока — в противном случае оно приобретает статус иммигранта. Сроки туристского пребывания устанавливаются в многочисленных определениях понятия «турист». Например, в соответствии с Конвенцией ООН по таможенным льготам для туристов 1954 года, участницей которой является Россия как правопреемница СССР, срок туристского пребывания составляет от 24 часов до 6 месяцев. Такой же срок указан и в Законе о туристской деятельности. Вместе с тем в Проекте такой срок составляет от 24 часов до 1 года. Это означает, что при вступлении в действие нового российского закона о туризме между ним и Конвенцией ООН 1954 года может возникнуть коллизия, которая в соответствии с отечественным законодательством должна будет разрешаться в пользу Конвенции ООН 1954 года.

Для определения понятия туризма важное значение имеет место жительства туриста. В США, например, помимо места жительства имеет значение расстояние, на которое совершается туристская поездка. Так, Бюро переписи США определяет путешествия (туристские поездки) как любые поездки, совершаемые лицом как минимум на расстояние 100 миль от места жительства и до места назначения.

Помимо перечисленных признаков, характерных для туризма в целом, международный туризм имеет ряд особенностей. Так, он испытывает на себе огромное влияние комплекса публично-правовых норм, связанных с пересечением туристами государственных границ. Посещение туристом иностранного государства невозможно без соблюдения целого ряда туристских формальностей: норм валютного, таможенного, пограничного и иного законодательства, устанавливаемых отправляющим и принимающим государствами или группой государств[10].

Одним из признаков туризма, в том числе международного, является то, что туристские перемещения обеспечиваются туристскими услугами. Данный признак, характеризуя туризм как экономическую категорию, представляет собой не что иное, как туристское обслуживание. Однако положения Закона о туристской деятельности позволяют в этом усомниться: в соответствии со ст. 1 комплекс услуг по размещению, перевозке и др., предоставляемый в зависимости от целей путешествия, обозначается понятием «тур».

В юридической научной литературе существуют различные точки зрения на это понятие. В одной из первых работ, посвященных правовому регулированию международного туризма, указывается на то, что тур (от фр. tour) означает поездку, прогулку[11]. Иной точки зрения придерживается Я.Е. Парций, который, руководствуясь положениями Закона о туристской деятельности, определяет тур как комплекс услуг, связанных с путешествием[12]. В свою очередь в РЗА под туром понимается туристская поездка, совершаемая по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристских услуг в сфере жилья, перемещения, медицинского и культурного обслуживания. Единство относительно понимания тура отсутствует и в экономических работах по туризму.

Следуя мнению Ю.Н. Соколова, мы полагаем, что понятие «тур» является исходным для понятия «туризм», а следовательно и для остальных связанных с ним понятий. Однако это не означает, что тур должен представлять собой комплекс туристских услуг. Следует согласиться с мнением К.С. Свиридова, который предлагает исключить подобное определение тура из Закона о туристской деятельности[13]. На наш взгляд, наиболее правильным выглядит понятие тура, сформулированное в ст. 1 Проекта, согласно которому под туром следует понимать поездку (путешествие), обусловленную определенной целью, в течение установленного срока и по определенному маршруту, осуществляемую физическими лицами самостоятельно или организуемую туристскими фирмами, а также лицами, осуществляющими экскурсионную деятельность. При этом можно говорить о синонимичности слов «тур» и «туристская поездка». Туристская поездка, организованная туристской фирмой, является организованным туром. В случае, когда турист самостоятельно организует свою туристскую поездку, речь идет о неорганизованном (самостоятельном) туре. В последнем случае турист также вступает в экономические отношения с субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере туризма, приобретая отдельные консультационные услуги, услуги по размещению и транспорту, получая помощь в приобретении визы и т. п. Соглашаясь с Н.В. Сирик о том, что туристские перемещения обеспечиваются туристскими услугами, тем не менее полагаем, что последние не обязательно должны составлять комплекс.

Поскольку международный туризм как вид перемещения обладает рядом признаков, отличающих его от остальных видов путешествий, можно говорить о нем как об особом виде — международных туристских путешествиях.

Экономическая составляющая занимает не последнее место в структуре туризма. Частично она находит отражение в качестве одного из признаков международных туристских путешествий, которые, как уже было сказано, обеспечиваются услугами, приобретаемыми туристами при совершении туристских поездок. В целом совершение турпоездок, уже давно превратившееся в глобальное явление, предполагает существование определенной сферы экономической деятельности, целью которой является удовлетворение потребностей туристов в осуществлении поездок, отдыха, экскурсий и т. п. Определение указанной сферы экономической деятельности и будет ответом на вопрос о содержании экономической составляющей туризма.

В экономической науке эта составляющая нередко называется туристской индустрией (или индустрией туризма). Под ней, равно как в других работах — под туризмом, экономисты понимают отрасль экономики, межотраслевой комплекс, вид деятельности и т. д. Ряд экономистов определяет индустрию туризма как совокупность организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, а саму деятельность — как туризм[14]. Кроме того, в экономической научной литературе существует позиция, согласно которой к индустрии туризма относится не только совокупность предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по организации путешествий, но и сама эта деятельность.

В то же время в толковом словаре русского языка слово «индустрия» означает «промышленность». Следовательно, применительно к туризму индустрия может означать некую совокупность производств (предприятий), производящих услуги и товары для туристов.

В науке частного права содержание отношений, складывающихся в экономике, раскрывается в основном через понятие предпринимательской (экономической) деятельности. В связи с этим многие правоведы в своих исследованиях определяют экономическую составляющую туризма через понятие туристской деятельности[15]. При этом вопроса, куда относить указанную деятельность — к сфере туризма или туристской индустрии, не возникает. Это объясняется позицией законодателя относительно признания именно туристской деятельности отраслью российской экономики и отнесением к туристской индустрии лишь определенного круга объектов гражданского права и субъектов предпринимательской деятельности. Так, в соответствии со

ст. 1 Закона о туристской деятельности под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Таким образом, Закон о туристской деятельности не дает оснований относить к туристской индустрии предпринимательскую (экономическую) деятельность, связанную с организацией туристских поездок. Однако с принятием нового закона ситуация может измениться, поскольку в ст. 1 Проекта под туристской индустрией понимается отрасль экономики страны, которая обеспечивает функционирование туризма как социальной сферы и включает в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе осуществления субъектами туристской индустрии предпринимательской и иной экономической деятельности (деятельности в сфере туристской индустрии). В таком случае на вопрос о возможности отнесения предпринимательской деятельности к сфере туристской индустрии ответ будет положительным.

Как видно, возможность отнесения экономической деятельности к сфере туристской индустрии или к сфере туризма зависит от подхода, используемого при рассмотрении туризма. Так, в Проекте туризм признан явлением социальной сферы, в то время как туристская индустрия — явлением сферы экономической. В рамках социально-экономического подхода к рассмотрению туризма в его понятие включаются обе составляющие — социальная и экономическая.

С учетом сказанного экономическую составляющую можно определить как предпринимательскую деятельность в сфере туризма, которую можно назвать туристской деятельностью. Однако учитывая то, что туризм объединяет многие виды такой деятельности социальной направленности, туристская деятельность является понятием, объединяющим разнообразные виды предпринимательской деятельности, направленные на удовлетворение потребностей туристов в совершении туристских путешествий. Следовательно, международная туристская деятельность представляет собой систему разнообразных видов предпринимательской деятельности, связанных с организацией и осуществлением международных туристских путешествий. При этом определенная часть данной системы имеет внешнеэкономический характер. В таком случае определение международного туризма будет выглядеть следующим образом: это международные туристские путешествия, а также система разнообразных видов предпринимательской деятельности, связанной с организацией и осуществлением туристских путешествий.

 

Библиография

1 См.: Антипина Е.Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2004. № 3. С. 5—8.

2 См.: Писаревский Е.Л., Губенко Н.Н. Законодательство в сфере туризма. Состояние и перспективы // Туризм: право и экономика. 2003. № 1. С. 4.

3 См.: Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2003. С. 12.

4 См.: Соколов Ю.Н. Международный туризм и его правовое регулирование: Учеб. пособие. — М., 1969. С. 3—34.

5 См.: Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. — М., 1994. С. 17.

6 См.: Большой глоссарий терминов международного туризма / Под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова. — СПб., 2002. С. 8, 11.

7  См.: Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М., 2001. С. 190.

8 Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». — М., 1998. С. 3.

9  См.: Сирик Н.В. Договор оказания туристских услуг в гражданском праве России: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 11.

10 См.: Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. — М., 2003. С. 9—10.

11 См.: Соколов Ю.Н. Указ. раб. С. 10.

12 См.: Парций Я.Е. Указ. раб. С. 3.

13 См.: Свиридов К.С. Указ. раб. С. 11—12.

14 См., например: Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. — СПб., 2001. С. 4—5.

15 См.: Чененов Ю.А. Правовое регулирование туризма в СССР и России: историко-правовой аспект // Туризм: право и экономика. 2003. № 3. С. 15—18.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
15 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 14 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 14 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 14 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 14 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 14 дней назад