УДК 347.4
 
Е.В. ДЬЯЧЕНКО,
аспирант Северо-Кавказского государственного технического университета
 
Статья посвящена систематизации имеющихся представлений о существующих правовых санкциях, при этом особое внимание уделяется специфике поощрительных санкций.
Ключевые слова: правовые санкции, поощрительные санкции, абсолютно определенные санкции, относительно определенные санкции, правовосстановительные санкции, карательные санкции.
 
The incentive sanctions as a special variety of legal sanctions
The represented material is devoted to the systematization of given statements about existing legal sanctions, with it special attention is payed to the specific character of the incentive sanctions.
Keywords: legal sanctions, incentive sanctions, absolutely definite sanctions, relatively definite sanctions, law-restoring sanctions, punitive sanctions.
 
Правовые санкции в самом общем представлении — это последствия, в которых законодатель определяет вид наказания или размер взыскания либо поощрения в зависимости от характера и степени тяжести либо полезности совершенного деяния. В юридической науке описываемому деянию (каждой диспозиции) соответствует санкция. В нормах права может содержаться одна или несколько санкций. Исторически теоретиками права выделяется три вида санкций по степени их определенности.
Абсолютно неопределенные санкции означают возможность применить любое наказание, взыскание либо поощрение в любом размере из предусмотренных в законе пределов нижнего и верхнего размеров. Например, в ст. 333.24 Налогового кодекса РФ определяется размер государственной пошлины за «удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей».
Другая особенность в построении санкций проявляется в их абсолютно определенной конструкции. Это означает точное определение применяемого наказания либо поощрения. Так, п. 1 ст. 238 ГК РФ гласит: «Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок».
В российском законодательстве преимущественно используются относительно определенные санкции. При этом если предусмотрено лишь максимальное наказание либо поощрение, то это относительно определенная санкция с верхним пределом. Если предусмотрено только минимальное наказание либо поощрение, то это относительно определенная санкция с нижним пределом. Последних санкций в «чистом» виде в действующем законодательстве нет. Однако есть нормы права, где присутствует определение нижнего предела. Статья 7.27 КоАП РФ гласит, что мелкое хищение влечет «наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток». В свою очередь ст. 153 Трудового кодекса РФ указывает на необходимость оплаты труда в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере.
В тех случаях, когда пределы в санкциях не указываются, действуют нормы общей части нормативных актов либо дается ссылка на иные источники правовых норм. Например, согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы устанавливается на срок от 6 месяцев до 20 лет, по совокупности преступлений — до 25 лет, по совокупности приговоров — до 30 лет. Статья 135 ТК РФ предусматривает, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников, а также в соответствии с коллективным договором, где могут быть установлены любые типы и разновидности премий.
Эти сроки являются предельными для тех санкций, в которых иное не указано. Чаще в санкциях указан как минимальный, так и максимальный размер наказания либо поощрения. Такая санкция называется относительно определенной, поскольку в ней определен нижний и верхний пределы.
По другому основанию правовые санкции принято подразделять на альтернативные и неальтернативные. К неальтернативным относятся санкции за убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ), изнасилование (части 1—3 ст. 131 УК РФ), экоцид (ст. 358 УК РФ), которые наказываются только лишением свободы. Большинство санкций уголовного законодательства альтернативные, т. е. за одно и то же деяние возможно назначить основное или основное и дополнительное наказание либо поощрение по выбору из нескольких вариантов, предусматриваемых санкцией. Статья 119 УК РФ за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью определяет ограничение свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Есть примеры альтернативных санкций и в трудовом законодательстве, где записано, что «конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно» (ст. 152 ТК РФ).
В соответствии со следующим критерием в зависимости от характера мер государственного воздействия правовые санкции принято подразделять на штрафные (карательные) и правовостановительные.
Карательные санкции заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в наказании путем лишения свободы, ссылки, высылки, путем осуждения его на выполнение принудительных работ и т. д. Карательные санкции состоят в возложении на виновное
лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение и т. п.) противоправного деяния.
Смысл правовосстановительных санкций состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей или же в возложении на лицо или организацию обязанности возместить незаконно причиненный ущерб. Согласно ст. 301 ГК РФ, лицо, причинившее вред другому лицу, обязано совершить в его пользу «определенное действие», как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия.
Кроме вышеперечисленных разновидностей, нами предлагается дополнить рассматриваемую в литературе[1] классификацию новой разновидностью — поощрительными санкциями.
В юридической науке отсутствует единообразие в употреблении понятия «поощрительные санкции», в законодательстве и по сей день нет легального определения понятия «поощрение», хотя оно используется в нем достаточно часто.
Под поощрением ученые-правоведы понимают: самостоятельный метод государственного руководства обществом; особую меру государственного одобрения; блага материального и морального характера, льготы и преимущества[2]; действенный стимул коррекции человеческого поведения[3]; форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, правовой стимул на уровне санкции[4]; правовую абстракцию (юридическое установление); меру индивидуального стимулирования и управленческий процесс; особое средство позитивного социально-правового воздействия на поведение людей, метод правового регулирования[5]; вид правового стимулирования, целями которого является побуждение лица к дальнейшему активному правомерному поведению и совершение подобных деяний другими гражданами; норму-санкцию права[6]; правовой институт[7].
Авторы представленных определений, развивая свои умозаключения, рассматривают
поощрительные санкции в рамках правового стимулирования, признают их как одну из разновидностей социальных санкций, что, несомненно, верно. Однако наука требует более тонкого понимания материи, в связи с чем стоит рассмотреть особенности поощрительных санкций подробнее.
1. Поощрительные санкции выступают в качестве самого действенного информационно-психологического стимула, поскольку несут в себе обеспечиваемую государством побудительную причину, заинтересованность в совершении социально значимого поведения.
2. Поощрительные санкции выражаются в предоставлении ценностей либо в отмене или снижении мер лишения либо расширяют объем возможностей.
3. Поощрительные санкции не следует полностью отождествлять с правовыми стимулами[8]. Все объясняется просто: если правовой стимул выступает побудительной причиной поведения или юридическим средством, побуждающим к социально полезному действию, то поощрительная санкция являет собой гарантированную государством меру вознаграждения за совершенное социально полезное действие. Поощрительные санкции выступают средством реализации правового стимула, его материальным обеспечением. В свою очередь правовой стимул выступает средством обеспечения поощрительной санкции. Обе названные категории характеризуют собой юридические конструкции, которые могут существовать только в диалектической взаимозависимости.
4. Поощрительные санкции закреплены только в правовых нормах[9]. Поощрительные санкции выступают эффективным юридическим средством в том случае, когда носят публичный нормативный характер, закреплены в содержании юридических норм и представлены льготами, субъективными правами, законными интересами и др. В своей совокупности такие поощрительные нормы права образуют институт правового поощрения социально полезного поведения.
5. Поощрительные санкции рассматриваются не только как метод стимулирования, но и как метод убеждения. Так, например, Н.М. Конин, отмечает: «…метод стимулирования предполагает заранее предусмотренное правовыми нормами применение определенных видов и мер материального и морального поощрения при достижении конкретных, также заранее обусловленных, количественных и качественных показателей и результатов работы подчиненных лиц и руководимых объектов…»[10].
Применение поощрительных санкций является одновременно и процессом убеждения, поскольку такой санкцией демонстрируется выгодность указываемой юридической нормой формы социально полезного поведения.
6. Не следует отождествлять термины «поощрительная санкция» и «вознаграждение». Термин «вознаграждение» принято толковать в двух смыслах: как награда и как плата за услуги. Награда является составной частью поощрительной санкции, а именно той позитивной формой (мерой), которой стимулируется высокозначимое, социально активное общественно полезное заслуженное поведение. Таким образом, можно говорить о «вознаграждении» как об определенной плате за юридически значимое поведение. Вознаграждение — это конкретная определяемая награда, которая может иметь форму морального либо материального воздействия. К вознаграждению можно отнести поощрительные надбавки, дополнительное материальное обеспечение, некоторые разновидности премий. Как справедливо заметила В.М. Дуэль, награды имеют четко определенную вещественную форму, выраженную в виде ордена, медали, знака отличия, нагрудного знака[11].
Полагаясь на вышеизложенное, предлагаем определить поощрительную санкцию как особый вид юридических последствий, в которых законодатель определяет вид, форму либо меру вознаграждения в зависимости от характера и степени полезности совершенного деяния.
 
Библиография
1 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. С. 576.
2 См.: Баранов В.М. Поощрительная норма советского социалистического права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 1975. С. 4, 8, 9.
3 См.: Голик Ю.В. Позитивные стимулы в уголовном праве (понятие, содержание, перспективы): Дис. … д-ра юрид. наук в виде научного доклада, выполняющего также функции автореферата. — М., 1994. С. 1.
4 См.: Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3. С. 28; Он же. Юридические поощрительные санкции // Атриум. 1996. № 6. С. 3.
5 См.: Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2000. С. 73, 76.
6 См.: Нырков В.В. Поощрения и наказания как парные юридические категории: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2003. С. 108, 185.
7 См.: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права / Под ред. М.И. Байтина. — Саратов, 1978. С. 84—86; Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб., 2004. С. 172; Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. — СПб., 2003. С. 215—251; Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. С. 29.
8 См.: Мирошник С.В. Теория правового стимулирования: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Ростов н/Д. 2003. С. 27.
9 Там же.
10 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. — Саратов, 2001. С. 282—284.
11 См.: Дуэль В.М. Указ. раб. С. 62—63.