Реклама
Статья

Порядок заключения договора об использовании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта

А.Р. ВАЛИЕВА, аспирант кафедры гражданского права и процесса ГУУ Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы России. Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта устанавливаются федеральными законами от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Закон о железнодорожном транспорте), от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее — Закон об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта), от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также Уставом железнодорожного транспорта РФ 2003 года (далее — УЖТ РФ).


 
В основу транспортной стратегии положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями. Государство, ограничивая свои функции как хозяйствующий субъект, усиливает свою роль в качестве регулятора рыночных взаимоотношений, сохраняет ответственность за безопасность транспортного процесса, состояние транспортной инфраструктуры, предоставление транспортных услуг в секторах, где рынок недостаточно развит.
Понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования приведено в Законе о железнодорожном транспорте и в УЖТ РФ. Под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Инфраструктура составляет материальную основу перемещения грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. Подвижной состав (локомотивы, вагоны, контейнеры) не отнесены к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Закрепление инфраструктуры в федеральной собственности обусловливается прежде всего стратегической значимостью соответствующих объектов, обеспечивающих безопасное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы, однако не исключается наличие негосударственного оператора данного объекта инфраструктуры. По мере развития рыночных отношений закрепление инфраструктуры в федеральной собственности заменяется поэтапной приватизацией инфраструктуры с обременением владельцев определенными обязательствами перед государством. Предоставление пользователям услуг транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также общие требования к операторам инфраструктуры устанавливаются законодательством и контролируются государством.
Согласно п. 10 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703, по договору об использовании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, а перевозчик — оплатить эти услуги. Однако данное определение не совсем корректно, поскольку сводит деятельность владельца инфраструктуры исключительно к оказанию услуг, что неверно.
Договор об использовании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта по своей сути является смешанным, поскольку содержит в себе элементы следующих гражданско-правовых договоров — аренды, хранения, поручения. Элементы арендных отношений играют существенную роль в правоотношениях, возникающих по использованию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Перевозчик может арендовать у владельца инфраструктуры объекты локомотивного и вагонного хозяйства, не имеющие оборонного значения; железнодорожный подвижной состав, не предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок, и др.
Договор аренды консенсуальный, взаимно обязывающий и возмездный. Цель договора — передача имущества во временное владение и пользование либо только в пользование.
Под пользованием понимается извлечение из вещи ее полезных свойств без изменения ее субстанции, в том числе приобретение доходов от использования вещи. Пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта сопряжено с его эксплуатацией, а именно с эксплуатацией железнодорожных путей общего пользования, железнодорожных станций, устройств электроснабжения, сетей связи, систем сигнализации, централизации и блокировки и т. д.
Владение — фактическое обладание вещью. Наделение арендатора статусом титульного владельца позволяет ему использовать вещно-правовые способы защиты нарушенного права. Владение в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется путем не только фактического, но и административного обладания.
Эксплуатация инфраструктуры осуществляется либо владельцем инфраструктуры в интересах перевозчика, либо перевозчиком в целях обеспечения процесса перевозки, либо ими обоими. В некоторых случаях владелец инфраструктуры и перевозчик могут совпадать в одном лице, например ОАО «РЖД» является одновременно владельцем инфраструктуры и перевозчиком.
Инфраструктура железнодорожного транспорта — объект, который требует не только управления, но и надлежащей эксплуатации, в том числе технической. Существуют следующие варианты использования инфраструктуры железнодорожного транспорта:
· владелец инфраструктуры оставляет владение имуществом за собой, однако использует инфраструктуру в интересах перевозчика. Эта модель квалифицируется как договор возмездного оказания услуг, используется в гражданском обороте наиболее широко, поскольку инфраструктура представляет собой достаточно сложный технический объект. Эксплуатация инфраструктуры, ее ремонт, приведение в надлежащее техническое состояние должны осуществляться только квалифицированным персоналом владельца инфраструктуры. Пунктом 1 ст. 8 Закона об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта установлен перечень имущества, который не может быть передан в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог;
· владелец инфраструктуры передает право временного пользования инфраструктурой перевозчику. Речь идет об аренде, и данная модель используется очень редко. Статья 7 УЖТ РФ содержит в себе следующее условие: «Владельцы инфраструктур выделяют на условиях аренды в местах общего пользования на территориях железнодорожных станций необходимые места отстоя специальных вагонов». В качестве объектов аренды могут выступать земельные участки, тупики, малоинтенсивные железнодорожные линии и т. п.;
· использование инфраструктуры осуществляется и перевозчиком, и владельцем инфраструктуры в интересах перевозчика. Все объекты инфраструктуры обслуживаются персоналом владельца инфраструктуры, эксплуатируются им, а не только передаются в пользование перевозчику. Эта модель — договор смешанного типа.
Законодательство не содержит запрета на обладание объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта в собственности или на праве аренды и обладание одновременно с этим подвижным составом, включая локомотивы. Согласно Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 № 384, на третьем этапе проводимой реформы (2006—2010 гг.) будет оцениваться целесообразность полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности, а также переход большей части парка грузовых вагонов и локомотивов в частную собственность. Однако это не означает, что в собственности ОАО «РЖД» не будет подвижного состава. Более того, ОАО «РЖД» планирует и в дальнейшем активно участвовать в осуществлении перевозок.
В договоре об использовании объектов инфраструктуры арендные отношения существуют не в чистом виде, поскольку имущество будет передаваться вместе с обслуживающим персоналом, который, в свою очередь, будет оказывать услуги по использованию объектов инфраструктуры и ее обслуживанию. Персонал останется в ведении владельца инфраструктуры, подчиняясь ему в технических, технологических и иных вопросах, и владелец инфраструктуры продолжит осуществлять функции работодателя.
Существование арендных отношений в чистом виде невозможно и по следующей причине: владелец инфраструктуры будет предоставлять объекты инфраструктуры неограниченному количеству перевозчиков. Их количество может быть ограничено только пропускной способностью самой инфраструктуры. Одни перевозчики могут использовать конкретные объекты инфраструктуры однократно, например для разовой перевозки, другие — заключить долгосрочный договор, например при осуществлении постоянных перевозок в данном направлении.
В п. 10 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования необходимо внести следующие изменения: «Договором об использовании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования называется договор, в соответствии с которым, владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа или передать перевозчику инфраструктуру в эксплуатацию, а перевозчик обязуется оплатить оказанные услуги или стоимость аренды в полном объеме».
Владелец инфраструктуры обязан заключить договор с каждым обратившимся к нему перевозчиком при наличии у последнего технической и технологической возможности. Смысл публичности договора состоит исключительно в предоставлении льгот перевозчику, не распространяя их на владельца инфраструктуры. Публичность договора обусловливает особый порядок его заключения и разрешения споров, связанных с его заключением.
В п. 1 ст. 445 ГК РФ четко разграничиваются две ситуации в зависимости от того, кто выступает в роли оферента: владелец инфраструктуры, на ком лежит обязанность заключить договор, или его будущий контрагент — перевозчик. Порядок заключения договора об использовании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта выглядит следующим образом.
В первом варианте оферту, т. е. проект договора об использовании объектов инфраструктуры, разрабатывает перевозчик и направляет ее владельцу инфраструктуры, который в течение 30 дней направляет оференту извещение о безоговорочном акцепте, об отказе от акцепта (с обоснованием причин), о согласии заключить договор, но на других условиях. В последнем случае составляется протокол разногласий, представляющий собой документ, в котором фиксируются отличная от указанной в оферте позиция по отдельным вопросам, а равно дополнительные условия, предлагаемые владельцем инфраструктуры перевозчику. После получения протокола разногласий перевозчик вправе передать дело на рассмотрение суда.
Во втором варианте оферта исходит от владельца инфраструктуры. Перевозчик может, но не обязан направить извещение о принятии оферты. Оферта может быть принята полностью либо может иметь место полный или частичный отказ от акцепта. Если владелец инфраструктуры получит акцепт с протоколом разногласий, он либо принимает его, либо отклоняет. Перевозчик, получивший извещение об отклонении протокола разногласий, может обратиться в суд для разрешения возникших разногласий.
Существует принципиальная особенность в разрешении преддоговорных споров, связанных с заключением публичных договоров, в частности договора об использовании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Споры по условиям обычных гражданско-правовых договоров могут быть переданы на рассмотрение суда только при согласии обеих сторон договора. Споры по поводу заключения и по условиям публичных договоров могут разрешаться в судебном порядке и при условии, когда коммерческая организация (владелец инфраструктуры), оказывающая услуги неограниченному кругу лиц, возражает против этого.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 06.03.2024
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
Применение правового института в виде Фонда компенсации потерпевшим является абсолютно новым для казахстанского законодательства. В статье дается подробная правовая характеристика данного института
Добавлено: 04.03.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
В статье затронут вопрос о значимости социальной миссии государства в обеспечении прав такой категории граждан, как осужденные, а также обосновывается необходимость развития взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества для осуществления пробации в России
Добавлено: 04.03.2024