УДК 341.63
Е.Б. ДОЛГОВА,
начальник отдела международной правовой помощи Управления Минюста России по Сибирскому федеральному округу
 
Международная правовая помощь оказывается судами в соответствии с обязательствами, вытекающими из международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, а при отсутствии последних — на условиях международной вежливости и с учетом международного принципа взаимности. В ходе оказания международной правовой помощи суды применяют нормы ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. 
 
Правовая помощь оказывается российскими судами при исполнении поручений иностранных судов о получении доказательств, дополнительных материалов по находящимся в их производстве делам; о вручении судебных и внесудебных документов; при рассмотрении ходатайств заинтересованных лиц о признании и разрешении принудительного исполнения в Российской Федерации вступивших в законную силу судебных решений по гражданским или торговым (экономическим) делам, приговоров по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением. Суды Российской Федерации участвуют в выполнении международных обязательств России по оказанию правовой помощи при направлении в согласованном порядке в иностранные компетентные суды поручений о совершении отдельных процессуальных действий, оформлении документов для направления ходатайств о признании вынесенных ими судебных решений.
Основные многосторонние договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, предусматривающие возможность оказания правовой помощи судами, отличаются по объему правовой помощи и порядку ее оказания.
В отношениях между Российской Федерацией и странами СНГ действует и применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее — Конвенция 1993 года), в соответствии с которой суды договаривающихся сторон сносятся друг с другом через свои центральные органы (министерства юстиции). В целях упрощения и уточнения оказания правовой помощи Конвенция 1993 года была дополнена положениями Протокола к ней от 28.03.1997. В соответствии с данным Протоколом при оказании правовой помощи в отношениях между Российской Федерацией и всеми странами СНГ, за исключением Азербайджана, Грузии, Молдавии и  Туркмении, компетентные суды сносятся друг с другом через территориальные органы Министерства юстиции РФ (на территории Сибирского федерального округа — через Управление Минюста России по Сибирскому федеральному округу). Объем правовой помощи, оказываемой судами, предусмотрен ст. 6 Конвенции 1993 года.
Арбитражные суды стран СНГ (суды, рассматривающие споры между хозяйствующими субъектами) при оказании друг другу правовой помощи взаимодействуют непосредственно, согласно Соглашению о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992.
При необходимости вручения судебных и внесудебных документов, получения доказательств по гражданским или торговым делам в странах дальнего зарубежья российские суды руководствуются гаагскими конвенциями — о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года (далее — Конвенция 1965 года), о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года, а также Конвенцией по вопросам гражданского процесса 1954 года (далее — Конвенция 1954 года).
Первые две конвенции (далее — Гаагские конвенции) предусматривают упрощенный порядок обращения с запросами в иностранные компетентные суды — через центральный орган иностранного государства, назначенный при присоединении к указанным конвенциям. Взаимодействие с судами иностранных государств по Конвенции 1954 года происходит в дипломатическом порядке. В рамках Гаагских конвенций обращение иностранных судов в российские суды за оказанием правовой помощи осуществляется по таким же схемам.
Наконец, по уголовным делам, рассматриваемым в странах Европы, взаимодействие осуществляется в рамках Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, предусматривающей объем правовой помощи и порядок ее оказания.
Кроме того, Российская Федерация подписала со многими странами двусторонние договоры о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам. Действуют договоры с Латвийской, Литовской, Эстонской республиками, Республикой Кипр, Ираком, Индией и другими государствами. Объем правовой помощи, предусмотренный двусторонними договорами, гораздо шире, чем объем правовой помощи по Гаагским конвенциям, однако порядок оказания помощи более сложный и многоступенчатый, в ряде случаев предусматривается взаимодействие через министерства иностранных дел договаривающихся государств (сторон договоров).
Министерство юстиции РФ и Управление Минюста России по Сибирскому федеральному округу выполняют в сфере оказания международной правовой помощи роль посредника, связующего звена между компетентными российскими и иностранными органами. Минюст России, его территориальные органы получают в установленном порядке от иностранных компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и направляют для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также в иностранные государства или в их компетентные органы (Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее — Указ Президента РФ № 1313), приказ Минюста России от 27.10.2006 № 321 «Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам»).
Разнообразие международных договоров Российской Федерации об оказании правовой помощи по различным категориям дел, находящихся в производстве судов, практика их исполнения приводят к ряду проблем в деятельности российских судов при оказании международной правовой помощи.
Одной из сложностей, с которой сталкиваются суды при оформлении документов, направляемых за границу для исполнения, является отсутствие сведений об адресе места жительства гражданина (местонахождения организации), в отношении которого надо произвести процессуальные действия, а также гражданина (организации), являющегося по решению суда должником. Если у Российской Федерации с государством, в которое необходимо направить документы, заключен двусторонний договор о правовой помощи, а также если государство входит в состав СНГ, суду первоначально следует направить запрос об установлении адреса, а затем — основное поручение.
Для применения Конвенции 1965 года наличие сведений об адресе получателя документа является обязательным условием. Однако практика государств—участников данной Конвенции является либеральной, а это означает, что если адрес оказывается неточным, неполным или фиктивным, то запрос (поручение) суда направляется на территорию иностранного государства с указанием всех известных данных, которые после получения будут проверяться для установления точного адреса лица, которому следует вручить документ.
Суды могут направить документы за границу по месту работы (учебы) гражданина; в рамках рассмотрения экономического спора документы могут быть вручены филиалу (представительству) иностранной организации, расположенному на территории Российской Федерации (тогда поручение не направляется).
Сложности возникают при составлении поручения, если процессуальные действия необходимо произвести в рамках одного процесса, но в отношении нескольких лиц, если в суд необходимо вызвать нескольких лиц. Такие поручения и вызовы составляются в отношении каждого лица, поскольку иностранный суд может не исполнить поручение полностью в связи с проживанием таких лиц на разных территориях (в пределах одного государства). Следует учитывать, что в таких случаях составляются копии документов по числу лиц, которым их нужно вручить.
На практике возникают и вопросы, касающиеся действительности российских документов на территории иностранного государства. Условия действительности документов указываются в международном договоре, который применяется в каждом конкретном случае.
Во-первых, действительность относится к поручению (запросу, ходатайству), составленному судом. В Конвенции 1965 года — это запрос, основное содержание подлежащего вручению документа; судебное поручение, согласно ст. 7 Конвенции 1993 года соответствующее по содержанию данной норме; и т. д. Кроме того, действительность включает также требование к языку, на котором должен быть составлен запрос (в отношениях с большинством стран дальнего зарубежья — на официальном языке запрашиваемого государства; по Конвенции 1993 года — на русском языке).
Во-вторых, требование о действительности документов касается также документов, прилагаемых к поручениям судов (копий исковых заявлений, справок суда о вступлении решения в законную силу, о надлежащем вызове ответчика в суд и др.). Документы, направляемые для вручения в страны СНГ, должны быть составлены уполномоченным на то лицом в пределах его компетенции, скреплены гербовой печатью; если направляются копии документов, то они должны быть заверены гербовой печатью суда. Конвенция 1965 года предъявляет еще два обязательных требования к подлежащим вручению документам: они составляются в двух экземплярах и должны быть переведены на официальный язык запрашиваемого государства в соответствии с заявлением, сделанным этим государством при присоединении к Конвенции.
Аналогичные требования предъявляются к документам, направляемым судом, вынесшим решение, для признания данного решения на территории иностранного государства по ходатайству заинтересованного лица. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения судебного решения подается заинтересованным лицом в суд той страны, где решение подлежит исполнению, или в суд, вынесший решение в первой инстанции. Для направления ходатайства о признании решения, вынесенного российским судом, взыскатель, как правило, использует последний вариант. В этом случае суд, который вынес решение в первой инстанции, выдает по просьбе заинтересованного лица документы в соответствии с международным договором. В частности, согласно ст. 53 Конвенции 1993 года к таким документам относятся:
— решение или его заверенная копия;
— официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению;
— документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд;
— документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки.
Исходя из международной практики, такими документами являются справки, выданные судом, вынесшим решение в первой инстанции, скрепленные подписью судьи и заверенные гербовой печатью суда. Для выдачи заинтересованному лицу справки о том, что решение частично исполнялось (или не исполнялось) на территории Российской Федерации на момент его пересылки, суд запрашивает необходимую информацию в службе судебных приставов.
Зачастую взыскатели сталкиваются с проблемой направления ходатайства для признания судебного приказа, вынесенного российским судом, если на момент его вынесения должник находился (проживал) вне пределов Российской Федерации. В таких случаях судебный приказ не может быть направлен на территорию иностранного государства, поскольку в соответствии со ст. 125 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если место жительства или местонахождение должника находится вне пределов Российской Федерации. Заинтересованному лицу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением; вопрос о взыскании денежных средств с должника, проживающего на территории иностранного государства, будет рассматриваться судом в порядке искового производства по правилам подсудности, установленным ГПК РФ.
Признание и принудительное исполнение решений российских судов возможно в рамках Конвенции 1993 года (в странах СНГ), а также в рамках двустороннего договора Российской Федерации с иностранным государством. Зачастую суды сталкиваются с проблемами обратившихся к ним взыскателей, которые не могут реализовать право на получение денежных средств по решению суда с должника, проживающего в государстве, с которым у России международный договор об оказании правовой помощи отсутствует (например, с Германией, Израилем, США — по гражданским делам). Взыскатель может рассчитывать на возможность признания и разрешения принудительного исполнения решения российского суда на территории такого государства на условиях международной взаимности и вежливости, документы в этом случае направляются в дипломатическом порядке. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться с заявлением в суд иностранного государства, на территории которого проживает (находится) должник, через своего представителя на указанной территории.
При исполнении запросов (поручений, ходатайств) иностранных судов российские суды применяют законодательство Российской Федерации (ГПК РФ, АПК РФ), однако большинство договоров, участницей которых является Россия, предусматривают, что по просьбе запрашивающего учреждения суд может применить и процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законодательству Российской Федерации (ст. 8 Конвенции 1993 года).
Сроки исполнения поручений иностранных судов международными договорами не регулируются, однако российские суды руководствуются требованием ч. 2 ст. 62 ГПК РФ о выполнении определения о судебном поручении в течение месяца со дня его получения. Судам, получившим запросы о вручении документов, необходимо принимать меры по их исполнению в возможно короткие сроки. Так, с целью сокращения сроков исполнения запросов иностранных судов, одновременно с принятием судебного запроса к исполнению суд направляет запрос в адресно-справочный стол или в регистрирующий юридические лица орган по месту нахождения суда для установления адреса получателя, после чего решает вопрос о направлении судебных повесток о явке в суд по месту проживания (нахождения) адресата.
Документы вручаются получателю в ходе судебного заседания, которое протоколируется. Если документы, подлежащие вручению, составлены не на русском языке (не переведены на русский язык), суд вправе отказать в исполнении судебного запроса. Однако желательно вручать такие документы, если адресат в достаточной мере владеет языком, на котором они составлены.
Допрос лиц по поручению иностранного суда осуществляется также в ходе судебного заседания, о чем составляется протокол с указанием ответов на каждый из вопросов, поставленных в поручении иностранного суда. Исполняя запрос о получении письменных доказательств, суд делает необходимые запросы; полученные письменные доказательства (документы) скрепляются официальной печатью суда.
Документом, удостоверяющим исполнение поручения иностранного суда, является подтверждение об исполнении. Международными договорами согласованы различные требования к такому подтверждению. Если документы вручались согласно Конвенции 1965 года, суд, исполнивший запрос иностранного суда, заполняет свидетельство о вручении документа строго в соответствии с формой, установленной в приложении к данной конвенции. Вместе с заполненным свидетельством запрашивающему суду возвращается второй экземпляр подлежащих вручению документов с распиской получателя на каждом листе экземпляра, заверенной судом, исполнившим поручение. Составленные или полученные во исполнение поручения иностранного суда документы оформляются в соответствии с правилами международных договоров о действительности документов за границей и направляются в суд, который был инициатором поручения, в установленном порядке.
Если документы не были вручены, а также если иные процессуальные действия (допрос, объяснения лиц) не были проведены, суд, исполняющий поручение, отражает это в подтверждении об исполнении поручения с указанием причин неисполнения. Дополнительно к такому подтверждению судья прикладывает акт о невозможности исполнения с разъяснением причин (как правило, это фактическое непроживание лица по указанному в поручении адресу; отсутствие информации о его регистрации по месту жительства на территории, на которой должно быть исполнено поручение, что подтверждается адресно-справочным бюро; смерть лица, что подтверждается справкой о смерти; нахождение лица в длительной командировке, что подтверждается объяснением родственников, соседей).
Рассмотрение ходатайства заинтересованного лица о признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения иностранного суда в соответствии с международным договором Российской Федерации российские суды осуществляют по правилам главы 45 ГПК РФ и главы 31 АПК РФ. При рассмотрении таких ходатайств возникает проблема, связанная с недостатками документов, направленных взыскателем (заявителем), и сроком устранения недостатков, который устанавливает российский суд. В частности, в ходатайстве о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации судебного решения иностранного государства не всегда указываются сведения о месте жительства должника, местонахождении его имущества либо эти сведения являются неточными, фиктивными. Суд, рассматривающий ходатайство, направляет должнику уведомление для возражений, после неоднократной неявки должника делает запросы в адресно-справочное бюро, в органы, регистрирующие права на недвижимое имущество. В соответствии со ст. 136 ГПК РФ суд оставляет ходатайство без движения, о чем выносит определение, предоставляя взыскателю срок для устранения недостатков (предоставления достоверной информации). Разумный срок — до 1 месяца, который обычно определяют суды, рассматривающие ходатайство, недостаточен для лица, проживающего за пределами Российской Федерации. В такой ситуации суды в конечном счете выносят определение о возврате ходатайства без рассмотрения по существу. Именно поэтому суду при рассмотрении ходатайств взыскателей, проживающих на территории иностранного государства, следует учитывать время, необходимое на доставку определения взыскателю, а также время на доставку сведений, уточненных взыскателем.
При рассмотрении поручения иностранного суда, ходатайства гражданина о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения суда иностранного государства, а также в ходе производства по делу с участием иностранного элемента у суда может возникнуть необходимость в установлении содержания норм иностранного права, их разъяснения. Данное право урегулировано российским законодательством (ст. 11 ГПК РФ, ст. 14 АПК РФ, ст. 166 СК РФ). В соответствии со ст. 166 СК РФ в целях установления содержания норм иностранного семейного права суд может обратиться  за содействием и разъяснениями в Минюст России и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов. Полномочия Минюста России по рассмотрению таких обращений закреплены в Указе Президента РФ № 1313. Приведенные и другие положения российского права основаны на нормах международных договоров о предоставлении центральными органами сторон того или иного договора друг другу сведений о действующем или действовавшем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции. Однако правовой механизм обращения судов за такими разъяснениями в Минюст России отсутствует. В таких случаях судам необходимо оформить в письменном виде официальный запрос с указанием характера рассматриваемого дела и вопросов, регулирование которых иностранным законодательством следует разъяснить, и направить запрос в Минюст России.
Таким образом, проблемы, возникающие в деятельности российских судов при оказании международной правовой помощи, различны по характеру и по сложности. Как правило, они возникают в связи с тем, что международное нормативно-правовое регулирование оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам недостаточно полно и всесторонне, а российское процессуальное законодательство несовершенно. Поэтому при разрешении возникающих проблем и сложностей судам необходимо проявлять инициативу в пределах их компетенции (сразу после получения поручения, ходатайства делать запросы для выяснения адреса места жительства (местонахождения) лица; при поступлении запроса непосредственно в суд в нарушение предусмотренного международным договором порядка возвращения таких документов в суд — инициатор запроса, или через Минюст России). При этом должны соблюдаться положения международных договоров и российского законодательства.
Управление Минюста России по Сибирскому федеральному округу участвует в обеспечении надлежащего оказания международной правовой помощи при рассмотрении запросов российских и иностранных судов и документов, составленных во исполнение таких запросов (проверяет качество запросов и их исполнение, соответствие международным договорам), дает необходимые разъяснения, контролирует в пределах своей компетенции исполнение в возможно короткие сроки иностранных запросов, а также, с учетом международной практики, в разумные сроки — российских запросов.
Надлежащее оказание судами международной правовой помощи заключается в обеспечении соответствия совершаемых ими процессуальных действий и их оформления правилам международных договоров Российской Федерации, что в итоге способствует решению основной задачи, стоящей перед всеми государственными органами, — достижению цели межгосударственного взаимодействия, а именно своевременной и всесторонней защите прав и свобод человека и гражданина.