И.В. СТЕПАНОВА,

соискатель кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ

 

Статья посвящена  проблеме совершенствования законодательства в сфере культуры и распространения информации с целью обеспечения прав граждан страны на доступ к культурным ценностям.

 

The article is sacred  to the problem of perfection of legislation in the field of culture and distribution of information with the purpose of providing of rights for the citizens of country on access to the cultural values.

 

В  Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года, утвержденных Правительством РФ 01.06.2006 г., поставлена задача  сохранения и развития единого культурного пространства России. Это обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры как в силу географических особенностей страны, так и рядом факторов экономического характера.

Одной из главных проблем реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является проблема приобщения населения нашей страны к культуре в широком понимании этого термина. На сегодняшний день система приобщения населения к искусству находится в катастрофическом состоянии.

Так, почти половина регионов не имеет детских театров, тогда как пятая часть всех детских театров России сосредоточена в московском и санкт-петербургском регионах. Только в 6 городах страны действуют театры всех видов. В небольших городах и в селах ситуация крайне критическая, там подавляющая часть жителей просто обречена на жизнь вне искусства, так как ни театры, ни концерты, ни музеи, ни выставки для них недоступны.

Недостаточный уровень культурного обслуживания на селе и в малых городах приводит к резкому снижению общей культуры этой части граждан, оттоку молодежи из данных населенных пунктов и, как правило, их деградации. Такая неравномерность в обеспечении культурными благами крупных городов и российской провинции порождает социальное неравенство по условиям приобщения к культуре жителей городов и сел. В результате более половины населения России лишено возможности в полной мере реализовать свои конституционные права на доступ к культурным ценностям, на пользование учреждениями культуры, на участие в культурной жизни.

В этой связи необходимо принятие правовых актов, направленных на выравнивание обеспечения населения услугами в области культуры. В ходе административной реформы и реформы местного самоуправления произошло разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Вся ответственность за обеспечение населения услугами в области культуры лежит теперь на региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципального образования.

Таким образом, необходимо принятие ре-гиональных законодательных актов, предусматривающих проведение единой культурной политики, нужны конкретные меры поддержки и создание условий для организаций культуры, для повсеместного доступа населения к культурным благам. Однако на сегодняшний день законодательные акты отдельных субъектов Российской Федерации не приведены в соответствие с нормами федерального законодательства в области культуры, зачастую они просто дублируют нормы федерального законодательства. В муниципальных образованиях нормативная правовая база только начинает складываться.

Вместе с тем Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций четко предусматривают необходимость разработки номенклатуры государственных и муниципальных услуг в области культуры, модельных стандартов инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы); создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы); технического пе-реоснащения объектов культуры[1].

Следует признать, что увеличение числа учреждений культуры в селах и малых городах не решат проблему полного обеспечения реализации прав граждан на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Эту задачу можно решать только при государственной поддержке гастрольной и передвижной выставочной деятельности. Только с помощью такой государственной программы возможно обеспечить все населенные пункты настоящим искусством.

Однако до настоящего времени отсутствует федеральный закон «О гастрольной деятельности». Этот закон необходим, так как  призван обеспечить доступ жителей всех населенных пунктов страны к культурным ценностям, к настоящему искусству, к шедеврам мировой и отечественной классики. Кроме того, он дол-жен преодолеть существующее неравенство на культурные права, имеющее место быть между жителями столичных городов и крупных региональных центров и жителями малых городов России, сел и отдаленных уголков страны.

Еще одной важной проблемой реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является проблема доступа населения к информации. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что право на информацию, так же как и на культуру в целом, относится к естественным правам человека, потому что без реализации этих прав невозможна реализация других прав и свобод человека и гражданина. Только информированный гражданин способен осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе[2]. Это в полной мере относится и к культурному гражданину.

Конституционной основой реализации права на информацию является закрепление за каждым права свободно искать, получать, пе-редавать, производить и распространять ин-формацию любым законным способом. Одним из необходимых социальных институтов, обеспечивающих права граждан на доступ к информации и культурным ценностям являются библиотеки. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» гарантирует права граждан на библиотечное обслуживание в государственной и муниципальной сети общедоступных (публичных) библиотек и закрепляет главный принцип государственной политики в области библиотечного дела — создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, хранимых в библиотеках.

Проблема доступа к информации заключается в развитии муниципальных (публичных) библиотек, которых насчитывается около 48 тысяч, а также в совершенствовании библиотечного обслуживания. Здесь главной задачей является комплектование библиотечных фондов, которые были сформированы еще в 70-е годы прошлого века. Их обновление составляет всего лишь 10% общего количества изданной литературы, тогда как обновление фондов библиотек и увеличение объемов комплектования по международному нормативу составляет 250 наименований книг на 1000 жителей в год.

Другой проблемой, требующей законодательного закрепления, является установление норм доступности и обеспечения сохранности информации в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. Планируется обеспечить доступ населения к социально значимой информации путем создания информационных систем, передвижных систем обслуживания и других технологий[3]. В первую очередь это развитие электронных библиотек и высококачественных цифровых кинотеатров. С созданием электронных биб-лиотек книга станет более доступной для сельского читателя, который сможет получить электронный вариант любой книги. Но здесь возникают проблемы, связанные с нормами авторского права, которые запрещают бездоговорное тиражирование текста. С учетом перечисленных проблем требуется внесение поправок в Федеральный закон «О библиотечном деле».

Не менее важной является проблема приобщения населения нашей страны к культуре через средства массовой информации, включая телевидение. Телевидение сегодня стало самым мощным проводником, по сути, главным распространителем культуры в обществе, способным приобщить миллионы зрителей страны к культурным ценностям. К сожалению, на современном этапе телевидение несет не культурные ценности, не нравственные идеалы в каждую семью, а негативно воздействует на общество путем показа передач, основной те-мой которых является насилие, извращения, скандалы, криминальные отношения.

Следует заметить, что в сложившейся ситуации налицо нарушение прав граждан на доступ к культурным ценностям, так как все эфирное время отдано низкопробным сериалам, развлекательным передачам, скандальным историям и т. д. В этой связи в обществе все чаще звучат требования защиты национальных информационно-культурных ресурсов, культурно-исторических ценностей. Для этого от государства требуется обеспечить защиту общественной нравственности с помощью законодательства, направленного против порнографии, культа жестокости, насилия. Между тем на сегодняшний день не принят ни один закон, регулирующий правила показа в эфире сцен насилия, жестокости, сексуального содержания.

Международный опыт решения аналогичных проблем показывает, что демократические государства со всей ответственностью относятся к опасности негативного влияния СМИ на культурное и нравственное развитие общества, но не всегда могут контролировать содержание и качество выпускаемых передач, печатных изданий и т.д.

В каждой стране данная проблема решается по-своему, но она решается. В США, например, несмотря на то, что СМИ хорошо защищены на законодательном уровне от вмешательства государства в их право освещения жизни общества, тем не менее, были приняты правовые нормы, ограничивающие насилие, непристойность и программы, способные оказать вредное влияние на детей[4].

В Великобритании существует Британское управление по классификации фильмов, которое занимается классификацией фильмов вместе с приведением их в соответствие с принятыми правилами: с учетом возраста зрительской аудитории из фильма удаляются сцены, которые не соответствуют той или иной категории[5].

В странах СНГ и Балтии распространение порнографических материалов запрещено уголовным законодательством, и почти во всех странах оно включено в число «злоупотреблений» свободной прессы, находящихся за рамками конституционной защиты и являющихся основанием для вынесения предупреждения или приостановления регистрации печатного издания[6].

Таким образом, представляется важным использование Россией положительного опыта зарубежных стран по принятию нормативных актов, закрепляющих права граждан на приобщение к культурным ценностям через средства массовой информации, в первую очередь, через телевидение, и ограничивающих, а в отдельных случаях запрещающих показ и распространение аморальной, низкопробной продукции в СМИ.

Важной проблемой реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является приобщение российских соотечественников, проживающих за рубежом, к русской культуре. На сегодняшний день за границами Российской Федерации проживает около 25 миллионов соотечественников, большинство которых находится в странах СНГ и Балтии.

Проблема приобщения соотечественников к родной культуре неразрывно связана с проблемой формирования единого культурного пространства. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» закреплена обязанность государства осуществлять всевозможную поддержку культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций соотечественников за пределами Российской Федерации[7].

Особого внимания заслуживает поддержка всех видов творческой деятельности на русском языке. Именно поэтому стержнем поддержки российского культурного присутствия за рубежом должна стать государственная программа поддержки русского языка.

Русский язык является весьма распространенным языком мира, наряду с китайским, английским, французским и др. Кроме этого, русский язык — один из шести официальных языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Поэтому он призван играть важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, а также наших соотечественников в странах СНГ и Балтии.

К сожалению, на сегодняшний день в целом ряде стран ближнего зарубежья (Украина, Прибалтика, Казахстан и др.) русский язык вытесняется из сфер государственной и общественной жизни. В этой связи государство должно добиваться признания русского языка как второго государственного языка во всех странах СНГ. Для этого необходимо обеспечить соотечественникам за рубежом обязательное изучение русского языка в школах и вузах. Кроме этого, следует оказывать поддержку соотечественникам в вопросах сохранения собственных языковых, этнических и культурных традиций.

Одной из острых проблем реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является сохранение культурного наследия народов России. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»  направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям. Закон гарантирует сохранность объектов культурного наследия, гарантирует право каждого на доступ к объектам культурного наследия, а также на получение информации об объекте культурного наследия. Кроме этого, в преамбуле Закона говорится и о конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры[8]. 

Необходимость сохранения и развития культурного наследия обусловлена стремительным разрушением памятников истории и культуры на современном этапе, а также неудовлетворительным состоянием сохранности предметов музеев. Поэтому охрана памятников культурного наследия является на сегодняшний день чрезвычайно важной проблемой. Президент РФ Дмитрий Медведев на заседании Президиумов Госсовета России и Совета по культуре отметил, что за последние 10 лет было безвозвратно утрачено 2,5 тысячи памятников архитектуры.

Одной из главных причин уничтожения памятников истории и культуры является отсутствие необходимой законодательной базы. На сегодняшний день органы охраны па-мятников истории и культуры вынуждены руководствоваться Законом РСФСР 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», который не отвечает требованиям современного градостроительного и зе-мельного законодательства. Действующее за-конодательство не способствует процедуре изъятия памятника у недобросовестного собственника.

Еще одним способом спасения памятников истории и культуры, по мнению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, является привлечение частных инвестиций. «Нужно активнее привлекать частные инвестиции и создать для этого благоприятные законодательные условия. Вовлечение объектов культурного наследия в гражданский оборот — это самый эффективный способ по их сохранению, и в нынешних условиях, я считаю, это задача номер один», — заявила Матвиенко на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, который проходил в Великом Новгороде 18 сентября 2009 г. Несомненно, это реальный путь к спасению культурного наследия, но нужна грамотная и сильная законодательная база, в том числе закон «О ме-ценатстве».

 В Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года предусмотрена необходимость совершенствования законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России, в том числе путем отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.

Таким образом, на сегодняшний день проблемы реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина в области культуры реально существуют. Для их решения необходимо внесение серьезных поправок в законодательство о культуре. Вместе с этим требуется создание механизма реализации гарантий культурных прав граждан.

 

Библиография

1 Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации. Поручение Правительства РФ от 01.06.2006 № МФ-П44-2462.

2 Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках // Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации. Сборник справочно-нормативных и рекомендательных актов / МК РФ, РНБ/ Сост. В.В.Григорьев, Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. — М., 2001. С. 38

3 Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации. Поручение Правительства РФ от 01.06.2006 № МФ-П44-2462.

4 Прайс М. Телевидение и телекоммуникации в переходный период: общество и национальная идентичность. — М., 2000. С. 22.

5 Бриггз А., Кобли П. Медиа. Введение. — М., 2005. С. 528-532

6 Сравнительный анализ законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Балтии (2003). // http://www.medialaw.ru

7 Ст. 23 Закона РФ от 9 октября 1992 г № 3612-1«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

8 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 2002 г № 26 ст.2619.