О.А. СНЕЖКО,
кандидат юридических наук, декан юридического факультета Орловского государственного технического университета, доцент кафедры гражданского права и процесса
 
Современное состояние российского общества заставляет переосмыслить весь ход государственно-правового строительства и сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем. Одна из них — продолжающийся демографический кризис.
 
Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения: за 2000—2005 гг. — около 700 тыс. человек в среднем за год. Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности может привести к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить около 123 млн человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн[1].
Особенностью современного демографического кризиса России являются беспрецедентно высокая смертность населения, особенно трудоспособного возраста.
Смертность мужчин трудоспособного возраста в 4 раза превышает смертность женщин. На первое место вышла смертность мужчин от неестественных причин: несчастных случаев, отравлений, травм, убийств, самоубийств.
Тревожные статистические данные естественного прироста (убыли) населения вызывают обеспокоенность не только среди специалистов и представителей государственной власти, но и среди граждан. Тезис «сбережение народа» постепенно обретает черты национальной идеи.
Депопуляция как процесс систематического уменьшения абсолютной численности населения и следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих, смертность превышает рождаемость, требует принятия адекватных мер со стороны как соответствующих государственных органов, так и самих граждан.
Основные тенденции, лежащие в основе депопуляционных процессов, — высокая смертность граждан трудоспособного возраста от естественных и неестественных причин и низкий уровень рождаемости.
Высокая смертность граждан трудоспособного возраста от естественных и неестественных причин. Связана с ухудшением состояния здоровья россиян, травматизмом на производстве, пьянством и наркоманией, увеличением количества убийств (самоубийств) и т. д.
По сообщениям РИА «Новости», на дорогах России только за шесть месяцев 2006 г. погибли более 11,5 тыс. человек, среди них 462 ребенка.
Не случайно Указ Президента РФ от 22.09.2006 № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ориентирует на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения, а также создание системы образования и информационно-пропагандистского обеспечения в области безопасности дорожного движения.
На продолжительность жизни влияет состояние здоровья населения. Не вызывает сомнений, что здоровая нация — основа современного развитого государства. Сегодня сложилась непростая ситуация в сфере здравоохранения. Закрепленные правовые гарантии по оказанию бесплатных медицинских услуг полностью не реализуются. Зачастую качество оказания медицинской помощи зависит от наличия у гражданина соответствующих денежных средств.
Национальный проект «Здравоохранение» пусть с опозданием, но начал вносить изменения в сложную ситуацию. Однако обновление материальной базы и повышение заработной платы медицинскому персоналу не позволит полностью решить проблему. Низкий уровень доходов породил систему «подношений и благодарностей», которая функционирует практически во всех сферах общественной жизни. Ликвидировать ее можно только путем формирования у людей ответственности за свою работу, взаимоуважения и честного исполнения возложенных обязанностей.
Борьба с пьянством, «пивным синдромом» и употреблением наркотиков в молодежной среде должна стать приоритетной государственной политикой. Необходимо прививать с детства здоровый образ жизни, а для этого — развивать систему детско-юношеских школ, спортивных секций, клубов и других учреждений, которые не старались бы выжить под давлением рыночных отношений, а получали бы государственную поддержку, например были освобождены от налогов, получали финансовую (грантовую) помощь.
Смещение центра ответственности за развитие физкультуры и спорта на уровень субъектов Федерации и местные органы зачастую не обеспечивает достижения общегосударственных задач. Требуются всемерная поддержка массового спорта и физкультуры, утверждение здорового образа жизни. Спортивные сооружения должны быть доступны для всех, желающих заниматься спортом.
Среди причин суицида — психологическая неуравновешенность граждан, связанная с отсутствием перспектив, тяжелое социально-экономическое положение, пропаганда через средства массовой информации жестокости и насилия.
Ежегодно в нашей стране совершают самоубийства около 60 тыс. человек. Суициды среди мужчин примерно в 6 раз выше, чем среди женщин[2].
Необходимо вводить цензуру в отношении ряда печатных изданий, телевизионных передач, рекламных роликов. В погоне за прибылью и массовым зрителем (читателем) отдельные средства массовой информации пренебрегают элементарными нормами морали и нравственности, что способствует деградации общества, особенно молодежи, которая не в состоянии отличить истинные ценности от ложных.
Формирование здоровой нации — не только обязанность семьи и родителей, но и забота государства. Государству следует проводить правовую идеологию, ориентированную на сохранение русских традиций, укрепление духовности и воспитания граждан. Уход и устранение государства из идеолого-пропагандисткой сферы недопустим.
Обеспечение безопасности труда — одна из задач государства. Конституция РФ гарантирует право на труд в условиях безопасности и гигиены. Однако статистические данные свидетельствуют о том, что велико количество россиян, смерть которых наступила в результате несчастных случаев[3].
В 2004 г. от несчастных случаев на производстве погибли более 3,5 тыс. человек, что в 3 раза больше, чем в странах Западной Европы.
Несмотря на наличие законодательства об охране труда, не удается снизить производственный травматизм. Это обусловлено не столько действиями самого работника, сколько бездействием работодателя и государственных контрольно-надзорных органов, призванных принимать соответствующие меры. Низкий размер заработной платы, большие производственные нагрузки приводят к тому, что наемный работник в целях поддержания своей физической и психической работоспособности вынужден делать рациональный выбор: либо не заводить семью, либо откладывать рождение ребенка.
В современной России цена товара «рабочая сила» в среднем многократно занижена по отношению к его стоимости. По имеющимся данным, доля оплаты труда в ВВП составляет 10—12%, тогда как в промышленно развитых странах мира она достигает 50—60%, т. е. примерно в 5 раз больше.
Тревожная статистика смертности граждан свидетельствует о том, что право на жизнь, гарантированное Конституцией РФ, обеспечивается ненадлежащим образом. В качестве неотъемлемой части механизма обеспечения и защиты этого права выступает законодательство. Правотворческие органы пытаются скорректировать законодательную базу таким образом, чтобы она содержала соответствующие меры реагирования на возникающие угрозы. Бесспорно, зачастую законодательство не успевает за стремительно изменяющейся жизнью из-за многоступенчатости законодательного процесса, лоббистской деятельности и т. п. Однако попытка органов государственной власти повлиять на существующую ситуацию заслуживает одобрения.
Следует отметить общую тенденцию усиления ответственности за нарушение законодательства в сфере обеспечения личной безопасности и сохранения здоровья граждан. Вместе с тем право не может переломить действительность в силу состояния общественных сил, уровня духовности, правового нигилизма. Усиление ответственности не остановит пьянство, наркоманию (по статистике, от наркотиков умирают ежегодно 70—100 тыс. россиян) и преступность и, как следствие не сократит смертность граждан.
Законы сами по себе не могут накормить, одеть, обуть людей, улучшить их благосостояние. Они лишь способствуют либо не способствуют этому, охраняют, регулируют, но не производят. Уповать на «скоростное» правотворчество — значит питать юридические иллюзии. Можно согласиться с выводом о том, что «нужны прежде всего социальные, экономические, политические, организационные и иные меры плюс законы. Лишь совокупное действие всех этих факторов может дать желаемый эффект»[4].
Для решения проблемы сокращения смертности необходимо качественно улучшить жизнь граждан, чтобы россияне могли реально предвидеть свое будущее, стремились жить и дорожить ею. Эта задача может быть решена только посредством сплочения всех правовых, духовных, экономических, политических сил, которым не безразлична судьба страны и своей народа.
Низкий уровень рождаемости. Он обусловлен множеством проблем экономического, политического, духовного, социального и иного характера.
В научной литературе рассматриваются различные теории снижения рождаемости. С медицинской точки зрения, падение рождаемости произошло из-за ухудшения здоровья населения (прежде всего женщин репродуктивного возраста), которая обусловлена плохой работой учреждений здравоохранения. Сторонники социально-психологического подхода считают, что молодые семьи (18—30 лет), не обременяя себя детьми, стремятся обеспечить себя первичным личностным капиталом — доходом, престижной работой, должностью, профессиональной квалификацией[5].
Интересен и экономический подход. Эксперты считают: низкая рождаемость — индикатор материального неблагополучия, а прожиточный минимум не обеспечивает уровня рождаемости, необходимого даже для простого воспроизводства населения. Представители духовно-нравственной концепции утверждают, что снижения рождаемости связано с падением нравов, утратой базовых ценностей, отсутствием духовно-нравственной основы у молодежи.
В каждой теории есть доля истины, так как проблема снижения рождаемости носит комплексный характер. Внутренняя взаимосвязь, взаимовлияние различных общественных процессов обусловливают необходимость рассмотрения этой проблемы в системной связи с различными явлениями и процессами объективной действительности. Не вызывает сомнений, что основа для увеличения количества детей — материальное благополучие семьи.
По данным исследования Левада-центра, проведенного в июне 2006 г., готовность родить ребенка в ближайшие два-три года зависит от ряда факторов, прежде всего хорошего заработка (26%), уверенности в завтрашнем дне (22), имущественных условий (20) и политики государства в отношении семей с детьми (16%).
Однако этот фактор не всегда способствует деторождению. Современные обеспеченные семьи зачастую не имеют детей или в крайнем случае решаются на одного. Примерно такая же проблема существует и в европейских государствах, имеющих неплохие показатели качества жизни (Португалия, Швейцария и др.).
Тяжелое материальное положение большинства российских граждан, отсутствие перспективы приобретения жилья, незащищенность детей от неблагоприятного воздействия социальных факторов действительности породили «малодетный» образ мышления, и, как следствие, семьи, в которых более трех детей, воспринимаются как что-то аномальное, не соизмеримое с реальностью.
Еще одна причина, которая стоит на пути рождаемости, — количество абортов, по которым наша страна занимает «почетное» первое место в мире. Аборты на разных стадиях приводят к тому, что женщины получают определенные физические осложнения после их проведения, становятся бесплодными.
Условия жизни, уровень развития техники и средств информации во многом способствуют раннему взрослению подростов. Отсутствие моральных запретов и неразвитое чувство ответственности за содеянное приводят к тому, что преждевременная сексуальная жизнь калечит психику молодежи и зачастую не способствует появлению новых семей.
Однако нельзя согласиться с мнением, что, запретив аборты, мы повысим рождаемость. Не запреты и даже не стимулы, а гарантия стабильной и предсказуемой жизни — главное в социальной политике. Хороший врач постарается сначала найти причину, чтобы правильно поставить диагноз, а потом лечить болезнь.
Парламентарии активно включились в работу по закреплению правового механизма, направленного на повышение рождаемости. Анализ современного законотворчества позволяет выделить следующие тенденции:
· повышение защищенности матери (увеличение пособий, введение базового материнского капитала и родовых сертификатов);
· устранения негативного воздействия на семью и детей отдельных факторов действительности (недобросовестной рекламы, насилия, жестокости и др.).
Нормы права не только охраняют поддерживаемые государством отношения, но и стимулируют повышение рождаемости. Однако для их реализации необходимы как соответствующие финансовые средства, так и активная деятельность исполнительных органов власти.
Сегодня только 6% опрошенных россиян убеждены, что Правительство РФ для повышения рождаемости в России делает все от него зависящее, 54% считают, что недостаточно, 30% — вообще ничего не делает[6].
Для улучшения демографической ситуации необходимо:
· принять закон «О государственной поддержке семьи, материнства и детства», который закрепил бы гарантируемые государством меры материальной, социальной и иной поддержки семьи и способствовал бы кодификации правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политики;
· тщательно проанализировать практику реализации гарантий матерям и семьям, т. е. кто и сколько рожает, какие семьи получают новое жилье, где не реализуются национальные задачи и почему. Важно, чтобы оценкой работы законодательных и исполнительных органов был конечный результат. Стимулирование рождаемости должно включать комплекс мер административной, финансовой и социальной поддержки молодой семьи;
· изменить общественное сознание, которое за годы реформ трансформировалось в результате переоценки ценностей, экономических трудностей выживания, падения нравов, вследствие отсутствия четкой государственной идеологии и т. д. Женщины не будут рожать, когда у большинства работодателей основное кредо — получение наибольшей прибыли, а беременность, рождение ребенка и уход за ним, по мнению большинства, тормозит процесс развития экономической деятельности. Многие предприниматели вообще не ассоциируют себя с государством, указывая на то, что оно не выполняет стоящих перед ним задач. Они не ставят в основу своих интересов, приоритеты всей страны;
· преодолеть негативные последствия гибели граждан в результате убийств, несчастных случаев, травм и отравлений. Это возможно только при активизации деятельности контрольно-надзорных и правоохранительных органов. Нуждается в «кадровой чистке» весь контрольно-надзорный и правоохранительный механизм государства, так как отражает деятельность государства, и все изъяны этой работы подрывают авторитет государства у граждан.
Большинство факторов, неблагоприятно отражающихся на демографической ситуации, объясняется деградацией смысла жизни и девальвацией базовых ценностей. Если часть старшего поколения потеряла веру в будущее, то молодежь ее не обрела, так как живет одним днем. Органы власти должны предпринять все попытки для того, чтобы граждане России почувствовали на себе результат государственной политики «сохранения народа» и ценности личности. Государственные реформы, направленные на наведения порядка в той или иной сфере, будут «пробуксовывать», если граждане реально не увидят и не ощутят на себе их положительный эффект.