В.А. МОРОЗОВ,

преподаватель кафедры ТСП Барнаульского юридического института МВД России

 

Специфика службы сотрудника правоохранительных органов предъявляет серьезные требования к свойствам личности и его психики: особенностям реагирования, эмоционально-волевой устойчивости, характеру поведения. Поведение — это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение человека — имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языком и другими смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом — общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группой, членом которой он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Поведение является составной частью деятельности, т. е. активным взаимодействием с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Оперативно-розыскная деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17.12.1979, указывается, что должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа обществу и защищая всех лиц от противоправных актов, с высокой степенью ответственности, уважают и защищают человеческое достоинство, а также права человека по отношению ко всем лицам. Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. Они обеспечивают полную охрану здоровья задержанных ими лиц, в частности принимают немедленные меры по обеспечению оказания медицинской помощи в случае необходимости. Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какие-либо акты коррупции, всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними.

Выполняя профессиональные обязанности, сотрудник правоохранительных органов должен уметь прогнозировать события и устранять психическую напряженность, отрицательно воздействующую на его правовое поведение, продуктивность и эффективность деятельности.

Психическую напряженность можно разделить на позитивную, способствующую достижению цели, и негативную, дезорганизующую правовое поведение личности. В одних случаях психическая напряженность мобилизует личность сотрудника правоохранительных органов, улучшает правовое поведение, а в других — оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние. Психическая напряженность понимается как психическое состояние человека, возникающее в условиях, неблагоприятных для деятельности. Комфортным условиям деятельности соответствует умеренная психическая напряженность личности. Деятельности, протекающей в экстремальных условиях, соответствует повышенная психическая напряженность.

Чрезмерная психическая напряженность сотрудника правоохранительных органов требует от него и от начальствующего состава поиска уменьшения, исправления (коррекции) этой напряженности. Сотрудник должен знать, как ему действовать, корректировать неприятное психическое напряжение. Для этого ему необходимо знать о существовании  и уметь использовать следующие психологические феномены:

· психологическую реакцию «подавление» — вытеснение желания или конфликтной ситуации в область подсознательного, сохраняемого в виде подавленного влечения. Чаще всего человек прибегает к этому защитному механизму;

· «реактивное» обучение — принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления;

· отрицание и отвергание — бессознательный отказ допустить существование определенных фактов или трансформирование реальности с целью приспособить ее к своему поведению;

· механизм психологической защиты «вытеснение» — замена недостижимой цели другой целью, вполне достижимой;

· сублимацию — разновидность вытеснения нежелательных фактов и эмоций, приносящего человеку реальное удовлетворение;

· «проекцию» — неосознанное наделение других людей собственными мотивами, чертами и свойствами;

· психологический механизм защиты «рационализация» — поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить определенный поступок или, наоборот, поиск убедительного обоснования неприемлемого поведения.

Защитные механизмы служат для избавления индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохраняют его от осознания нежелательных содержаний и, главное, устраняют тревогу и напряженность сотрудника правоохранительных органов, способствуя повышению его правового поведения в отношениях с гражданами. Однако недостаточно действия только защитных механизмов, поэтому человечество выработало активные методы психологической коррекции, направленные на уменьшение психической напряженности и стресса личности. Они уменьшают напряженность человека через его сознание при целенаправленной и активной деятельности по увеличению воздействия этих механизмов.

Широкое распространение получили следующие психологические методики коррекции стрессового состояния личности: сознательное напряжение и расслабление мышц (релаксация), успешность деятельности обучаемых (результативность деятельности), образное представление тепла и тяжести (аутогенная тренировка), размышление (медитация) и др. Так, если человек, испытывающий стрессовое состояние, активно отвлекается от проблем, обращается к какой-либо деятельности, «уходит» в работу, такое поведение способствует уменьшению напряженности, выступает как психологический механизм коррекции его стрессового состояния.

Повышение уровня профессиональной квалификации сотрудника правоохранительных органов также приводит к уменьшению психической напряженности и стресса, так как квалификация оказывает стабилизирующее влияние на развитие напряжения человека в экстремальной ситуации, способствует его уменьшению. Способность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения (метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона).

Еще одним эффективным способом снять стрессовое состояние личности является образное представление ощущений тепла и тяжести, которые соответствуют состоянию максимального расслабления (метод аутогенной тренировки). Уменьшение стресса достигается с помощью самовнушения. В аутогенной тренировке используются слова, произносимые не только вслух, но и мысленно.

Методов коррекции психической напряженности, применяемых на практике, много, но наиболее эффективными и простыми в работе с сотрудниками правоохранительных органов являются арттерапия, музыкотерапия и библиотерапия.

Арттерапия (терапия искусством) стала применяться для коррекции личностного развития детей, испытавших стресс. В настоящее время получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия является сублимация (переключение). Искусство, особенно легенды и мифы, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

В ходе работы над картиной, рисунком, скульптурой появляется возможность снять агрессивные наслоения у человека, разрядить напряжение, дать выход негативным чувствам. Арттерапия развивает художественные способности к восприятию изобразительного искусства, повышает самооценку, которая возникает в результате выявления талантов и их развития. Проявляя интерес к результатам творчества, сотрудник правоохранительных органов повышает самооценку, снижает психическую напряженность, способствуя эффективной и продуктивной подготовке к несению службы, более качественному ее выполнению, корректному отношению с гражданами.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции психического напряжения, лечения различных психических расстройств. При депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении — громкая, быстрого темпа. Восприятие музыки влияет на сердечные сокращения, дыхание, артериальное давление, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достичь повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности затрат сотрудника правоохранительных органов при подготовке к несению службы и выполнению служебно-боевых задач, способствуя улучшению его правового поведения в деятельности. Коррекционное воздействие музыкотерапии проявляется в том, что снижаются психические проявления, но не устраняются источники их возникновения. Музыкотерапия является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия на сотрудника правоохранительных органов.

Библиотерапия оказывает коррекционное воздействие на личность с помощью чтения в целях нормализации или оптимизации психического состояния человека. Читая специально подобранную литературу, сотрудник правоохранительных органов спокойнее относится к крайностям, противоречиям и вместе с тем расширяет кругозор, знакомясь с шедеврами литературы.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по иному руслу к новым целям. Таким способом можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства для восстановления душевного равновесия. Психокоррекционные процессы при библиотерапии характеризуются воздействием на личность, принося успокоение, удовольствие, радость, чувство уверенности в себе, веру в свои возможности, удовлетворение собой, что приводит к уменьшению психической напряженности.

Методы психологической коррекции стрессовых состояний личности эффективно влияют на человека, если соблюдаются определенные правила их применения. Основными принципами организации и проведения психологической коррекции, овладения навыками саморегуляции эмоциональных состояний являются комплексность, активность и индивидуализация в их применении с использованием обратной связи и самодиагностики.

Уменьшение (корректирование) психической напряженности в последующем будет способствовать правильным действиям сотрудника правоохранительных органов в экстремальных ситуациях, формируя правовое поведение, продуктивную и эффективную деятельность. Правовое поведение личности является основным источником воспитания и развития авторитета сотрудника правоохранительных органов.