Реклама
Статья

Правовое положение индивидуального предпринимателя на рынке лекарственных средств

Рассматривается правовое регулирование статуса индивидуальных предпринимателей на рынке лекарственных средств. Предлагаются пути решения проблем, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели.

УДК 346.26 

Страницы в журнале: 65-67

 

М.Ю. ШАНДРА,

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Юридической школы Дальневосточного федерального университета 18.11.2000@mail.ru

 

Рассматривается правовое регулирование статуса индивидуальных предпринимателей на рынке лекарственных средств. Предлагаются пути решения проблем, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели.

Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, лекарственные средства, лицензирование фармацевтической деятельности, работодатель.

 

The Legal Status of the Individual Businessman on the Market of Medicines

 

Shandra M.

 

The article is devoted to the legal position of the individual businessman on market of medicines. The ways of solving the individual businessman’s problems are suggested.

Keywords: entrepreneur, medicine, licensing of pharmaceutical activities, employer.

 

В  Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица приобретает все большую популярность. На данный момент доля индивидуальных предпринимателей составляет 45% от общего количества правовых форм осуществления предпринимательской деятельности[1].

Индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, выступают равноправными субъектами предпринимательских отношений. Нет отдельного нормативного правового акта, регулирующего деятельность индивидуальных предпринимателей. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

При этом часто высказывается мнение о необходимости принятия единого нормативного правового акта, регулирующего деятельность индивидуального предпринимателя. Также неоднократно отмечалось, что отсутствие комплексных юридических актов, регулирующих правовое положение индивидуальных предпринимателей, порождает противоречия и коллизии в сфере правоприменительной деятельности органов государства[2]. Нам представляется, что нет смысла принимать и разрабатывать отдельный нормативный правовой акт об индивидуальном предпринимателе. Можно согласиться с мнением о том, что индивидуальное предпринимательство представляет собой одну из правовых форм осуществления предпринимательской деятельности[3].

Практически во всех сферах экономики возможно осуществление деятельности в форме индивидуального предпринимательства. Рынок лекарственных средств не является исключением. В Федеральном законе от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон № 61-ФЗ) в качестве одного из субъектов обращения лекарственных средств предусмотрен индивидуальный предприниматель. Однако в процессе обращения лекарственных средств индивидуальный предприниматель может выступать только на стадии реализации лекарственных средств конечному потребителю.

В ранее действовавшем постановлении Правительства РФ от 01.07.2002 № 489 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» содержались нормы, которые позволяли получать лицензии на осуществление фармацевтической деятельности только юридическим лицам. Верховный Суд РФ в решении от 04.02.2003 № ГКПИ 2003-11 устранил недостаток в правовом регулировании, признав недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты в части, ограничивающей возможность осуществления фармацевтической деятельности лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями)[4].

После вступления в силу решения Верховного Суда РФ индивидуальным предпринимателям выдавались лицензии на общих основаниях, как и юридическим лицам, без дополнительных требований.

В постановлении Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», так же как и в отменившем его постановлении Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее — Постановление № 1081), предусмотрено дополнительное требование для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности индивидуальными предпринимателями — обязанность иметь фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

На сегодняшний день одной из важных проблем, которая стоит перед индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, является наличие права у индивидуального предпринимателя принимать на работу специалистов с фармацевтическим образованием для реализации лекарственных средств населению, оставив за собой функцию контроля.

Единого мнения по этому вопросу среди  фармацевтических специалистов и юристов нет. В феврале 2010 года Арбитражный суд Новгородской области привлек индивидуального предпринимателя к административной ответственности за прием на работу в аптечный пункт провизора[5]. Апелляционной инстанцией данное решение было отменено и принято новое решение, в котором Комитету по охране здоровья населения Новгородской области в привлечении предпринимателя к административной ответственности было отказано[6].

В свое время Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в письме от 10.09.2004 № 2391 в связи с поступающими запросами субъектов обращения лекарственных средств сообщила, что деятельность, на которую выдается лицензия, должна осуществляться непосредственно индивидуальным предпринимателем и действие лицензии не может быть распространено на других лиц[7].

В дальнейшем в письме от 06.10.2004 № 4720/04 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития уточнила, что действие письма от 10.09.2004 № 2391 применимо только при лицензировании медицинской деятельности[8].

 Однако несмотря на данное письмо и решение арбитражного суда апелляционной инстанции, вопрос о приеме фармацевтов и провизоров на работу к индивидуальным предпринимателям остается открытым и достаточно животрепещущим.

В целом Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) не запрещает прием на работу к индивидуальному предпринимателю. В статье 303 ТК РФ регулируются особенности заключения трудового договора с работодателем — физическим лицом.

Если исходить из того, что индивидуальный предприниматель должен лично осуществлять реализацию лекарственных средств, не привлекая специалистов, то получается, что фармацевт и провизор, заключившие трудовой договор с индивидуальным предпринимателем, должны сами иметь лицензию на осуществление розничной реализации лекарственных средств. В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) соискателем лицензии может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, для получения лицензии фармацевту и провизору, заключившим трудовые договоры с индивидуальным предпринимателем, необходимо самим зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

Статья 52 Закона № 61-ФЗ, предусматривающая возможность физических лиц осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, не предъявляет требование к физическим лицам по их регистрации в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления фармацевтической деятельности. Кроме того, Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением № 1081, предусматривает, что соискатель лицензии, а потом и лицензиат должны соответствовать требованиям о наличии помещений и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность. То есть при получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности у фармацевта или провизора возникает новый объект, в котором осуществляется реализация лекарственных средств. Таким образом, специалист, работающий у индивидуального предпринимателя, не сможет получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности на свое имя в этом же объекте, так как существенным требованием является наличие помещения.

Анализ норм, содержащихся в Постановлении № 1081, свидетельствует о возможности работы специалистов у индивидуального предпринимателя. Для соискателя лицензии и для лицензиата предусмотрены требования о наличии работников, заключивших с ними трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, и имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста. В соответствии с положениями Закона № 99-ФЗ соискателем лицензии и лицензиатом являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Если бы законодатель запрещал работу фармацевтов и провизоров у индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, то в Постановлении № 1081 было бы предусмотрено, что лицензиат — юридическое лицо должен иметь работников, то есть отдельно бы выделял требования к юридическим лицам и к индивидуальным предпринимателям так, как это сделано в других пунктах положения о лицензировании, где требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам разнятся. Таким образом, на наш взгляд, законодатель не запрещает работу специалистов (провизоров и фармацевтов) у индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

У индивидуальных предпринимателей возникают также сложности при применении нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность. Буквальное толкование приказа Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» свидетельствует о том, что объект по реализации лекарственных средств у индивидуального предпринимателя не может называться ни аптекой, ни аптечным пунктом, ни аптечным киоском. В Постановлении № 1081 к обязательным требованиям, которые должен соблюдать лицензиат, относится соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Таких правил отпуска на сегодняшний день нет. Действует приказ Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения”» (далее — Приказ № 80), которым установлено, что данный отраслевой стандарт является обязательным для всех аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Поскольку законодатель выделил отдельно индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, встает вопрос о том, подлежит ли данный нормативный правовой акт применению индивидуальными предпринимателями. Если да, то как выполнить требование Приказа № 80 об обязательном наличии вывески с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск», если объект, в котором индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляет розничную реализацию лекарственных средств, не называется ни аптекой, ни аптечным пунктом. В приказе Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» (далее — Приказ № 785) также регулируется деятельность только аптечных организаций.

Как видно, правовое положение индивидуальных предпринимателей на потребительском рынке лекарственных средств является неоднозначным. С одной стороны, Закон № 61-ФЗ допускает участие индивидуальных предпринимателей как субъектов обращения лекарственных средств. С другой стороны, несмотря на множество нормативных правовых актов, регулирующих розничную реализацию лекарственных средств, деятельность индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, почти не урегулирована, что вызывает массу вопросов в правоприменительной практике.

Для устранения пробелов в правовом регулировании статуса индивидуальных предпринимателей целесообразно принять нормативный правовой акт, отменяющий действие приказов №№ 80 и 785 и устанавливающий правила отпуска (реализации) лекарственных средств аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

 

Библиография

1 См.: URL: http://www.nalog.ru/gosreg/reg_ul/reg_ur_lic/; http://www.nalog.ru/gosreg/reg_fl/ip_stat/ (дата обращения: 05.10.2012).

2 См.: Юсупов В.В. Конституционно-правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград, 2006. С. 4.

3 См.: Якунина В.В. Гражданская правосубъектность индивидуального предпринимателя: проблемы возникновения и прекращения: дис. … канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 2009. С. 41.

4 См.: Решение Верховного Суда РФ от 04.02.2003 № ГКПИ 2003-11. Доступ из ИПС «Кодекс».

5 См.: Решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.02.2010 № А44-405/2010. URL: http://ras.arbitr.ru/.

6 См.: Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 № а44-405/2010. URL: http:// ras.arbitr.ru/.

7 См.: Письмо Росздравнадзора от 10.09.2004 № 2391. Доступ из СПС «Референт».

 

8 См.: Письмо Росздравнадзора от 06.10.2004 № 4720/04. Доступ из СПС «Референт».

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье раскрываются перспективы введения досудебной (внесудебной) реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя. Приведены основные позиции российских теоретиков относительно подходов к урегулированию задолженности неплатежеспособного субъекта в досудебном порядке
Добавлено: 12.11.2023
Представленная вниманию читателя статья продолжает цикл авторских материалов о различных аспектах правового регулирования в сфере арбитражного судопроизводства
Добавлено: 04.09.2023
Представленная вниманию читателя статья продолжает цикл авторских материалов о различных аспектах правового регулирования в сфере арбитражного судопроизводства.
Добавлено: 04.02.2023
В статье исследуется некоторые спорные вопросы материально-правового и процессуально-правового характера, связанные с определением компетентного суда при привлечении руководителей коммерческих организаций к ответственности.
Добавлено: 30.11.2020
Анализируются нормы действующего российского законодательства в области трудовых правоотношений, в том числе отдельных категорий работников в современных условиях цифровизации экономики.
Добавлено: 04.04.2020